Для восстановления сервера после полного отказа предусмотрена отдельная процедура в рамках резервного хранения: восстановление после катастроф или восстановление с нуля. Редакция LANline проверила пять программ для резервного копирования данных на способность максимально быстро возобновить работу сервера.

Как реагирует система резервного копирования данных, когда сервер оказывается полностью неработоспособным, в результате чего отсутствует платформа, на которой может выполняться соответствующее программное обеспечение? Администратор мог бы заново установить операционную систему и программное обеспечение резервного копирования, после чего восстановить последние сохраненные данные. Решения для восстановления после катастроф (Disaster Recovery, DR), напротив, обещают немедленное возобновление работы сервера, причем автоматическое. В идеальном случае процесс восстановления происходит без какого-либо вмешательства со стороны пользователя.

Производители придерживаются двух подходов: они либо сохраняют необходимую информацию для восстановления статичным образом, причем компакт-диск делается по возможности небольшим и содержащит операционную систему в таком объеме, чтобы после ее установки можно было обращаться к ленточным накопителям. Этот метод быстр и несложен и во многих отношениях соответствует требованию «восстановление без пользователя». Но у медали есть и обратная сторона: аппаратное обеспечение должно оставаться идентичным. К примеру, системную плату после отказа системы заменить нельзя, даже если это необходимо, иначе после восстановления драйверы и аппаратное обеспечение не будут соответствовать друг другу. К иной видео- или сетевой карте система еще адаптируется, но в случае контроллера SCSI или системной платы лучше переустановить операционную систему и приложение резервного хранения.

Другой подход основывается на новой инсталляции с контрольным списком, при этом на загрузочный диск копируются не только драйверы и информация о разбиении, но и инсталляционные файлы операционной системы. При необходимости компакт-диск автоматически инсталлирует урезанную версию ОС либо с ленточного накопителя, либо по сети с центрального сервера. Этот метод более гибок, однако отнимает больше времени и требует определенных действий от пользователя. К тому же возникает вопрос: не проще ли переустановить всю платформу полностью? Да и при значительных изменениях аппаратного обеспечения такой вариант все равно не поможет — он позволяет лишь отследить перемены в разбиении. Как бы то ни было, решение для восстановления после катастроф будет полезно администратору благодаря автоматизации и наличию заранее определенных настроек.

RETROSPECT 6.5 ОТ DANTZ

Dantz начинала с разработки программного обеспечения для Macintosh, что заметно по его внешнему виду и концептуальному подходу. При попытке создания образа ISO для загрузочного компакт-диска Retrospect выдает предупреждение, если необходимая для восстановления резервная копия отсутствует на ленточных носителях. После щелчка мышью в другом окне отображается информация о том, когда будут созданы резервные копии для целей восстановления и какие резервные копии будут для этого использоваться. Мастер создания загрузочного диска интегрирован в панель выбора программы. Дискеты не предусмотрены, но можно распечатать подробную документацию с описанием процедуры восстановления. Функцию восстановления после катастроф Dantz сделала достаточно гибкой. Мастер предлагает пользователю указать инсталляционные файлы применяемой операционной системы и номера лицензии. Образ хоть и увеличивается в объеме на несколько сотен мегабайт, но программное обеспечение сможет работать с абсолютно другой аппаратурой, поскольку производит новую инсталляцию автоматически.

Рисунок 1. Retrospect от Dantz описывает все детали процесса восстановления.

При отказе пользователю необходимо загрузиться с компакт-диска, после чего он попадает в среду установки Windows 2000. Программа просит выбрать раздел, а затем Retrospect инсталлирует собственную версию поверх минимальной конфигурации операционной системы. Теперь пользователь может выбрать необходимые тома, файлы и папки, а также резервные носители, откуда будет производиться восстановление. Очень удобной нам показалась возможность считывать содержимое каталогов с ленты, чтобы, к примеру, выяснить, что содержит носитель с нечеткой идентификационной надписью.

Retrospect предлагает восстановление после катастроф и для клиентских серверов. Процедура аналогична случаю с центральным севером резервного копирования. Клиент с установленной Windows Server 2003 хоть и удивил сообщением об ошибке после установки, но сама установка прошла гладко. Для восстановления необходимо удалить неисправного клиента из базы данных сервера резервного хранения и заводит его снова. Теперь через консоль сервера резервного копирования на клиенте можно запустить процесс восстановления. Реализация восстановления после катастрофы компании Dantz защищена от случайных ошибок, гибка и удобна. Но из-за инсталляции минимальной версии операционной системы процесс длится достаточно долго: в зависимости от процессора, жестких дисков, CD-ROM и операционной системы, он занимает от 40 до 100 мин. На выполнение теста с Windows 2000 потребовалось около 90 мин.

BACKUP EXEC 9 ОТ VERITAS

Veritas предлагает несколько вариантов восстановления после катастрофы. Во-первых, в Backup Exec 9 интегрирована возможность интеллектуального восстановления после отказа (Intelligent Disaster Recovery, IDR). С ее помощью в среде Windows можно восстанавливать как центральные, так и клиентские серверы. Кроме того, функциями восстановления после отказа наделены Netbackup, а также самостоятельный пакет Bare Metal Restore (BMR) — решение по восстановлению после отказов в архитектуре клиент-сервер для очень крупных сетей. Тестирование проводилось с Backup Exec 9.0.

Рисунок 2. Netvault от Bakbone предлагает восстановление после катастроф только для клиентских серверов, но не для сервера резервного копирования.

Для запуска новой системы IDR создает загрузочный диск или набор дискет. Кроме того, для каждой системы необходимо иметь две дискеты, на них наряду с драйверами в файле *.dr сохраняется информация о разбиении и прочие внутренние данные. Этот файл *.dr записывается программой во время полного сохранения, а при изменении конфигурации сервера он должен быть обновлен. IDR работает и с клиентскими серверами, сохранение данных с которых осуществляется через сервер резервного копирования. Для каждого сервера нужен собственный набор дискет IDR. Кстати, файлы *.dr помимо дискет по умолчанию сохраняются и на сервере резервного копирования. Чтобы гарантировать наличие хотя бы одной версии файлов в случае ошибки, в специальном окне при запуске мастера предлагается ввести альтернативный путь для сохранения файлов *.dr.

Как и Dantz, Veritas выдает предупреждение пользователю, если отсутствует необходимая для восстановления резервная копия. Мастер создания загрузочных диска и дискет требует указать путь к инсталляционным файлам операционной системы, после чего продолжает запись дискет IDR. При изменении каких-либо параметров сервера администратор должен произвести процедуру обновления в отдельном пункте меню.

В случае отказа администратор запускает сервер с загрузочного диска и позволяет программе после многократного подтверждения снова провести разбиение так же, как оно было выполнено до отказа. Затем программное обеспечение инсталлирует минимальную версию Windows 2000. Дальнейшая процедура имеет два варианта в зависимости от того, какой сервер восстанавливается — главный или клиентский. В первом случае программа инициализирует аппаратное обеспечение резервного копирования и копирует последнюю версию сервера с ленты. Если необходимо восстановить работоспособность удаленного сервера, то инструмент активизирует сетевое соединение и осуществляет поиск сервера с подключенными носителями. После чего программное обеспечение создает задание на восстановление, которое регулярным образом обрабатывается, и система возвращается в исходное состояние. Восстановление занимает довольно много времени — 80 мин, но при тестировании все прошло без проблем и с минимальным вмешательством пользователя — как в случае главного сервера, так и клиентского.

NETVAULT 7 ОТ BAKBONE

NetVault от компании Bakbone из всех протестированных программ поддерживает наибольшее количество операционных систем, но обладает одним недостатком: для сервера резервного копирования нельзя создать комплект восстановления после катастроф. Сохранение информации возможно только для клиентских серверов, резервирование которых осуществляется через центральный сервер резервного копирования. Для восстановления Bakbone использует собственную операционную систему VaultOS на базе UNIX. Она поставляется в виде образа ISO на компакт-диске и не адаптирована специально под какую-либо конкретную аппаратную конфигурацию. После загрузки с диска VaultOS требует лишь выбрать сетевую плату и аппаратное обеспечение хранения. Драйверы для многих часто используемых компонентов содержатся в образе, для недавно появившихся сетевых устройств и накопителей администратору придется загрузить соответствующие драйверы с сайта Netvault. Во время тестирования VaultOS не обнаружила драйвера для карты Gigabit Ethernet от Broadcom, который нам пришлось скачать с сайта. Кроме того, VaultOS не производит автоматического распознавания аппаратного обеспечения, поэтому администратор должен знать, какие компоненты установлены на сервере.

Рисунок 3. Мастер интеллектуального восстановления в Backup Exec 9 от Veritas.

На сервере необходимо сохранить все клиентские данные, и, как только сеть и накопители окажутся инициализированными, VaultOS запустит клиента восстановления и будет ждать реакции сервера. Как бы просто это ни звучало, на деле все прошло не так удачно. Соединение между клиентом и сервером никак не удавалось установить из-за того, что NetVault для сохранения клиентов использует внутренний сервер DNS, посредством которого осуществляется определение адреса по имени для всех серверов в локальной сети, даже если работать под NetVault с IP-адресами. После преодоления этого барьера процесс восстановления длился приблизительно 45 мин.

ARCSERVE 9 ОТ CA

Компания Computer Associates (CA) реализовала функциональность восстановления после отказа своей программы ArcServe 9 в виде отдельного инструмента Boot Kit Creator. Он доступен через центральный интерфейс администрирования и работает под управлением Windows NT, Windows 2000 и Windows XP Professional. В зависимости от операционной системы для загрузки можно использовать дискеты, компакт-диски или ленту. Если процесс восстановления NT производится только при помощи заранее приготовленных дискет, то в случае Windows 2000 и XP администратор может выбирать между всеми тремя форматами. Загрузка непосредственно с ленты требует, однако, наличия ленточного накопителя, поддерживающего эту функцию. К сожалению, использовавшийся в тесте стример DDS4 к таковым не относится. Обычно пользователи выбирают загрузку с компакт-диска, поскольку процесс тогда проходит быстрее, чем при работе с дискетами. Для создания диска ArcServe требует указать путь к инсталляционным файлам операционной системы, хотя сам путь несколько замысловато называется «файл образа». Специфическую для системы информацию ArcServe сохраняет на дискете, которая создается лишь при условии успешного предварительного сохранения данных в целях восстановления.

Рисунок 4. У Tapeware функция восстановления после катастроф очень наглядна.

Другие серверы, если они сохраняются через сервер резервного копирования, также защищаются посредством восстановления после катастроф. Программное обеспечение предлагает в мастере выбор возможных серверов, для которых может быть записана дискета. Все опции для процесса восстановления представлены здесь без точного описания. Чтобы понять, какие из них следует предпочесть, пользователю придется проштудировать сопровождающую документацию из 170 страниц, представляющую собой файл *.pdf.

В случае серьезной ошибки восстановление протекает очень прямолинейно: администратор загружается с диска, вставляет по требованию дискету в дисковод и ждет, пока ArcServe не установит временную операционную систему. При наличии специальных контроллеров RAID или SCSI, драйверы для которых в операционной системе отсутствуют, при инсталляции временной ОС их следует иметь под рукой и, как это происходит в Windows 2000, запускать при помощи клавиши F6. Как только ленточный накопитель инициализирован, мастер требует вставить ленту с последними данными и начинает процесс восстановления. Не найдя стример, он ищет сервер резервного копирования и запрашивает нужную ленту у него. Из-за необходимости новой инсталляции процесс восстановления после отказа длится около 100 мин. Зато мастер восстановления обладает очень хорошим графическим интерфейсом и поясняет немногие действия пользователя четкими инструкциями.

TAPEWARE 7 ОТ YOSEMITE

Функция восстановления после отказа, реализованная в Tapeware, самая быстрая и наиболее простая в использовании из всех протестированных. На стартовом экране программное обеспечение предлагает создать загрузочный диск или несколько загрузочных дискет. По возможности следует выбирать вариант с компакт-диском, иначе запись пяти дискет будет длиться слишком долго. Образ ISO на компакт-диске занимает всего 25 Мбайт, потому что инструмент записывает лишь самые важные файлы для минимальной конфигурации Windows 2000. В случае необходимости мастер без изменений восстанавливает образ или отдельные тома. Те, кто заменял аппаратное обеспечение с момента последнего резервного копирования (при восстановлении это приходится делать очень часто), окажутся в безнадежном положении, если они меняли что-либо еще помимо жесткого диска.

После загрузки с диска перед администратором появляется панель управления, где он может выбирать между восстановлением всей системы и восстановлением определенных томов. При подключении автозагрузчика соответствующий носитель должен быть вставлен в ленточный накопитель, чтобы программное обеспечение обнаружило загрузочную ленту. К недостаткам программы относится, во-первых, то, что она не спрашивает, создана ли уже лента для восстановления данных. В случае серьезного сбоя это может обернуться очень неприятным сюрпризом. И, во-вторых, ПО Tapeware способно создавать носители для восстановления только для сервера с подключенным ленточным накопителем. Клиентам, кроме всего прочего, понадобится стример. Процесс восстановления проходит быстро, во время теста он занял 40 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение от Tapeware просто в обслуживании и позволяет восстановить систему за короткое время силами даже неквалифицированных в техническом отношении пользователей, однако оно не может справиться даже с изменениями в разбиении. Dantz, Veritas и Computer Associates выполняют это с помощью специальных дискет, но требуют заметно больших финансовых и временных затрат. Наиболее удобным процесс восстановления после катастроф сделала Dantz, а решение от Veritas проводит восстановление очень последовательно и обладает наглядным пользовательским интерфейсом. Computer Associates предлагает множество опций, однако в программе они описаны не очень хорошо. В остальном, благодаря очень хорошей реализации функций восстановления, ArcServe выглядит вполне убедительно. NetVault от Bakbone в первую очередь не понравилась нам неудобным обновлением драйверов, а также тем, что восстановление невозможно выполнить для самого сервера резервного копирования. Как положительный момент следует отметить поддержку многочисленных операционных систем.

Ясно, что функциональность восстановления после катастроф не способна заметно повлиять на выбор продукта. Администратор при помощи любого из протестированных продуктов сможет сократить и/или упростить процесс восстановления. В некоторых случаях в качестве альтернативы можно предложить решение исключительно с использованием образа, которому для восстановления требуется заметно меньшее время.

Эльмар Терек — независимый автор. С ним можно связаться по адресу: redaktion@lanline.awi.de.


? AWi Verlag


Условия тестирования

Все решения восстановления после катастроф проверялись в одной и той же среде. В качестве аппаратной платформы для сервера использовался Dell 500SC под управлением Windows 2000 с процессором с тактовой частотой 1 ГГц и оперативной памятью 512 Мбайт. В качестве аппаратного обеспечения для резервного копирования применялся стример DDS4, а также автозагрузчик DLT4000 от Quantum. В роли клиента выступал сервер Dell под управлением Windows 2003 с двумя процессорами Xeon 2,4 ГГц и оперативной памятью 1 Гбайт. Каждая программа резервного копирования устанавливалась на только что инсталлированную операционную систему: для нового запуска сервера было выбрано программное обеспечение V2i Protector.

Сначала создавалась резервная копия для восстановления и загрузочный диск для сервера, а также, в случае необходимости, подготавливалась дискета с информацией об аппаратном обеспечении. Затем процесс восстановления запускался на другом диске большего объема, после чего сохранялся клиент, если он поддерживался, и создавался соответствующий загрузочный диск. Наконец, выполнялись действия по восстановлению клиента на исходной системе. Длительность всего процесса заносилась в протокол, как и необходимые пользовательские данные.