Решения бизнес-телефонии на базе IP-АТС находят применение в корпоративных сетях российских компаний.

Aналитики полагают, что мировой рынок вполне готов к внедрению голосовых коммуникаций «по IP» при надлежащем планировании телекоммуникационной инфраструктуры на предприятиях, и рассматривают данную технологию как достигшую рыночной зрелости. Однако отношение российского бизнеса к корпоративной IP-телефонии остается сдержанным, хотя ведущие поставщики этих решений сообщают о динамичном росте продаж.

Обычно IP-АТС выбирают те, кто уже хорошо знаком с инфраструктурой сетей передачи данных. Подобные решения внедряются не только работающими в России крупными зарубежными компаниями, например Ernst&Young, но и отечественными предприятиями различного масштаба. Одним из них стал проект, который для торгового дома «РусавтоГАЗ», дочерней компании ОАО ГАЗ, был реализован нижегородским системным интегратором «Сонет НН».

Компания «Сонет НН» ранее уже принимала участие в развертывании локальных сетей на отдельных объектах ГАЗа: в 2001-2002 гг. она выполнила полный комплекс работ по созданию информационной инфраструктуры на административных площадях ООО «РусавтоГАЗ» (см. статью автора «Сеть для сбыта «ГАЗ» в сентябрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2002 г.).

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Для задач бизнеса ООО «РусавтоГАЗ» требовалось обновить не только информационную, но и телефонную инфраструктуру компании, чтобы обеспечить надежной связью всех сотрудников, в четырех офисных зданиях. Однако вначале специалистам отдела ИТ предстояло определиться с выбором вариантов модернизации.

Имевшаяся телефонная инфраструктура уже не соответствовала новым требованиям: в частности, номерной емкости унаследованной УАТС не хватало, а технической возможности для расширения в станции не предусматривалось. С неизбежностью вставал вопрос о покупке другой УАТС и замене проводки. Реконструкция телефонного кабельного хозяйства и дальнейшее его обслуживание предполагали серьезные затраты. Кроме того, модернизация заняла бы много времени и нарушила нормальное функционирование компании, а внедрение нового оборудования потребовало бы включения в штат технических специалистов для проведения регламентных работ либо заключения договора на сопровождение.

На предприятии уже была развернута современная кампусная сеть (см. Рисунок 1), и в результате возникла идея использовать ее для внедрения современной коммуникационной системы. Это позволило бы задействовать для голосовых коммуникаций сеть передачи данных, избежать расходов на реконструкцию телефонной сети, реализовать недорогую связь с удаленными подразделениями, а также сэкономить на междугородных/ международных переговорах (торговый дом «РусавтоГАЗ» имеет партнеров по всей территории России и за рубежом). На принятие решения о внедрении IP-телефонии повлияла и перспектива получения дополнительных функциональных возможностей, наличие которых позволяло оперативно внедрять новые виды сервиса и тем самым повысить эффективность работы сотрудников.

В линейках продуктов поставщиков IP-АТС с поддержкой передачи голоса по сетям Ethernet/IP имеются модели, ориентированные на удовлетворение потребностей малых и средних компаний в современной телефонной связи. Они привлекают невысокой стоимостью, достаточно просты в установке и эксплуатации. В Россию ведущими производителями поставляется несколько продуктов подобного класса: 3Com NBX, Alcatel OmniPCX, Avaya IP Office, Cisco CallManager Express, Nortel Networks BCM и Siemens HiPath.

В процессе выбора производителей рассматривались различные варианты, и в конечном итоге специалисты ООО «РусавтоГАЗ» выбрали предложенную «Сонет НН» коммуникационную систему NBX 100 компании 3Com. Эта система бизнес-телефонии для предприятий малого/среднего размера хорошо приспособлена для работы как в условиях типичных небольших российских офисов, так и в филиалах крупных компаний и уже опробована в десятках российских проектов. Ее применение сокращает издержки на содержание дополнительного штата сотрудников, при этом система поддерживает основные функции традиционной офисной АТС.

VoIP И НЕ ТОЛЬКО

Системы 3Com Network Business eXchange (NBX) являются «чистыми» IP-решениями, т. е. системами с пакетной коммутацией, причем построение распределенных телефонных сетей в NBX основано на протоколе IP, а при работе в одной подсети для голосовых коммуникаций между конечными устройствами (телефонами) используются кадры Ethernet. Подход с применением Ethernet-телефонии позволил 3Com избежать накладных расходов на пересылку по локальной сети заголовков пакетов. Таким образом, для NBX протокол IP не обязателен и востребован в том случае, когда этого требует топология сети или связь с удаленными офисами через глобальную сеть (например, через Internet). Поскольку при разработке решения особое внимание уделялось качеству передачи речи, предпочтение было отдано патентованному протоколу 3Com с невысокой степенью сжатия голоса. В отличие от продукции других производителей, в системах 3Com NBX не применяется протокол H.323, хотя программный шлюз NBX ConneXtions Gateway позволяет дополнить 3Com NBX поддержкой H.323 для связи с различными системами и операторами IP-телефонии либо для экономного использования пропускной способности канала за счет более высокой степени сжатия голоса.

Впрочем, для рассматриваемого нами проекта выбор решения 3Com NBX 100 предопределили не только его технические особенности, но и такие факторы, как малое время развертывания, более низкая — по сравнению с некоторыми конкурирующими системами — стоимость при большом числе IP-телефонов, встроенная поддержка дополнительных сервисов (голосовая почта, автосекретарь, персональное управление вызовами и др.) на всех внутренних телефонных линиях. Наконец, специалисты «РусавтоГАЗ» смогли на практике убедиться в пригодности решения для своей сети: «Сонет НН» предоставила комплект системы NBX 100 для месячного тестирования, что позволило опробовать ее функциональные возможности. Очевидно, в пользу выбора 3Com NBX сыграло и то обстоятельство, что фактически вся корпоративная сеть «РусавтоГАЗ» была построена на оборудовании 3Com, а «Сонет НН», уже не первый год внедрявшая в этой компании различные проекты ИТ, накопила опыт установки продуктов данного поставщика.

Как утверждают специалисты 3Com, затраты на развертывание и внедрение системы NBX меньше, чем на аналогичное решение на базе цифровой АТС, а цены на многие модели цифровых телефонов и IP-телефонов NBX вполне сопоставимы. Немаловажным показателем является и совокупная стоимость владения. Для традиционных телефонных станций она нередко выше, чем для телефонии на базе локальной сети, особенно при частом перемещении сотрудников и изменениях в схеме расположения рабочих мест.

10 ДНЕЙ, КОТОРЫЕ НИКОГО НЕ ПОТРЯСЛИ

Использование IP-телефонии позволяло в сжатые сроки и без нарушения работы сотрудников развернуть новую систему коммуникаций на базе уже существующей сетевой инфраструктуры, а кроме того, экономично решить проблему объединения подразделений ООО «РусавтоГАЗ» в корпоративную сеть передачи голоса и данных с единым планом нумерации.

Специалисты «Сонет НН» провели обследование сети заказчика, чтобы выяснить, в состоянии ли она удовлетворять требованиям к качеству обслуживания (QoS) голосовых приложений. Для внедрения системы телефонии по локальной сети они оптимизировали сеть, используя средства приоритезации трафика (такие возможности поддерживаются в современных коммутаторах 3Com). В телефонной системе NBX 100 предусмотрена поддержка протоколов IEEE 802.1p/Q, IP ToS и DiffServ для обеспечения QoS.

Решить основную задачу — снабдить телефонной связью всех сотрудников компании — удалось достаточно быстро. На инсталляцию и настройку системы (исключая установку персональных телефонных аппаратов) потребовалось немногим более 10 дней. За это время было собрано, установлено и протестировано шасси системы с необходимыми интерфейсными модулями, а также разработан план маршрутизации вызовов согласно требованиям заказчика.

Поставляемая с NBX утилита NetSet предоставляет все функции по управлению системой и ее конфигурированию. В системных настройках задаются параметры IP-адресации шасси, выбирается сетевой протокол, префикс выхода в городскую сеть, режимы подключения телефонов и т. д. Как отмечают специалисты «Сонет НН», технических проблем при внедрении системы не возникало. Решение проработано и отлажено, а в последних версиях встроенного ПО устранены обнаруженные за время существования продукта недостатки.

Во время трехнедельной тестовой эксплуатации NBX прежняя УАТС работала в обычном режиме. Риск был сведен к минимуму, поскольку предварительное тестирование NBX уже показало, что «РусавтоГАЗ» сможет обходиться без старой станции, а в случае проблем предусматривался возврат к коммутации каналов. К городской телефонной сети NBX подключили по цифровому каналу Е-1 (ISDN PRI) и через аналоговые линии.

Задачи администрирования системы возложены на сотрудников отдела сопровождения локальной сети «РусавтоГАЗ», с которыми они вполне справляются. Их обучение проводилось силами специалистов «Сонет НН». Благодаря проработанному встроенному ПО и интуитивно понятному интерфейсу NBX 100 длительной подготовки и углубленных знаний не потребовалось.

Графические средства администрирования 3Com NBX NetSet и Network Supervisor дают возможность контролировать качество голосовой связи и передачи данных. ПО 3Com Network Supervisor 4.0 постоянно используется для мониторинга корпоративной сети «РусавтоГАЗ». Управление NBX осуществляется из любой точки сети через встроенный в нее сервер Web. Администратор системы запускает на ПК обычный браузер, после чего он может добавлять, перемещать или удалять абонентов, изменять настройки телефонной системы. Утилита NetSet доступна и пользователям: они могут выбирать мелодии звонков, определять комбинацию быстрого набора номера, переадресацию и многое другое. Кроме того, сотрудники «РусавтоГАЗ» активно осваивают встроенные приложения компьютерной телефонии (CTI).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конвергентная сеть на базе оборудования 3Com позволила «РусавтоГАЗ» внедрить такие дополнительные услуги, как голосовая почта и автосекретари, улучшить эффективность взаимодействия сотрудников предприятия, повысить качество обслуживания клиентов. На текущий момент система обслуживает один поток E-1 (30 внешних линий) и 154 внутренних абонента в четырех зданиях. Кроме того, через нее организована связь с удаленными объектами ГАЗа (где также установлены телефоны NBX) по выделенным каналам с пропускной способностью 2 Мбит/с. Для организации телефонной связи к корпоративной сети планируется подключить и подразделения в других городах, организовав коммуникации через туннели VPN.

Уже на этапе внедрения системы NBX 100 в «РусавтоГАЗ» достигнута ощутимая экономия денежных средств за счет отказа от прокладки отдельной телефонной кабельной сети. Реальную экономию ресурсов и времени система приносит и при перемещении сотрудников. Если в случае традиционной АТС необходимо быстро перекроссировать телефонную пару или перенастроить АТС для сохранения внутреннего номера пользователя, то возможности IP-АТС позволяют просто перенести личный аппарат и подключить его к локальной сети на новом рабочем месте, при этом все настройки сохраняются.

Еще одно преимущество — снижение расходов на оплату услуг связи с удаленными офисами и междугородных/международных звонков за счет перевода голосового трафика в сеть передачи данных.

Как отмечают специалисты «Сонет НН», основная сложность подобных проектов — в доведении до заказчиков идеи, что внедрение IP-телефонии способно приносить организации прибыль, в первую очередь за счет сокращения издержек на сопровождение системы и повышение эффективности работы сотрудников.

Проект активно развивается, и в недалеком будущем номерная емкость системы NBX 100 может быть полностью задействована и, при необходимости, расширена путем каскадирования шасси. NBX100 предусматривает возможности построения распределенной системы корпоративной телефонии с установкой дополнительных шасси в любом месте территориальной сети. Именно такой вариант, с оснащением станции дополнительными интерфейсными модулями, планируется реализовать в недалеком будущем. В более отдаленных планах — переход на систему большей емкости SuperStack 3 NBX V5000 (до 1500 линий). Все интерфейсные модули NBX 100 поддерживаются старшей системой. Предполагаемые сроки окупаемости проекта в «РусавтоГАЗ» составляют около 20 месяцев. В аналогичных зарубежных проектах внедрения NBX только за счет консолидации линий и сокращения расходов на связь с филиалами удается сэкономить до 30% средств предприятия. Важным фактором для решения бизнес-телефонии являются показатели надежности. По данным 3Com, у станций серии NBX он достигает 99,99%, что для систем IP-телефонии весьма неплохой показатель.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.


Коммуникационная система 3Com NBX 100

NBX 100 позиционируется производителем как простая в использовании телефонная система корпоративного класса, обеспечивающая коммуникации по локальным (Ethernet) и глобальным (IP) сетям. Она оснащается системным ПО четвертого поколения и имеет встроенные средства голосовой почты, автосекретарей с многоуровневыми голосовыми меню, средства получения отчетов о звонках, планирования соединений, организации и управления группами абонентов. Подобная функциональность свойственна и современным цифровым УАТС, однако, по данным 3Com, в ее продукте эти средства реализованы более экономно и широко.

В 3Com NBX предусмотрена интеграция электронной и голосовой почты (где можно сохранять до 80 ч записи), включая уведомление о наличии голосовой почты и возможность ее автоматической пересылки на указанный электронный адрес. В почтовом ящике системы электронной почты пользователь может видеть как почтовые, так и голосовые сообщения, делать звонок из популярных приложений управления контактами или из Microsoft Outlook, получать детальную информацию о звонках (CDR). При необходимости NBX интегрируется с готовыми приложениями CRM или центрами обработки звонков.

Кроме того, система NBX 100 позволяет задать автоматический выбор режима работы системы в зависимости от времени суток, выбор маршрута соединения с наименьшей стоимостью (при связи с удаленными филиалами), поддерживает кодеки G.711 (64 Кбит/с), G.726 (32 Кбит/с) и G.729 (8 Кбит/с), имеет механизм подавления пауз (Voice Active Detection, VAD).

Конструктивно NBX 100 представляет собой шасси для монтажа в стандартном шкафу 19?, который закрепляют на стене или ставят на пол. Это довольно компактный блок с шестью разъемами расширения, при нехватке установочных мест возможно каскадирование шасси. Для этой цели используется восьмипортовая плата NBX 10BaseT Hub Card.

Всю обработку вызовов осуществляет модуль NBX Network Call Processor (NCP). Он же управляет комплексом встроенных приложений и встроенным сервером Web, системой голосовой почты и TAPI 2.1 (интерфейсом CTI), функцией отчета о звонках, унифицированной обработкой сообщений (IMAP4). Модуль NCP имеет стандартные разъемы Music on Hold (MOH) и внешнюю систему персонального вызова, порт 10BaseT и порт COM для диагностики.

Конфигурация внедренной системы включала в себя одно шасси NBX 100 (APX30M/4P), модуль процессора обработки вызовов NBX 100 NCP, интерфейсный модуль NBX Analog Line Card (с функцией определения номера CallerID) с четырьмя аналоговыми портами для подключения ТфОП, интерфейсный модуль NBX E1 Card (30 цифровых каналов), а также 70 адаптеров NBX Analog Adapter для подключения стандартных аналоговых телефонов или факсов (в данном проекте они применяются в основном для подключения к станции факсимильных устройств).

У заказчика установлено 10 телефонов с программируемыми клавишами NBX 2102B Business Phone (со встроенным коммутатором 10/100), 30 стандартных телефонов NBX 2101 Basic Phone, а четыре лицензии на ПО NBX pcXset x3 позволили применять программу для эмуляции телефона на компьютере.


Коротко о главном

Заказчик: ООО «РусавтоГАЗ»

603004, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 88.

тел.: (8312) 56-78-95,

факс: (8312) 96-26-65, 92-36-44.

http://www.gaz.ru

Исполнитель: «Сонет НН»

603022, г. Нижний Новгород,

Окский съезд, 2.

тел.: (8312) 78-06-68,

факс: (8312) 78-06-67.

http://www.sonetnn.ru

Факты. ООО «РусавтоГАЗ» создано в 2000 г. со 100-процентным участием в капитале ОАО ГАЗ и получило исключительные права реализации продукции завода ГАЗ. Торговый дом «РусавтоГАЗ» заключает прямые договоры поставок с корпоративными клиентами в России, имеет разветвленную дилерскую сеть. Информационная инфраструктура охватывает все административные здания компании.

Задачи. Предприятию предстояло обновить телефонную сеть и устаревшую аналоговую АТС для обеспечения надежной телефонной связью сотрудников компании. Старая инфраструктура уже не отвечала требованиям роста бизнеса компании, что предполагало работы по прокладке новых телефонных кабелей.

Решение. Современную корпоративную сеть можно использовать не только для передачи данных, но и для нужд телефонии. Это снимает множество проблем, связанных с необходимостью модернизации телефонной кабельной инфраструктуры и ее дальнейшим обслуживанием. В результате анализа различных вариантов было выбрано решение на базе 3Com NBX 100. Оно отличалось малым временем развертывания, низкой стоимостью по сравнению с конкурентными предложениями, предусматривало лицензированную поддержку до 200 IP-телефонов и внешних линий и встроенную поддержку дополнительных услуг.

Вывод. Внедрение коммуникационной системы NBX 100 позволило повысить эффективность работы предприятия и добиться заметной экономии за счет отказа от телефонной кабельной инфраструктуры организации. Благодаря наличию функций QoS в коммутаторах и гигабитных магистральных линий связи голосовой трафик не подвергается искажениям и не оказывает заметного влияния на нормальную работу корпоративной сети.