Реклама
Совершенствование технологий доступа позволяет провайдерам предоставлять новые виды услуг и эффективнее использовать существующую инфраструктуру.

Предоставление услуг широкополосного доступа в Internet (а также к транспортным и корпоративным сетям) стало одним из самых быстро развивающихся сегментов мирового рынка телекоммуникаций. Ожидается, что к 2008 г. только в США число пользователей широкополосного доступа достигнет 52 млн человек. На начало текущего года в этой стране насчитывалось 28—30 млн широкополосных подключений — на 60% больше, чем в 2003 г., причем около 20% пользователей составляли представители малого бизнеса. К концу года более 27% американских семей будут пользоваться широкополосным доступом (через кабельные модемы или DSL), а к 2008 г. их будет более 42%.

По оценкам аналитиков, по всему миру к середине 2004 г. число широкополосных подключений превысило 123 млн, причем темпы роста за год составили около 55% (к 2008 г. оно практически удвоится, достигнув, по прогнозам In-Stat/MDR, 247 млн). Увеличение скорости доступа и снижение цен на услуги передачи трафика обеспечит устойчивый спрос на приложения доставки мультимедийного контента, потокового видео и интерактивных игр, а также услуг пиринговых сетей. В результате к 2007 г. оборот рынка услуг доступа в Internet в США, Европе и Азии превысит 7 млрд долларов.

Таким образом мировой рынок широкополосных услуг достиг «критической массы» и вступил в стадию уверенного роста, что оказывает значительное влияние на бизнес-модели провайдеров. Лидером по распространению широкополосного доступа остается Южная Корея, где, по данным Point Topic, на 100 человек приходится 24 широкополосных подключения. В пятерку лучших входят также Гонконг, Дания, Канада и Голландия (не менее 15 подключений), хотя больше всего широкополосных подключений в США, Китае и Японии.

По прогнозам IDC, число пользователей широкополосного доступа в Западной Европе, которое к концу прошлого года достигло почти 19 млн человек, будет расти в среднем на 36% в год и составит к концу 2007 г. около 50 млн. Одновременно доступ по коммутируемым линиям (dial-up) довольно быстро сдает позиции — как ожидается, число пользователей этой услуги будет ежегодно сокращаться на 9%: с 52,5 соединений (конец 2003 г.) до 34,2 млн (2007 г.).

По данным исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в России к середине нынешнего года насчитывалось до 5 млн пользователей, ежедневно посещающих сайты Internet, прогноз роста на следующий составляет 35%, а на ближайшие три года — 100%. 19% пользовательской аудитории Internet приходится на Москву. В целом же по числу пользователей Internet Россия вышла на шестое место в мире. В Европе число семей, имеющих доступ в Internet, должно вырасти в ближайшие четыре года с 44 до 52%.

ТЕХНОЛОГИИ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА

За рубежом к широкополосному доступу принято относить соединения со скоростью трафика от 2 Мбит/c в направлении к абоненту и 500 Кбит/с от него, хотя в США широкополосным считается соединение с нисходящим трафиком 200 Кбит/с. В России же к широкополосным нередко относят соединения со скоростью от 64 Кбит/c.

И по доле мирового рынка, и по темпам роста (66% в год) лидирующей технологией широкополосного доступа остается цифровая абонентская линия (Digital Subscriber Line, DSL). ADSL, ее самый популярный вариант, теоретически обеспечивает передачу данных на скорости до 8 Мбит/с и получение на скорости до 1 Мбит/с. Широкое распространение ADSL получила в 1998 г. В текущем году Yankee Group отмечает существенный рост количества пользователей DSL вследствие снижения стоимости обслуживания. В мире насчитывается уже около 80 млн подключений по DSL, на долю которой приходится 63—68% широкополосных соединений — больше, чем на кабельные модемы (свыше 29%) и высокоскоростные волоконно-оптические линии FTTx (около 7%). По данным Point Topic, доля других технологий широкополосного доступа (беспроводные сети, спутниковые коммуникации) составляет пока лишь 0,2%.

Если не считать общественные точки доступа по технологии Wi-Fi, которых в России немногим более 200, в нашей стране услуги радиодоступа (с применением различных технологий) ориентированы в основном на корпоративных клиентов. Например, установкой беспроводного оборудования абонентского доступа, поддерживающего услуги телефонной связи и доступа в Internet на скоростях до 2 Мбит/с, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России занимается компания «Голден Телеком». Реализация услуг беспроводного доступа для малого бизнеса осуществляется компанией на базе оборудования Airspan и Alvarion.

Для построения сетей доступа нередко используют также радиорелейные линии связи (РРЛ). Как отмечают специалисты Nort-West Group (NWG), некоторые виды беспроводного оборудования обладают преимуществами по сравнению с прокладкой волоконно-оптического кабеля или РРЛ вследствие работы системы по принципу «точка—несколько точек». Это позволяет обойтись без резервирования отдельных направлений в базовой станции. Такой функционал предлагает, в частности, оборудование беспроводного широкополосного доступа AirStar компании SR Telecom с интерфейсами для передачи голоса и данных (E-1, 10/100BaseT, V.35). Радиус действия системы достигает 20 км, а скорость передачи данных (без учета сигнального трафика) составляет до 15,5 Мбит/с.

Беспроводное оборудование широко применяет в своей сети, охватывающей Москву и Подмосковье, провайдер «Р.М. Телеком». Его каналы связи построены на РЛЛ WOCCOM AS-10 и WOCCOM AS-40 с пропускной способностью 10 и 100 Мбит/с. Для подключения клиентов применяется также оборудование Alvarion Breeze Access VL (54 Мбит/с), Cisco Systems (11 Мбит/с) и Motorola Canopy (10 Мбит/с). На недавнем московском форуме IDF «Р.М. Телеком» продемонстрировала систему BreezeACCESS VL, оснастив Internet-кафе в здании РАН базовой станцией и несколькими клиентскими устройствами с поддержкой технологии 802.16а (WiMAX).

Продвигаемая Intel технология WiMAX теоретически способна обеспечить коммуникации на расстоянии до 50 км со скоростью до 70 Мбит/с. По мере принятия стандартов эта технология будет использоваться все шире, в том числе на последней миле. Некоторые поставщики, например Alvarion или Raitec, уже реализуют в своем оборудовании основные принципы WiMAX. По прогнозам аналитиков, прирост годового объема продаж базовых станций и клиентского оборудования WiMAX с 2004 по 2007 гг. составит, соответственно, 14 и 25%, а в 2008-2009 гг. вырастет до 47 и 66%. К 2009 г. мировой рынок оборудования WiMAX может расшириться до 2,6 млрд долларов, а уже сейчас его объем превышает 500 млн долларов.

Впрочем, как отмечает Анатолий Ольховец, научный сотрудник Bell Labs, совершенствование беспроводной связи не уменьшит необходимости в проводных сетях, а напротив, потребует высококачественных проводных линий для передачи растущих объемов трафика.

Тем временем провайдеры хотят получить максимальную отдачу от существующей инфраструктуры. Наиболее распространенный вариант — стимулирование спроса на ADSL. К концу года число пользователей DSL в Москве может достигнуть 80—100 тыс. Всего же, по оптимистическим прогнозам, в начале 2005 г. почти 1 млн человек будут абонентами широкополосных услуг (чаще всего это пользователи ADSL и домовых сетей), а в ближайшие три-четыре года их станет втрое больше. (Для сравнения, в США в конце прошлого года насчитывалось 23,1 млн подписчиков широкополосных услуг.) Однако Россия, будучи одним из наиболее быстро растущих рынков, привлекает многих поставщиков широкого спектра оборудования доступа (xDSL, Ethernet, SDH, FR, беспроводные решения), как операторского класса, так и клиентских устройств (см. врезку «Новинки оборудования широкополосного доступа»).

Чтобы российский рынок услуг ADSL стал действительно массовым, провайдерам потребуется приложить серьезные усилия и сделать услуги более привлекательными по критерию цена/качество, сохраняя окупаемость проектов, поскольку индивидуальные пользователи заинтересованы, прежде всего, в выгодных тарифных планах.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП «РЕВОЛЮЦИИ INTERNET»?

Наиболее показательны для отрасли шаги, которые компания «МТУ-Интел» предпринимает в рамках совместного с МГТС проекта ADSL-доступа «Точка Ру». При его появлении в 2000 г. услуги широкополосной сети ADSL предназначались в основном корпоративным клиентам (сегодня у компании 10000 корпоративных клиентов xDSL). Стремясь расширить рынок, в мае 2004 г. компания предложила семейство тарифов «Стрим» для частных лиц, однако, несмотря на активное продвижение услуги, значительная часть пользователей выбирала более дешевый вариант — домовые сети.

В августе компания ввела безлимитный (с неограниченным трафиком) доступ по ADSL со скоростью нисходящего трафика 160 Кбит/с и стоимостью (до 1 ноября) 20 долларов в месяц. Это неожиданное для многих экспертов предложение подстегнуло давно назревший спрос. Правда, данная услуга не позиционируется компанией как широкополосная. Основными аргументами в пользу нового тарифа «Стрим Нео» являются постоянное подключение к Internet, надежность связи и неограниченный трафик.

Подлинно широкополосный доступ по ADSL со скоростью 7,5 Мбит/c у данного провайдера обходится в 30 долларов за 2,3 Гбайт трафика в месяц. Правда, реальная скорость зависит от качества канала (протяженности, зашумленности и проч.). К тому же услуга недоступна владельцам спаренных телефонов и квартир на вневедомственной охране. Другие альтернативы в рамках проекта «Точка Ру» — индивидульный выделенный канал (PPPoE) и домашние сети (PPtP).

Новые тарифы позволят существенно ускорить темпы роста клиентской базы, ее потенциальная емкость в московском регионе оценивается в 500 тыс. абонентов. «МТУ-Интел» планирует в обозримом будущем охватить сервисом ADSL до 300 тыс. московских абонентов (теоретический предел для ADSL — 30% абонентских линий). Совместно с МГТС компания тестирует и другие виды технологий доступа. Дальнейшие успехи проекта «Точка Ру» теперь будут зависеть от грамотных организационных и технологических изменений в бизнес-процессах компании, расширения пропускной способности опорной сети и каналов связи с внешними операторами, от улучшения качества связи, сервиса и технической поддержки.

Очевидно, с введением новых тарифов среднемесячный доход с абонента (ARPU) значительно снизился, однако в противном случае «МТУ-Интел» не удалось бы привлечь большое число пользователей. На московском рынке ADSL у этого проекта конкурентов немного, поскольку сеть МГТС покрывает 98% территории города (и часть пригорода). Однако, с точки зрения пользователя, существует такая практически равноценная технологическая альтернатива, как домовые сети, — коллективный доступ с построением локальных сетей Ethernet. Последнее тарифное предложение «МТУ-Интел» способно привлечь потенциальных пользователей домовых сетей с типичным месячным тарифом в 25 долларов.

В Москве насчитывается 500—600 домовых сетей. Не всегда предоставляя в полном смысле широкополосный доступ с желаемым качеством (при сопоставимой с ADSL ценой), они дают ряд преимуществ — бесплатный трафик внутри сети, обширный контент (видеофильмы, музыка), правда, как правило, нелицензионный. По разным оценкам, услугами домовых сетей в городе пользуются 80—100 тыс. человек.

«МТУ-Интел» также владеет частью столичных домовых сетей (по некоторым оценкам, до 15%), однако уступает «Московской телекоммуникационной корпорации» (КОМКОР), долю которой эксперты оценивают в 20%. Кроме того, на этом рынке работает компания «Р.М. Телеком», немало клиентов имеют «Макомнет» и «Зенон».

В июле о скидках на широкополосный доступ в Internet на базе ADSL в московском регионе объявила компания «Центральный телеграф». Вероятно, более привлекательные тарифы предложит пользователям и провайдер «Вэб Плас» (Санкт-Петербург), входящий в холдинг «Телекоминвест» (в середине года у него было около 7 тыс. абонентов ADSL).

«Голден Телеком», а также приобретенные им «Совинтел» и «Комбеллга» пока ориентируются в основном на предоставление услуг широкополосного доступа корпоративным клиентам, которые приносят 56% дохода, причем доля крупных заказчиков составляет 77%. На услуги коммутируемого доступа в Internet приходится 8%. По словам Александра Виноградова, президента и главного управляющего «Голден Телеком», позиционируя себя как оператор последней мили, компания намерена развивать все направления бизнеса, несмотря на их разную финансовую отдачу.

Развитие услуг последней мили дает компании возможность не зависеть от междугородных операторов и заполнить сеть трафиком. 17% доходов направляются на инвестиции, из которых 70% идет на развитие сетей доступа. На последней миле планируется развивать, в частности, такие технологии, как кабельные сети и радиодоступ. В качестве перспективного направления рассматривается WiMAX. Исполнительный директор Михаил Чупа надеется, что технология WiMAX станет для «Голден Телеком» революционной, но к рынку широкополосного доступа в России он относится в целом достаточно скептически, полагая, что данный сегмент может оказаться не настолько емким, как принято считать, поскольку даже в Европе и США пока доминирует доступ по коммутируемым линиям. Что касается услуг доставки видео, в частности «видео по запросу», то, по мнению Михаила Чупы, для этого пока не создано работоспособных бизнес-моделей. Большинство пользователей ADSL по-прежнему ограничиваются доступом в Internet, хотя и на качественно новом уровне.

По словам Дмитрия Дронова, директора по маркетингу компании «Комстар Объединенные Телесистемы», корпоративные клиенты составляют основную часть текущей базы услуг широкополосного доступа. За прошедшие полтора года «Комстар» интенсивно строила мультисервисные широкополосные сети, в том числе и в регионах. Потребности заказчиков не ограничиваются собственно широкополосным доступом, а включают комплекс услуг связи (голос/данные, IP VPN). Однако уже более двух лет прослеживается тенденция расширения аудитории за счет частных пользователей. Сегодня в компании действует отдельное направление по обеспечению мультисервисными услугами связи объектов элитного жилья.

НОВЫЕ ВИДЫ УСЛУГ

Зарубежные аналитики полагают, что в ближайшие несколько лет большая часть услуг доступа в Internet в потребительском сегменте будет основываться на широкополосном доступе. В связи с этим провайдеры стремятся сформировать выгодные предложения, включающие наряду с доступом в Internet ряд дополнительных услуг. Ожидается, что основными факторами привлечения новых подписчиков услуг широкополосного доступа станут «видео по запросу» (см. Рисунок 1), интерактивные игры, дополнительный контент (в основном развлекательный) и IP-телефония. По мнению Alcatel, в настоящее время на мировом широкополосном рынке происходит фундаментальный переход от простого доступа в Internet к новым привлекательным услугам, таким, как голос поверх IP (VoIP) и видео по IP.

Рынок, связанный с предоставлением контента, растет быстрее сегмента традиционных телекоммуникаций. Провайдеры начинают выстраивать иные бизнес-модели в стремлении диверсифицировать свой бизнес и найти новые источники дохода. Хотя информационные услуги, наподобие «контент по запросу», могут стать заманчивым предложением для пользователей, для полноценного развития и окупаемости нужны массовая аудитория и платежеспособный спрос, что осложняет их развертывание в России. Реализация, например, «видео по запросу» потребует окупить немалые вложения в видеосервер и систему биллинга, причем цена услуги должна быть сопоставима с видеопрокатом. К тому же при работе в законодательных рамках возникают сложные проблемы сохранности авторских прав. Впрочем, ситуация постепенно меняется.

Наиболее яркий пример — мультимедийный проект АФК «Система». В группу «Система Телеком», управляющей телекоммуникационными активами данной корпорации, входят компании МГТС, «Комстар Объединенные Телесистемы», «МТУ-Интел» и «Голден Лайн», работающие практически во всех сегментах телекоммуникационного рынка, что само по себе создает «эффект масштаба». Происходящая в настоящее время реструктуризация «Системы» привела, в частности, к созданию дочерней структуры ОАО «Система Мультимедиа» (CMM), приступившей к реализации амбициозного мультимедийного проекта. Он предполагает предоставление массовой аудитории пользователей в Москве и в регионах РФ широкополосных развлекательных услуг: интерактивного телевещания, видео по запросу, мультимедийных игр, доступа в Internet, электронной коммерции. В течение пяти лет компания планирует инвестировать в проект 100—150 млн долларов. Зрителям будет предложено 70—75 телевизионных каналов. Вывод новых услуг на массовый рынок запланирован на начало следующего года.

В середине сентября АФК «Система» и Alcatel подписали контракт на развертывание первой в России широкополосной развлекательной сети. Первый этап проекта стоимостью в 5 млн евро предусматривает создание центра агрегации широкополосных мультимедийных сетей. Его основой станет решение Alcatel Open Media Suite, предназначенное для доставки мультимедиа (включая поддержку Triple Play — передачу голоса, данных и видео) и представляющее собой пакет продуктов и услуг. Ранее СММ подписала договор с компанией STROM telecom на разработку системы тарификации и биллинга.

Активное развитие получает и такой сервис, как интерактивные игры, который провайдеры рассматривают как важный фактор привлечения новых клиентов услуг широкополосного доступа. В мае состоялось официальное открытие «Объединенного игрового портала» МГТС и «МТУ-Интел». Многие домовые сети также предоставляют клиентам бесплатные игровые серверы, однако масштабы аудитории данного портала несопоставимо выше.

Сегмент интерактивных развлечений быстро растет во всем мире. Согласно прогнозам DFC Intelligence, по сравнению с прошлым годом к 2009 г. мировой оборот этого рынка увеличится в пять раз, а его активными участниками станут 376 млн человек.

На американском рынке широкополосного доступа пока небольшую, но уже важную роль играет технология передачи голоса по сетям широкополосного доступа (Voice over Broadband). Кроме того, в нынешнем году основные поставщики оборудования IP-телефонии перешли к активному продвижению видеотелефонии. Правда, эти решения предлагаются все еще главным образом для корпоративного сегмента, однако, по прогнозам Forrester, уже к 2009 г. количество видеотелефонов в американских домах достигнет 58 млн.

НОВОЕ ВИНО В СТАРЫХ МЕХАХ

Прежние скорости Internet уже перестают отвечать современным требованиям. Разработчики пытаются решить проблему, создавая такие проекты, как Internet2 или PlanetLab, в целях расширения возможности передачи мультимедийной информации в реальном масштабе времени. Однако все они не имеют смысла без совершенствования технологий доступа, ведь именно последняя миля долгое время оставалась «узким местом».

Несмотря на быстрый рост сегмента оптических сетей доступа, особенно «оптического Ethernet», изыскиваются все новые способы более эффективного использования ресурсов медных телефонных линий. Созданные пять лет назад стандарты ADSL (ITU G.992.1 и G.992.2) были дополнены в июле 2002 г. спецификациями ADSL2 (ITU G.992.3 и G.992.4), а в начале 2003 г. — ADSL2+ (G.992.5). Эти стандарты позволили увеличить скорость нисходящего трафика с теоретических 8 до 12 Мбит/с (см. Рисунок 2), повысить эффективность кодирования, адаптации к скорости передачи, усовершенствовать процедуры диагностики и установления соединения, предложить процедуры объединения каналов (для увеличения скорости нисходящего трафика) и передачи голосового трафика (CVoDSL) без его преобразования в пакеты или ячейки.

Если в ADSL2 для нисходящего трафика используется полоса 1,1 МГц (G.992.3) и 552 кГц (G.992.4), то в ADSL2+ она расширена до 2,2 МГц, благодаря чему удалось удвоить скорость на коротких линиях (менее 3 км). При необходимости пропускная способность канала увеличивается путем объединения нескольких телефонных пар с помощью механизма инверсного мультиплексирования.

Как отмечают специалисты Corecess, основной целью разработки спецификации ADSL2 было достижение большей производительности на длинных линиях в присутствии сосредоточенных (узкополосных) помех за счет квадратурной амплитудной модуляции (QAM), уменьшения служебных данных в пакете (длина служебного поля может задаваться программно), более эффективного четырехмерного 16-уровневого решетчатого кодирования.

Одной из причин, препятствующих успешному использованию ADSL, является неоднородность характеристик абонентских линий. В трансиверах ADSL2 улучшены функции диагностики, посредством которых можно определить зашумленность линии, затухание сигнала и соотношение сигнал/шум на обоих концах линии. Проблемы перекрестных наводок решаются с помощью адаптации скорости передачи (Seamless Rate Adaptation, SRA). При ухудшении условий модем изменяет скорость передачи без прерывания операций.

ADSL и G.SHDSL (ориентированные на корпоративных пользователей и гарантирующие качество обслуживания) нацелены на увеличение дальности. VDSL, уже обретающая черты стандарта, предназначена для передачи на небольшие расстояния (1,2—1,4 км) со скоростью 16—18 Мбит/c. В настоящее время в VDSL применяется два варианта модуляции — QAM и DMT. Лучшая спектральная совместимость DMT, большая скорость передачи и устойчивость к помехам дают больше шансов этому варианту.

Совершенствуются и технологии передачи данных по коаксиальному кабелю. Так, новая технология MOCA позволяет достичь скорости в 270 Мбит/с. Энтузиасты передачи данных по линиям электропитания (Power Line Communication, PLC, или Broadband over Power Line, BPL) не оставляют попыток вывести эти технологии на широкий рынок. В последних разработках PLC пропускная способность передачи данных в сети электропитания достигла 200 Мбит/с, а в технологии BPL она составляет от 300 Кбит/с до 2 Мбит/с. В США уже началось предоставление коммерческих услуг BPL, а в тестовой эксплуатации находится несколько десятков сетей. По стоимостным и скоростным параметрам этот сервис близок к DSL. Ожидается, что стандарт BPL (IEEE 1675) будет принят к 2006 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Широкополосный доступ становится все более популярной услугой, в том числе и благодаря постоянному снижению ее стоимости, что обусловлено как возросшим уровнем конкуренции среди операторов связи, так и низкой платежеспособностью населения. С учетом уровня технической вооруженности действующих игроков, как считает Дмитрий Дронов, потенциал этого сегмента огромен, а успех будущего рынка определяется степенью готовности потребителей воспользоваться предлагаемым сервисом. Постепенное снижение стоимости доступа при сохранении прибыльности позволяет дополнять широкополосный доступ услугами телефонии и телевещания.

В настоящий момент этот рынок только формируется. Одним из факторов, способствующих распространению широкополосного доступа, является рост информационных потребностей корпоративных клиентов. С другой стороны, частные пользователи проявляют все большую заинтересованность в интерактивных приложениях. Уже сейчас музыка и видео преобладают в трафике. В дальнейшем возможности технологий IP и современных широкополосных сетей позволят предоставить весь спектр интерактивных сервисов любому абоненту.

С развитием домовых сетей и доступа по ADSL доля коммутируемого доступа будет снижаться. Новые стандарты обеспечат трансляцию нескольких каналов сетевого видео с качеством DVD и подключение абонентов на линиях, ранее не позволявших предоставлять услуги ADSL. Очевидно, с развитием услуг будут увеличиваться спрос на волоконно-оптические решения (см. врезку «От меди к оптике») и беспроводные технологии. По данным аналитиков, во всем мире количество подключений на скорости более 200 Кбит/с за последние два года утроилось. Россия не остается в стороне. В ближайшие месяцы крупные игроки рынка широкополосного доступа собираются выступить с новыми инициативами.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.


Новинки оборудования широкополосного доступа

Рынок оборудования широкополосной связи включает в себя разнообразные системы, как клиентские, так и операторские. Это модемы DSL, мультиплексоры доступа (DSLAM), кабельные модемы, системы терминирования кабельных модемов (CMTS), устройства интегрированного доступа (IAD), маршрутизаторы доступа и др. По данным In-Stat/MD, объем рынка широкополосного оборудования CPE, включая модемы, шлюзы и маршрутизаторы класса SOHO, в прошлом году превысил 5 млрд долларов, однако в дальнейшем ожидается некоторое снижение продаж (см. Рисунок 1). По словам Дмитрия Дронова, сегодня организация широкополосных услуг возможна на базе самых разных технологий (xDSL, HPNA, беспроводные решения), однако выбор каждой из них определяется конкретными потребностями в пропускной способности и параметрах качества услуги. Однако технология ADSL остается оптимальной для большинства приложений.

Рисунок 1. Прогноз объема продаж оборудования CPE на мировом рынке (в млрд долларов), по данным InStat/MDR.

В прошлом году поставки DSLAM значительно увеличились во всех регионах мира, причем по числу портов рынок удвоился. Прогнозы на 2004 г. предполагают прирост еще на 40%. Рынок будет расширяться еще как минимум пять лет, но не столь быстро. Усиление конкуренции привело к тому, что стоимость порта снизилась на 30%. По информации Dell?Oro Group, список ведущих мировых производителей оборудования DSL по-прежнему возглавляет компания Alcatel с долей более 40% (свыше 50 млн линий DSL), что почти втрое превышает показатели ближайшего конкурента, однако в прошлом году другие игроки рынка составили Alcatel серьезную ценовую конкуренцию. В Азиатско-Тихоокеанском регионе UTStarcom, Corecess, Sumitomo и Samsung даже смогли вытеснить Alcatel с первой позиции (в основном за счет крупных контрактов с операторами). Ссылаясь на отчет Gartner Dataquest за 2003 г., о своем лидерстве на рынке маршрутизаторов DSL в регионе EMEA с долей 40% заявляет компания ZyXEL.

Снижение цен на оборудование и услуги широкополосной связи стимулируют рыночный рост. Особенно большие изменения наблюдались в минувшем году в сегменте IP DSLAM, который по числу портов составляет более 16% мирового рынка DSLAM, а к 2006 г., по прогнозам Infonetics, превысит 30%. Уже в следующем году доходы от продаж ATM DSLAM начнут снижаться, поскольку крупные провайдеры постепенно переходят к оборудованию IP/Ethernet. Ряд производителей выпускают комбинированные ATM/IP DSLAM. В клиентском оборудовании часто объединяется несколько устройств (маршрутизаторы, модемы, межсетевые экраны, беспроводные точки доступа), что упрощает развертывание сети в малом/домашнем офисе. Широкое распространение получают ADSL2 и ADSL2+. Технология VDSL отвечает тенденции прокладки оптического волокна ближе к клиенту, сочетания технологий с агрегированием трафика на разных участках и максимальной скорости передачи. Еще одна тенденция — комбинирование в устройствах разных схем доступа (оптические/медные линии).

Ориентируясь на новые требования, поставщики продолжают совершенствовать свои платформы. В сентябре Alcatel представила IP DSLAM для поддержки услуг Triple Play. IP-платформа Alcatel 7302 intelligent Services Access Manager (iSAM) нацелена на удовлетворение растущего спроса на «видео по запросу», HDTV и широковещательное телевидение. Она поддерживает READSL2, ADSL2+, VDSL2 и PON.

Рисунок 2. Операторская сеть доступа DSL на основе xDSL-коммутаторов ZyXEL с поддержкой перспективных технологий широкополосного доступа по медной паре и простой интеграцией в сети Ethernet и SDH.

Развивая подобно многим производителям концепцию Triple Play, Siemens ICN предлагает операторам платформу SURPASS DSL Broadband Access с высокой плотностью портов в расчете на массовое развертывание услуг с поддержкой разных видов DSL: ADSL, SHDSL и VDSL. SURPASS hiX 5300 DSLAM предоставляет возможность миграции к Ethernet: устройство одновременно поддерживает магистральные сети ATM и Ethernet. Поддержка CoS (IEEE 802.1p) обеспечивает применение этого оборудования для широковещательной трансляция видео, видеоконференц-связи и VoIP.

Системы для сетей кабельного телевидения также продолжают совершенствоваться. Nortel Networks в июле вывела на рынок систему беспроводного доступа Wireless LAN Cable Access Point 6220. Это устройство совмещает в себе кабельный модем и точку доступа WLAN (Wi-Fi), с помощью которой можно создавать зоны покрытия для частного и общего беспроводного доступа в Internet, предоставлять услуги высокоскоростной передачи данных малым и средним предприятиям.

Весной несколько российских компаний начали поставки решения Ericsson Ethernet DSL Access (EDA), реализующего концепцию «IP на всей сети». Этот IP DSLAM (ADSL и ADSL2) поддерживает услуги пакетной передачи данных, доступ в Internet, телевизионное вещание и услуги IP-телефонии (H.223), а емкость системы можно наращивать с шагом всего в 10 абонентов.

Компания «Диалог-Сети», «золотой» партнер Allied Telesyn, продемонстрировала на выставке «Связь-Экспокомм 2004» устройство IP/Ethernet DSLAM 7400 от Allied Telesyn с поддержкой ADSL2+. Компания ВИМКОМ, поставляющая телекоммуникационное оборудование для решений операторского класса, познакомила с целым рядом новинок от разных производителей. Например, AVIV Infocom начала выпуск DSLAM AVIV Infinity I-4000R с поддержкой до 64 портов для небольших операторов связи. Этот DSLAM стабильно работает на расстояниях до 6 км с модемами ADSL разных производителей. По мнению специалистов ВИМКОМ, данное устройство — одно из самых доступных по стоимости решений операторского класса (чуть более 100 долларов за порт).

Появившиеся в линейках большинства производителей, компактные DSLAM популярны у российских заказчиков, проявляющих интерес и к технологии VDSL. По утверждению российской инженерной компании Promtel, поставляемые ею 24-портовые концентраторы доступа VDSL от Lucent получили положительные отзывы от провайдеров. Lucent V-16 VDSL IP DSLAM позволяет сократить служебный трафик в канале VDSL за счет инкапсуляции пакетов PPP или Ethernet в кадры VDSL. К транспортной сети V-16 подключается по электрическим или оптическим интерфейсам Gigabit Ethernet.

Рисунок 3. Беспроводная сеть малого/домашнего офиса состоит из неуправляемого коммутатора, небольшого числа рабочих станций и ноутбуков.

Компания Schmid Telecom продолжает совершенствовать свои платформы Watson и Pegasus. В июне она представила интегрированное управляемое устройство доступа Pegasus IAD 200. Это оборудование для малого/домашнего офиса позволяет провайдеру предложить набор услуг третьего уровня, включая маршрутизацию и фильтрацию пакетов, поддерживает технологию G.SHDSL, СoS, обеспечивает приоритет передачи голосовых пакетов, классификацию по меткам VLAN и DSCP. Пропускная способность DSL динамически разделяется между голосом и данными. Благодаря новой плате Pegasus с интерфейсом STM-1 (с поддержкой GFP и LCAS) платформа доступа Pegasus может подключаться к магистральной сети SDH. Голос и данные передаются через оптический порт (155 Мбит/с), что позволяет применять Pegasus в удаленных местах, где нет прямого соединения с ТфОП или сетями Ethernet. Для управления оборудованием предлагается система Pegasus Element Manager (PEM).

В марте на предприятии Elcoteq в Санкт-Петербурге началось производство всей линейки модемов Watson 5. Оно организовано для удовлетворения растущего спроса на продукцию Schmid Telecom в Европе, России и СНГ. Модем Watson 5 использует стандарт G.SHDSL для передачи потоков E-1, Nx64 и Ethernet. С его помощью операторы связи и провайдеры могут предложить различные услуги по одной, двум или четырем медным парам. Новая четырехпортовая плата LTU (4xE-1) позволяет снизить стоимость соединения на 40%. При этом плотность имеющейся кассеты размером 19? возрастает до 48 полных потоков Е-1. Поддержка ADSL2+ пока не планируется. По словам Елены Бобровой, коммерческого директора Schmid Telecom в России, оборудование протестировано в сетях ряда операторов, включая «Комстар», «Комбеллга», «Голден Телеком», «Волгателеком» и «Эквант».

В том же месяце к производству техники ADSL компании ZTE приступила компания «Интеркросс» (Рязань). Речь идет о модемах ADSL ZSDSL 831 для подключения небольших сетей к Internet и коммутаторах ZXDSL 8426 с поддержкой PPPoA, PPPoE, VLAN (802.1Q) и фильтрации на уровне MAC.

Многие российские провайдеры используют оборудование xDSL компании ZyXEL Communications (см. Рисунок 2), по данным которой, на начало текущего года в России было инсталлировано более 50 тыс. линий xDSL. В частности, ZyXEL является основным поставщиком абонентского оборудования для пользователей услуг «Стрим», при этом «МТУ-Интел» использует DSLAM нескольких производителей, включая оборудование Hi-FOCuS от ECI Telecom. Кроме двух моделей модемов ZyXEL OMNI ADSL пользователям предлагаются модемы AusLinx AL-2007/AL-2006 и Huawei SmartAX MT810.

Ориентируясь на рост домашних сетей, U.S. Robotics в середине октября дополнила свое семейство продуктов SureConnect ADSL новым устройством SureConnect ADSL Modem and 4-Port Router, предназначенным для организации многопользовательской сети в малом офисе или частном доме. Это четырехпортовый маршрутизатор Ethernet, интегрированный с модемом ADSL и межсетевым экраном. Для организации беспроводных сетей предлагаются устройства SureConnect ADSL Wireless Gateway и 802.11g Wireless Turbo Multi-Function Access Point.

Рисунок 4. Система Alcatel 1575 AN (HYTAS) может использоваться как альтернатива выносам АТС, а пользователи получают вдобавок услуги передачи данных xDSL.

Снижение цен на оборудование Wi-Fi делает актуальным его использование в домашних и небольших офисных сетях. Как отмечают специалисты компании Discom NT, специфика подобных сетей в том, что при их создании приоритет отдается не столько надежности, безопасности и масштабируемости, сколько стоимости устройств, простоте настройки и обслуживания (см. Рисунок 3).

Для оказания услуг передачи голоса и данных производители предлагают универсальные мультисервисные системы абонентского доступа с компонентами, применяемыми как на медных линиях, так и в волоконно-оптических сетях. К подобным решениям относится гибридная система доступа (Hybrid Telecommunications Access System), HYTAS компании Alcatel KE (см. Рисунок 4). Эта гибридная система обеспечивает предоставление услуг (POTS, ISDN, xDSL, Ethernet, выделенные линии) в радиусе до 6 км от выносного модуля и может использоваться для оказания услуг DSL в имеющейся сети передачи данных IP, а точку перехода волоконно-оптических линий в медные определяет заказчик. Компания North-West Group, которая в 2002 г. вывела эту систему на российский рынок, реализовала более 10 проектов по построению сетей мультисервисного абонентского доступа на базе HYTAS для операторов «Связьинвест», а в Европе установлено уже более 7 млн абонентских портов HYTAS.


От меди к оптике

По оценкам экспертов КОМКОР, в ближайшей перспективе массовым спросом будут пользоваться доступ со скоростью в нисходящем направлении до 15 Мбит/с, и технологии ADSL или HomePNA (со скоростью передачи около 10 Мбит/с) не смогут справиться с таким информационным потоком, поэтому компания ориентируется на развертывание высокоскоростных волоконно-оптических каналов связи.

Одна из перспективных технологий — пассивные оптические сети (PON). При использовании всего одного оптического волокна они позволяют объединить в единый оптический сегмент древовидной топологии до 32 абонентских узлов в радиусе до 20 км от центрального узла (см. статью автора «Оптика вплотную к клиентам» в майском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2003 г.). Передача прямого и обратного каналов осуществляется на разных длинах волн со скоростью 155 или 622 Мбит/с в каждую сторону, а пропускная способность динамически распределяется между абонентами. Там, где оптический кабель прокладывать дорого, в качестве расширения PON можно использовать беспроводные сети или xDSL.

По информации «Телеком Транспорт» в России оборудование PON от Terawave Communications используют 24 оператора, при этом реализовано более 400 центральных и 3000 абонентских узлов. По прогнозам компании, в следующем году объем продаж таких устройств вырастет вдвое. Сейчас проходит сертификацию оборудование EPON от компании Fujikura. Ожидается, что к концу года от одного до трех операторов будут применять его в своих сетях.

Первая в России сеть PON была введена в эксплуатацию в Санкт-Петербурге в 2002 г., сейчас их уже около десяти. «Центральный телеграф», один из ведущих операторов связи московского региона, объявил о планах по развитию сетей доступа в столице и области на базе этой технологии. «Голден Лайн» использовала PON для построения сетей доступа в нескольких районах Москвы. В прошлом году на основе ATM PON построена сеть доступа в Ейске, которая обеспечивает подключение к Ethernet корпоративных пользователей, городской администрации, образовательных учреждений, а также транспорт потоков E-1 к выносам PBX. Эти проекты реализованы на оборудовании Terawave, поставки осуществила «Телеком Транспорт». Компания КОМКОР широко использует технологию PON как решение проблемы оптической последней мили. Клиенты получают услуги телефонии, передачи данных и доступа в Internet.

Интерфейсы PON (BPON и GPON) поддерживает в своем IP DSLAM Hi-FOCuS IP компания ESI Telecom (см. Рисунок 1). Продукт предназначен для предоставления услуг Triple Play в пакетных сетях. Свои системы BPON/GPON совершенствует и компания Olencom Electronics. В начале года это оборудование прошло сертификацию в России и в настоящее время используется в крупном коммерческом проекте провайдера «ПетерСтар».

По прогнозам аналитиков, в ближайшие два года мировой рынок оборудования PON вырастет примерно на 15%. Дальнейшие успехи технологии зависят от ее возможности конкурировать по стоимости волокна, оборудования и интерфейсов с такими альтернативами, как «оптический Ethernet».

Операторы имеют возможность комбинировать самые разнообразные технологии доступа. Одним из вариантов развития стандартных оптико-коаксиальных сетей HFC являются оптико-коаксиальные сети с пассивной коаксиальной частью — Hybrid Fiber Passive Coax (HFPC). В таких сетях (со скоростью доступа от 128 Кбит/с до 2 Мбит/c) отсутствует активное коаксиальное оборудование. Сигнал от головной станции до оптического узла идет по оптическому волокну и раздается абонентам по пассивной коаксиальной сети. По данным «Телеком Транспорт», в условиях плотной городской застройки стоимость сети HFPC несколько выше, чем HFC, но зато оператор может предоставлять весь спектр услуг: передачу данных, телефонию, а в перспективе — интерактивное ТВ и «видео по запросу».