При всей неоспоримости роли и места выставки CeBIT в мире высоких технологий никакие цифры не в состоянии скрыть тот факт, что вот уже несколько лет она не выдвигает ни одной идеи, способной как локомотив потянуть за собой всю отрасль. Ни активно разрекламированный пару лет назад Bluetooth, ни общедоступные беспроводные точки доступа (hot-spots) не в состоянии поднять всю отрасль — им бы со своими проблемами справиться, да и стоящие за этими технологиями идеи имеют скорее локальное значение. Впрочем, что же на зеркало пенять? Да и так ли страшно отсутствие доминирующего направления развития?

Наверно, воспоминания о буме на рубеже столетия до сих пор многим не дают покоя, когда не надо было прикладывать усилий для завоевания места под солнцем, поскольку его всем хватало с избытком. Но не сама ли отрасль приучила заказчиков не доверять свои зазывным призывам — и проблема 2000 г., и коммерциализация Internet на поверку оказались искусственно раздутыми пузырями. И то, что объединяющей идеи нет — на самом деле благо, поскольку это заставляет отрасль оглядываться на заказчиков и внимательнее прислушиваться к ним, а не нестись сломя голову вперед, будучи одержимой сама собой и не задумываясь о том, а не слишком ли трясет пассажиров и в состоянии ли они выдержать взятый темп?

Сдержанный оптимизм — наверно, так можно охарактеризовать доминирующее настроение на выставке, и при этом прагматичность и реализм в отношении дальнейших путей развития. Отказ от гигантомании в области идей выразился и в том, что на прошедшей выставки многие ее участники ориентировались на предприятия малого и среднего бизнеса. Между тем корпоративные заказчики снова готовы инвестировать в ИТ, тем более что оборудование, установленное на волне массовой модернизации на рубеже 2000 г., требует замены, а операторы начинают проявлять активный интерес к сетям следующего поколения, не ограничиваясь только поддержанием существующих сетей.

Тем не менее одну тенденцию — тревожную, на мой взгляд, — хотелось бы отметить. Нынешняя выставка проходила под лозунгом «Завтра мы будем покупать по-другому, продавать по-другому, жить по-другому и работать по-другому». Если отвлечься от того, что сама фраза представляет собой труизм, она, не называя, призвана отразить тенденцию цифровизации во всех областях человеческой деятельности и жизни. Дело даже не в том, что, выдвигая идею «цифрового образа жизни», производители пытаются продать пользователям, на этот раз домашним, очередную идею (правда, на этот раз она носит объективный, а не искусственный характер, поскольку компьютерные технологии все активнее внедряются в различные устройства бытового назначения). Трудно представить себе более массовый рынок, чем потребительский, и понятно стремление производителей компьютерной техники на него выйти, но вот сохранят ли тогда высокие технологии право называться таковыми? Потенциально это угрожает самой выставке превращением из профессиональной в потребительскую, тем более что уже в этом году заметное смещение фокуса в сторону потребительских товаров имело место. Впрочем, организаторы выставки пока такую возможность отрицают.