IP для передачи телевизионных программ и видеоконтента, а широкополосные технологии стали наряду со спутниковой связью и телерадиовещанием одним из трех разделов форума, где были представлены мультисервисные сети и проводные сети доступа (коаксиальные, волоконно-оптические и xDSL), беспроводные технологии, операторские услуги, системы биллинга и абонентского обслуживания, домашние мультимедийные сети.

Несмотря на наличие реальных проектов, массовое предоставление услуг доставки видео по сетям широкополосного доступа в России выглядит пока утопической идеей. Наиболее распространенная технология широкополосного доступа ADSL теоретически позволяет развернуть такие услуги, однако на практике проблемы возникают на каждом шагу. Достаточно упомянуть необходимость серьезных вложений в инфраструктуру (включая саму «последнюю милю», операторское и абонентское оборудование), сложности приобретения лицензионного контента, низкую платежеспособность российских потребителей, непроработанные модели бизнеса большинства провайдеров, их неготовность к предоставлению качественного сервиса, проблему выбора продуктов, вписывающихся в существующую сетевую среду, длительный срок окупаемости проектов.

Не удивительно, что большинство примеров успешного внедрения подобных услуг, приведенных на конференции, относилось к дальнему зарубежью. Количество же успешных российских проектов пока весьма невелико. В частности, с апреля «МТУ-Интел» намерена предоставлять пользователям ADSL СТРИМ услуги интерактивного телевидения «СТРИМ ТВ», однако при ожидаемом доходе от абонента для окупаемости проекта компании придется как минимум утроить число подписчиков СТРИМ, переведя их при этом на дорогой тариф.

Очевидно, планы некоторых провайдеров и оценки аналитиков, насчитавших в России 3,5 млн пользователей широкополосного доступа (от 200 Кбит/с), производят впечатление на зарубежных поставщиков, представляющих у нас свои решения и опыт консалтинга. Конечно, российский рынок будет следовать мировым тенденциям, однако попытки объявить 2005-й «годом IP TV в России» выглядят преждевременными, во всяком случае, без поддержки со стороны масштабных государственных или городских программ.