Концепция ILM дала новый импульс развитию рынка систем хранения.

Мир бизнеса стал заложником информации. Темпы роста объемов данных, размещаемых на электронных корпоративных носителях, опережают самые смелые предсказания и, по подсчетам различных аналитических агентств, составляют от 50 до 70% в год. Хотя лишь часть информации, с которой оперирует организация, имеет для нее первостепенное значение, основные усилия департаментов ИТ вполне обоснованно направлены на обеспечение защиты данных, их целостности, возможности быстрого извлечения в любой момент времени — и все это ради той критически важной информации, от которой зависит успешность бизнеса.

Трагические события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, когда после обрушения двух башен-близнецов остановился бизнес целого ряда компаний, в том числе по причине потери ключевой информации, заставил руководителей многих департаментов ИТ осознать, насколько ценна подсистема хранения. Именно с тех пор в американских компаниях начали более строго следовать рекомендациям дублировать данные в резервных центрах, не размещать эти центры на высоких этажах и не располагать их вблизи основного. (К сожалению, на все случаи жизни универсальных рецептов нет — спустя год случилось наводнение в Европе.)

ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА

По прогнозам Gartner, до 2006 г. мировые темпы роста рынка внешних дисковых систем хранения не будут превышать 10%, а оценки IDC на текущий год еще более скромны — 5% (IDC, в отличие от Gartner, учитывает лишь дисковые массивы RAID). Вместе с тем, исследования российского отделения IDC показывают, что в нашей стране этот рынок развивается весьма интенсивно: в 2002 г. его объем составил 79,8 млн долларов, в 2003 г. — почти 104 млн долларов, а в нынешнем, при сохранении темпов роста на уровне 30%, как предсказывает IDC, объем рынка превысит 130 млн долларов.

Три года назад аналитическая компания IDC впервые измерила и оценила соответствующий сегмент российского рынка ИТ, а на нынешней конференции «Системы хранения данных: как на практике управлять жизненным циклом информации?», организованной совместно с Издательским домом «Открытые системы», сообщила об основных тенденциях и закономерностях российского рынка систем хранения.

На российском рынке за прошедший год системы хранения были безусловным лидером по темпам роста (29%) среди всего компьютерного оборудования, и, как отмечает IDC, данная тенденция должна сохраниться. Для сравнения, продажи серверов начального уровня увеличились на 14%, а серверов среднего уровня — всего на 4%. Что же касается рынка систем хранения — здесь наблюдается параболический рост. Сегодня крупные проекты — это не только закупка больших партий оборудования или строительство корпоративных сетей. Прежде всего, как отмечает Сергей Слепцов, ведущий аналитик российского отделения IDC, это инфраструктурные проекты, акцент в которых делается на оптимизацию бизнеса и снижение издержек. А значит, речь идет об огромных массивах данных, сложном программном обеспечении и неизбежных инвестициях.

В 2003 г. в абсолютные лидеры продаж дисковых систем вышли компании HP (29%) и EMC (24%). Очень высокие темпы роста продемонстрировала HDS, заняв долю рынка 17%. (Показатели HDS учитывают продажи Sun Microsystems, которая как OEM-партнер осуществляет поставки решений HDS старшего класса.) 10% принадлежит IBM, удвоившей свой бизнес в области продаж дисковых систем. Для сравнения, в 2002 г. других производителей дисковых систем заметно опережали HP с долей в 35% и EMC — 28%. Sun Microsystems, IBM и HDS контролировали тогда, соответственно, 10%, 8% и 8% этого рынка, а его общий рост за 2002 г. составил 16%.

Рынок программного обеспечения в области хранения данных растет примерно теми же темпами, что и рынок дисковых систем: в 2003 г. его объем составил почти 22 млн долларов. Лидеры распределились следующим образом: EMC и Legato — 36%, Veritas — 28%, HP — 17%, IBM — 9%. На вертикальных рынках наибольший объем продаж наблюдался в секторе страхования (39%) и розничных продаж (38%), а лидером среди «тяжелых» отраслей стала телекоммуникационная отрасль (27%).

По оценке IDC насыщенность российского рынка находится на уровне ниже среднего. Его основная особенность заключается в том, что компании, не слишком отягощенные наследием систем хранения DAS, наибольший интерес проявляют к передовым технологиям SAN и NAS. И хотя абсолютные показатели отечественного рынка систем хранения пока довольно скромны — примерно 1% от мирового, позитивные изменения неизбежны благодаря тем впечатляющим темпам, которые данная отрасль демонстрирует в России. Столь интенсивная динамика привлекает ведущих производителей: за последние два года свои представительства открыли в Москве еще три ведущих вендора рынка — HDS, Veritas и Network Appliance.

КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ

Не так давно IDC опубликовала результаты анализа мирового рынка дисковых систем за II квартал, согласно которому объем продаж внешних дисковых систем составил 3,2 млрд долларов. Этот период оказался неудачным для HP: объем продаж на рынке дисковых систем всех типов снизился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но тем не менее компания сохраняет лидерство в данном сегменте с долей 23%. Вплотную к HP приблизилась IBM — 20,3% при росте в 6,2%. А вот на рынке внешних дисковых систем лидерство захватила EMC с долей 20,7%, причем ее продажи увеличились на 19,5% (719 млн долларов).

Комментируя эти результаты в беседе с автором статьи, Эрез Офер, исполнительный вице-президент EMC, отвечающий за стратегическое планирование технологического развития, в качестве главных факторов успеха своей компании назвал следующие. EMC сумела преодолеть кризис 2001-2002 гг. во многом благодаря своевременному и полному обновлению продуктового ряда. В начале 2003 г. появилась новая линейка Symmetrix и CLARiiON, полностью покрывающая спрос всех трех сегментов рынка: малых, средних и крупных предприятий. Изменения претерпела и бизнес-модель, был диверсифицирован бизнес. Это стратегическое решение позволило резко увеличить объемы продаж за счет поставки систем начального уровня для небольших предприятий. Прежде EMC практиковала схему прямых поставок, однако опыт продаж через дистрибьюторский канал OCS оказался настолько успешным, что теперь компания и в Западной Европе работает не только напрямую, но и через партнеров. Как следствие, в настоящее время большая часть оборудования поставляется на рынок систем малой емкости для небольших предприятий.

Как пояснил Э. Офер, огромную роль в расширении бизнеса сыграло приобретение специализирующихся на разработке программного обеспечения компаний Legato, Documentum, VMware. Продукция Legato позволила EMC занять более прочные позиции в области резервного копирования и восстановления данных, а также решений по управлению электронной почтой и перемещению данных на различные уровни хранения; Documentum добавила в портфель EMC решения в области управления контентом и их интеграции с бизнес-приложениями; разработки VMware пополнили перечень продуктов EMC решениями в области виртуализации аппаратных ресурсов.

В конце октября EMC объявила о приобретении компании Dantz Development Corporation, специализирующейся на разработке программных продуктов резервного копирования и восстановления данных для малых и средних предприятий. Этот шаг хорошо вписывается в общую стратегию EMC по активизации деятельности на всех нишах рынка хранения данных, включая ее нижний сегмент.

Если в 2000-2001 гг. программное обеспечение и услуги занимали в общем обороте EMC не более 24%, то во II квартале нынешнего года это соотношение уже изменилось: на долю оборудования приходится 47%, ПО — 27%, а услуги составляют 26%. Теперь у компании имеется полный набор инструментов — как программных, так и аппаратных — для внедрения стратегии управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM) у своих заказчиков.

ЧТО ТАКОЕ ILM

Концепция ILM стала лейтмотивом еще двух крупных информационных событий на российском рынке систем хранения. Почти одновременно с упомянутой конференцией в середине октября прошел форум ILM, организованный EMC, а также конференция «Новая концепция создания систем хранения данных», посвященная стратегии Sun Microsystems в области хранения информации. Суть концепции ILM в том, что информация в разные периоды своей жизни имеет разный статус и предъявляет различные требования к поддерживающим ее системам, причем далеко не все классы задач необходимо решать немедленно, в оперативном режиме. Наибольший приоритет отдается, как правило, данным, в доступе к которым нуждаются основные бизнес-процессы.

Требования высокой скорости доступа, минимального времени резервного копирования и, что особенно важно, разумного времени восстановления актуальны лишь для наиболее приоритетной части данных. Применяемый в практике многих компаний традиционный подход состоит в том, что резервному копированию подвергаются огромные массивы данных, причем большей их части место в лучшем случае в архиве. Очевидно, что нет смысла хранить такие данные на дорогих дисках SCSI, тем более что отрасль предлагает огромное разнообразие более дешевых систем для хранения менее критичной и не требующей оперативного доступа информации (near-line), а также для резервного копирования и архивного хранения данных (off-line). Вкупе с системой управления ресурсами хранения (Storage Resource Management, SRM) и системой управления контентом (Content Management) внедрение концепции ILM способно полностью изменить подход к хранению данных с точки зрения экономической целесообразности и резко снизить затраты на эксплуатацию этих решений. Концепция ILM лежит в русле модели ресурсных вычислений (Utility Computing) — основной тенденции развития инфраструктуры ИТ.

Причин для обеспокоенности западного мира проблемами эффективности хранения данных достаточно много. Концепция ILM наилучшим образом отвечает менталитету западных компаний, где привыкли считать деньги, однако, кроме того, нельзя не признать, что компании буквально задыхаются под завалами данных. Этому в немалой степени способствует принятие многими странами регулирующих актов, обязывающих государственные и коммерческие организации хранить информацию различного свойства в течение длительного периода времени.

Подобные нормы установлены и в нашей стране, где, впрочем, строгость законов искупается необязательностью их исполнения. Но даже российским компаниям не удастся отмахнуться, например, от потока сообщений электронной почты, превратившейся в одно из важнейших приложений для бизнеса. Для целей резервного копирования почтовых систем и их восстановления многие вендоры уже предложили соответствующий инструментарий в рамках концепции ILM. Кроме того, все они объявили о выпуске систем хранения на базе недорогих носителей ATA и S-ATA и предлагают программное обеспечение для миграции данных на носители различного уровня.

ПРОЦЕСС, А НЕ ПРОДУКТ

Почему же о концепции ILM заговорили только сейчас? Ведь, как напомнила в своем докладе Синди Клойд, директор по решениям ILM компании IBM, идея эта вовсе не нова — компания IBM несколько лет назад реализовала систему управления иерархической структурой хранения (Hierarchical Storage Management, HSM) для мэйнфреймов, которая стала прообразом современных инструментальных средств IBM для реализации ILM. Питер Тенди, директор по системам хранения данных компании Sun в регионе EMEA, также отметил, что концепция ILM на базе производимых Sun аппаратных продуктов, а также ПО SAM-FS/QFS внедряются уже на протяжении нескольких лет (QFS — это версия для сетей хранения SAN), а вскоре планируется выпуск версии 4.2 данного ПО. Он убежден, что в России в самом недалеком будущем концепции ILM будет следовать каждая телекоммуникационная компания для оптимизации работы биллинговых систем; широкое применение этот подход найдет в банковских учреждениях и ряде специфических отраслей экономики — в медицине, промышленном секторе.

В начале сентября компания Hitachi Data Systems анонсировала новую архитектуру Hitachi TagmaStore Universal Storage Platform — программно-аппаратную платформу для оптимизированного хранения данных. Технологические усовершенствования этой платформы в целях подключения и управления устройствами различного класса, в том числе других производителей, позволяют существенно повысить эффективность использования ресурсов хранения и снизить общие затраты на эксплуатацию подсистемы хранения данных. Управление общим пулом внешней и внутренней дисковых подсистем объемом до 32 Пбайт осуществляется с помощью единого набора инструментальных средств, которые реализуют ILM на основе заданных правил на различных уровнях систем хранения данных.

Энди Ватсон, вице-президент по стратегическому развитию Network Appliance, представил решения NetApp, охватывающие все классы задач: системы хранения для критически важных данных с оперативным доступом, массивы RAID на базе недорогих дисков ATA, системы архивного хранения данных, инструменты миграции между всеми уровнями, а также средства резервного копирования и практически моментального восстановления. По его мнению, управление данными и конвергенция технологий SAN и NAS — ключевые направления отрасли хранения данных, которая будет развиваться в рамках архитектуры GRID.

Каждый из вендоров предлагает собственный подход к реализации стратегии ILM, но, как подчеркнул Жан-Люк Шатлен, технический директор HP, ILM — это не продукт, а процесс активного управления информацией от момента ее создания до уничтожения в соответствии с меняющимися бизнес-требованиями. Один из важных элементов ILM — автоматизация этого процесса за счет поддержки специфических для приложений правил. Для внедрения ILM у HP имеется весь необходимый инструментарий в рамках архитектуры RISS — от аппаратных средств и программных решений по управлению миграцией данных до ПО управления документооборотом, а также инструментов для интеграции с системами управления контентом других производителей. И чтобы данный процесс был успешным, его надо правильно планировать и поддерживать.

Что же касается самой концепции — по-видимому, настало время для ее реализации у тех заказчиков, кто уже решил проблему создания инфраструктуры хранения и теперь обдумывает, как снизить затраты на эксплуатацию.

ВИДИТ ОКО ЛОКОТОК

Будучи отчасти продуктом маркетологов, концепция ILM имеет свои глубокие технологические корни. В рамках конференции «Системы хранения данных...» был организован круглый стол, посвященный вопросам необходимости и своевременности внедрения ILM. В его работе приняли участие представители всех основных мировых производителей отрасли хранения, компаний-интеграторов и заказчиков.

Основной вывод, сформулированный в ходе бурного обсуждения этой проблемы, состоит в следующем. На российском рынке пока имеет место лишь фрагментарное внедрение концепции ILM (например, чрезвычайно востребовано оптимизированное хранение электронной почты). Скромные бюджеты компаний позволяют решать лишь насущные задачи, связанные преимущественно с поставкой техники, и не способны финансировать реализацию полномасштабной стратегии эффективного хранения данных.

Впрочем, принимая во внимание темпы роста российского рынка систем хранения и его способность к быстрому восприятию передовых технологий, вполне можно предположить, что ILM со временем укоренится и на российской земле. На память приходит маркетинговая лихорадка, которая три года назад разразилась вокруг концепции виртуализации. Теперь можно констатировать, что она вызвала к жизни новое направление развития отрасли в русле модели ресурсных вычислений, отдельные компоненты которой уже с успехом применяют и отечественные компании.

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.