Ведущие производители сетевого оборудования и учрежденческих АТС рассматривают корпоративную IP-телефонию как одно из приоритетных направлений деятельности.
Телекоммуникационный бизнес возлагает на IP-телефонию большие надежды. По темпам развития она уступает, пожалуй, лишь мобильной связи. Согласно оценкам Boston Consulting Group (BCG), в 2002 г. российский рынок IP-телефонии составил 80 млн долларов, хотя основная доля приходится пока на операторский бизнес. О росте данного сегмента отечественного рынка можно судить, в частности, по объемам продаж оборудования IP-телефонии. Например, в прошлом году лидирующая в этом секторе Cisco Systems улучшила свои показатели по странам СНГ более чем на 650%. К перспективному сервису начинают серьезно присматриваться корпоративные клиенты. По мнению Арсения Тарасова, менеджера по развитию бизнеса московского представительства Cisco, IP-телефония проникает не только в операторский бизнес, но и становится востребованной корпоративной услугой. Как считают аналитики Gartner, к 2010 г. сети передачи голоса и данных будут объединены в единую сеть, способную удовлетворить большую часть телекоммуникационных потребностей.

На технологически продвинутых рынках США и Европы в 2002 г. спрос на традиционные офисные АТС упал на 11% при существенном (80—100%) увеличении числа проданных корпоративных решений телефонии на базе IP (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение продаж традиционных УАТС и IP PBX в США в млн линий (по данным TEQConsult Group)
По статистике данное направление быстрее осваивают малые и средние компании, поскольку они не обременены уже функционирующей дорогостоящей телекоммуникационной инфраструктурой. В Европе крупные предприятия с унаследованными системами предпочитают поэтапный переход на IP, в то время как малый/средний бизнес более склонен к «резким переменам». По прогнозам Gartner, большинство покупателей IP PBX (мини-АТС с функциональностью IP-телефонии) будут составлять предприятия среднего размера. InfoTech сообщает, что наибольшим спросом пользуются IP PBX на 1000 и более абонентов: свыше 40% компаний США с численностью свыше 500 сотрудников приступили к переходу на IP PBX или уже завершили его. IP PBX выбирают заказчики, хорошо знакомые с инфраструктурой сетей передачи данных и планирующие реализовать на их основе голосовые службы.

Подобные решения привлекают компании, где конфигурация и требования приложений лучше соответствуют IP PBX, однако достаточно высокая стоимость систем препятствует их применению в организациях с ограниченным бюджетом. Особенно это касается отечественного рынка, для которого характерны относительно низкая стоимость рабочей силы, невысокий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и сетей широкополосного доступа, отсутствие достоверных методик расчета экономической эффективности внедрения того или иного решения. В ближайшие три-четыре года корпоративная IP-телефония, находящаяся на начальном этапе развития, вряд ли будет играть весомую роль в решении телекоммуникационных задач российского корпоративного сектора. По данным компании J`Son & Partners, в последние три года ее рост составлял примерно 10%. Обычно заказчики выбирают эту технологию при переезде в новый офис или в случае вынужденной смены устаревшей УАТС, хотя ее внедрение подстегивает и развитие различных приложений интеграции голоса и данных.

Уже пятый год тема корпоративной IP-телефонии активно освещается в отечественной прессе, однако это внимание не соответствует реальным достижениям. Организациям необходимо окупить свои вложения в УАТС, и даже те, кто стоит перед выбором решения (TDM или IP), предпочитают осторожный подход. Переход от аналоговой телефонии к цифровой и IP-телефонии не будет революционным, да и рынок решений TDM со временем не исчезнет, ведь для целого ряда приложений традиционные УАТС оптимальны по соотношению цены и функциональных характеристик.

Современные IP PBX представлены двумя основными направлениями. В архитектуре клиент-сервер функции коммутации и управления вызовами выполняют коммуникационные серверы (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Серверы обработки телефонных вызовов осуществляют установление и разъединение телефонных соединений, направляют пакеты по выбранному маршруту на IP-телефоны или через шлюз во внешнюю телефонную сеть.
Это может быть специальная платформа либо стандартный сервер (Windows или Linux) с управляющим ПО, дополненный коммутатором локальной сети и маршрутизатором с поддержкой QoS. Передача голоса выполняется посредством технологии VoIP и сетей Ethernet (намного реже встречаются ATM PBX и иные решения). Для функционирования таких систем не требуется ни обычная УАТС, ни телефонная инфраструктура, хотя они и не исключают их применения. Наиболее известными поставщиками «чистых» IP-решений являются компании Cisco Systems, 3Com и Mitel; подобное оборудование присутствует и в линейке продуктов ряда производителей УАТС (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Ведущие производители УАТС, выпускающие IP PBX (по данным TEQConsulting)

Многие компании, выпускающие традиционные УАТС, развивают иное направление — конвергентные IP PBX. Нередко они дополняют УАТС поддержкой IP и предлагают интегрированные коммуникационные системы IP/TDM (как правило, речь идет о комбинации IP и TDM, а не о полной конвергенции). Это позволяет создавать разнообразные конфигурации корпоративных сетей и осуществлять голосовую связь как по обычным телефонным линиям, так и по сетям передачи данных. Иногда УАТС с функциями шлюзов поддерживают передачу голоса не по IP, а по ATM, frame relay или ISDN. Лидеры рынка конвергентных IP PBX — Avaya и Nortel Networks. Существенная его доля принадлежит компании Alcatel. В Европе сильные позиции удерживает Siemens. Почти все производители традиционных УАТС представили продукты с поддержкой протокола IP. В США доля интегрированных платформ IP/TDM в полтора раза превышает продажи «чистых» систем IP-телефонии.

Достоинства того или иного решения и выбор варианта его реализации в значительной степени зависят от класса задачи, требуемой функциональности, числа сотрудников и характера деятельности компании, существующей инфраструктуры, бюджета и проч. (см. врезку «Преимущества IP PBX»).

Корпоративная IP-телефония — это не только IP PBX. Данный бизнес включает в себя разработку и продажу IP-телефонов, построение мультисервисных и конвергентных сетей, услуги операторов, интеграцию различных приложений, включая видеоконференции, центры обработки вызовов, контакт-центры, системы CRM и унифицированной обработки сообщений. Такие приложения формируют быстро развивающийся сегмент отечественного рынка и могут стать стимулом к развитию корпоративной IP-телефонии и более широкому внедрению IP PBX.

В России системы IP-телефонии применяются предприятиями нефтедобывающей отрасли («ТНК», «Татнефть»), энергетики («Днепроэнерго»), банками («Альфа-Банк», «Международный московский банк», «Зенит», «Русский стандарт» и «Русский кредит»), государственными учреждениями (Министерство финансов, МПС РФ, Администрация г. Славутич), провайдерами. К ним проявляют интерес предприятия связи, производственные холдинги, турагентства, организации, реализующие IP-телефонию на основе уже развернутых мультисервисных сетей. Корпоративные системы IP-телефонии используют и сами интеграторы, специализирующиеся на подобных проектах. Так, CompTek и «Микротест», ЛАНИТ и «СибИнтеК» объединили корпоративной IP-телефонной сетью свои подразделения в разных городах. Аналогичные системы развертывают работающие в России зарубежные компании, где IP-телефония принята в качестве корпоративного стандарта. Подобных проектов, реализованных на предприятиях разного профиля, можно насчитать не один десяток, однако говорить о стремительном переходе к IP-телефонии в корпоративных сетях пока рано. Как полагает Евгений Лисицын, глава представительства Nortel Networks, в нынешнем году рынок корпоративных решений VoIP вряд ли приобретет массовый характер.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ IP PBX

По словам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса компании CompTek, производители IP PBX перестали соревноваться в выдвижении идей с поставщиками традиционных УАТС — функциональные преимущества и расширяемость их систем очевидны. Между тем наличие тех или иных функций обычно не влияет на окончательный выбор оборудования, он определяется ценой, отношениями с поставщиком и уверенностью заказчика в том, что он приобретает законченное решение, реализация которого позволит быстро возместить инвестиции. Как отмечает Георгий Санадзе, менеджер по проектным предложениям компании Avaya, называть многие решения корпоративной IP-телефонии, включая IP PBX, IP-системами не вполне корректно, поскольку любое продвинутое коммуникационное решение в какой-то мере использует протокол IP как основу многих серверов. Всегда следует оценивать преимущества конкретного продукта, его масштабируемость, возможности организации связи с удаленными подразделениями. Для корпоративной IP-телефонии характерна уникальность каждого проекта.

По информации IDC, в прошлом году по объему продаж на мировом рынке IP PBX лидировала Cisco (35%), опередившая 3Com (18%) и Avaya (8,5%). Аналитики Gartner относят к числу мировых лидеров рынка корпоративной IP-телефонии компании Cisco, Avaya, Alcatel, Mitel, Nortel и 3Com. IP PBX, различающиеся своим ПО, функциональностью и возможностью интеграции с корпоративной инфраструктурой, предлагают также Siemens, Tenovis, EADS Telecom, Ericsson, Ascom, Allied Telesyn (см. Рисунок 3), Samsung, российская «Агат-РТ» (см. Рисунок 4) и целый ряд других производителей (см. врезку «Производители IP PBX»). Более двух десятков компаний — от Intel и Samsung до российских Vocord Telecom и NSG — выпускают шлюзы IP-телефонии.

Рисунок 3. Организация IP-телефонии в корпоративной сети с помощью шлюзов Allied Telesyn серии VP600 предусматривает сохранение обычных телефонов и УАТС для выполнения базовых функций коммутации. Устройства AT-VP604 с интерфейсами FXO (для подключения линий ТфОП) или FXS (для аналоговых телефонов), с одной стороны, и портом Ethernet 10/100, с другой, играют роль шлюзов, преобразующих голос в пакеты IP и обратно

Компания Cisco, у которой во всем мире насчитывается свыше 5,5 тыс. заказчиков решений IP-телефонии, проповедует переход к единой системе коммуникаций на базе IP, хотя ее специалисты понимают, что этот процесс будет эволюционным и длительным, а для привлечения на свою сторону основной массы корпоративных пользователей требуется «созревание» технологии и появление широкого спектра приложений. ПО Cisco Call Manager реализует функции телефонной офисной станции и работает на выделенном сервере Windows 2000, сертифицированном Cisco (см. Рисунок 5). Система может быть распределенной или централизованной, легко масштабируется, позволяет быстро наращивать сеть для передачи голоса и подключать новые офисы, поддерживает систему унифицированной обработки сообщений Unity (интегрируемую с Microsoft Exchange и Lotus Notes), интеллектуальную переадресацию звонка и десятки других функций. Выпущенная в феврале версия Call Manager 3.3.2 способна обслуживать до 30 тыс. IP-телефонов, имеет расширенную поддержку сигнализации Q.SIG (протокол SIP пока не поддерживается) и предусматривает различные уровни доступа для администраторов с разными привилегиями.

Рисунок 4. С помощью простых и компактных IP PBX «Иволга» компании «Агат-РТ» можно организовать голосовую связь через телефонные линии или по сети IP. Это модульное децентрализованное решение с интерфейсами FXO, FXS (от двух до восьми в одном устройстве) и 10BaseT поддерживает большинство функций мини-АТС, позволяет формировать номерной план и создавать телефонную сеть, охватывающую удаленные филиалы

Call Manager можно использовать в корпоративной сети как самодостаточное IP-решение или в сочетании с традиционной УАТС. Несколько серверов с установленным на них Call Manager могут быть объединены в кластер (до восьми узлов). Такой сервер может находиться не только у клиента, но и у оператора, осуществляющего все управление корпоративной IP-телефонией, администрирование и настройку, что позволяет сделать решение более доступным для небольших организаций. Недавно Cisco представила новую модульную IP PBX ICS 7750 — решение для малых и средних предприятий (от десятков до нескольких сотен сотрудников) с функциями шлюза и администратора вызовов, позволяющее использовать дополнительные модули для поддержки таких функций, как IVR или голосовая почта.

Для реализации IP-телефонии на основе архитектуры AVVID Cisco предлагается несколько десятков продуктов. В ОС IOS компании Cisco реализованы функции IOS Telephony Service (ITS), благодаря которым маршрутизаторы Cisco могут играть роль малой АТС. Это решение предназначено в основном для небольших офисов и поддерживает (в зависимости от модели) десятки и даже сотни IP-телефонов (Cisco 7960, 7940, 7935, 7914, 7910) либо адаптеры ATA 186 для подключения к сети Ethernet аналоговых телефонов, модемов и факсов. При этом реализуются такие функции, как перевод звонка (с согласованием или без), постановка звонка на удержание, повторный набор номера, кнопки прямого набора, «интерком», конференции (до трех участников), информация об ожидающей голосовой почте и ряд других возможностей. В числе последних новинок компании — IP-телефон начального уровня 7902G стоимостью 130 долларов. Кроме того, Cisco готовит к выпуску модель беспроводного IP-телефона (на базе Cisco Aironet). К 2005 г. компания рассчитывает занять в России 30—35% рынка корпоративной телефонии. По прогнозам, она сохранит позицию мирового лидера на рынке IP PBX еще не менее двух-трех лет.

У Avaya, имеющей сложившуюся репутацию в области голосовых систем, несколько иной подход к IP PBX. Не считая выбор транспортного протокола принципиальным, она использует разные телекоммуникационные среды, ориентируясь на требования заказчиков. Решения Avaya ECLIPS (Enterprise Class IP Solutions) строятся как на базе TDM, так и на основе IP и включают в себя целый набор продуктов, в том числе модели DEFINITY CSI, SI, G3R (с разным числом портов и типами интерфейсов), решения DEFINITY IP, серверы IP-телефонии S8XXX, медиа-шлюзы G600/G700 и конвергентную систему IP Office. Пользователи могут модернизировать свои УАТС DEFINITY, добавляя функции IP-телефонии (что обеспечивает защиту инвестиций), или развернуть решения только на базе IP.

Станция IP PBX Avaya S8300/ G700 в архитектуре клиент-сервер поддерживает периферийные устройства IP и TDM. Она реализована на базе Ethernet-коммутатора Avaya Cajun P300 и сервера телефонии под управлением ОС Linux, имеет многофункциональные интерфейсы (встроенные медиа-шлюзы) и средства повышения надежности. Отказоустойчивая система телефонии S8700 Media Server на базе двух серверов с процессором Pentium и оптическим каналом между ними поддерживает традиционное оборудование Definity ECS и шлюзы G600 Media Gateway.

Конвергентное решение Avaya IP Office для небольших компаний (от двух до 256 пользователей) может функционировать в качестве обычной УАТС или IP PBX с полным набором приложений. В нем предусмотрена поддержка распределения вызовов, маршрутизация в соответствии с критериями минимальной стоимости и максимального качества передачи голоса. Программно-аппаратное решение IP Office снабжено встроенным концентратором, маршрутизатором и межсетевым экраном, а комплект приложений поддерживает голосовую почту, объединенную обработку сообщений, инструментарий для работы с контакт-центрами и другие возможности. Поддержка стандартов Q.SIG и H.323 позволяет применять IP Office совместно с коммуникационными серверами Avaya DEFINITY ECS, шлюзами G600 и продуктами других производителей.

Разработка ПО Avaya MultiVantage, медиа-серверов Avaya Media Server и медиа-шлюзов Avaya Media Gateway позволила внести значительные архитектурные изменения в предлагаемые компанией платформы офисной IP-телефонии. Выпуск новых версий системы IP Office, приложений IP Softphone, устройств IP-телефонии, ПО управления и мониторинга VisAbility Management Suite способствовал популярности продуктов Avaya для корпоративной IP-телефонии. В ближайших планах — разработка приложений IP-телефонии на базе Java 2 Platform Enterprise Edition и Microsoft .Net, что будет содействовать децентрализации функций. По оценкам Frost and Sullivan, в 2002 г. по числу линий Avaya принадлежало более 30% мирового рынка офисных АТС с возможностями IP-телефонии.

Разработчики другого ведущего производителя традиционных телефонных станций, компании Alcatel, попытались объединить в платформе IP/TDM Alcatel Omni PCX 4400, поставляемой в Россию компанией Adventus, качества традиционной телефонной связи и устройств IP. Она реализована на базе UNIX и хорошо масштабируется, поддерживая от 50 до 50 тыс. пользователей, включает в себя систему микросотовой связи DECT, а функции мобильности расширяются за счет корпоративной системы GSM. В сети может быть объединено до 100 станций OmniPCX, взаимодействующих по протоколу ABC-F. Продолжением OmniPCX 4400 стала представленная в этом году серия OmniPCX Enterprise для обеспечения постепенного перехода предприятий с TDM на IP. Это решение с ПО управления, функционирующим на сервере Linux или интегрированном сервере Alcatel, использует протокол SIP и включает медиа-шлюзы. Оно поддерживает аналоговые, цифровые и IP-телефоны (до 5000 пользователей на сервер) и позволяет строить конфигурации любого размера. Для малых компаний поддержку IP-телефонии обеспечивает также цифровая УАТС Alcatel Omni Office. Семейство Reflexes включает четыре типа проводных телефонов и беспроводные аппараты DECT, причем с помощью адаптеров их можно превратить в полнофункциональные IP-терминалы.

3Com поставила заказчикам с 1998 г. более 600 тыс. портов VoIP на базе платформы 3Com NBX. В настоящее время эта линейка представлена двумя системами бизнес-телефонии 3Com NBX (Network Business eXchange). 3Com NBX 100 поддерживает до 200 портов и позиционируется как офисная телефонная система бизнес-класса для предприятий малого/среднего размера, а более мощная SuperStack 3 NBX в состоянии обеспечивать телефонной связью компании со штатом до 1500 человек. Обе системы можно применять для построения распределенной корпоративной сети телефонной связи, охватывающей удаленные филиалы. 3Com NBX подключается к локальной сети офиса и предоставляет все функции традиционной офисной мини-АТС, включая голосовую почту, автоматического секретаря с голосовым меню, поддержку CTI и систему унифицированного обмена сообщениями по протоколу IMAP4. Абонентов можно объединять в группы дозвона или последовательного поиска. Имеющиеся средства позволяют получить отчеты о звонках, осуществлять планирование и автоматический выбор маршрута соединений. Простая в установке 3Com NBX поддерживает четыре модели телефонов и по существу представляет собой систему Ethernet-телефонии. Протокол IP не является для нее обязательным, к нему прибегают, если этого требует топология сети или когда необходима связь с удаленными офисами через глобальную сеть. Обе системы 3Com NBX монтируются в шкафу шириной 19? и имеют процессорный модуль для управления звонками и дополнительными сервисами. Подключение к системе внешних телефонных линий в шасси NBX возможно после установки платы аналогового интерфейса, E1 или ISDN BRI.

В системах 3Com NBX протокол H.323 не задействован, хотя программный шлюз NBX ConneXtions Gateway, функционирующий на любом ПК, позволяет дополнить NBX поддержкой H.323 для связи NBX с системами других производителей и операторами IP-телефонии либо для более экономичного использования пропускной способности канала путем компрессии голоса с высокой степенью сжатия. Значительное внимание уделено качеству передачи речи: для оптимизации передачи голоса по сети применяется собственный протокол 3Com.

Решение конвергенции TDM/ IP Business Communications Manager (BCM) 3.0 на базе Windows NT от Nortel Networks, разработанное для небольших компаний и филиалов, объединяет маршрутизатор и программный коммутатор (SoftSwitch), выполняет функции офисной АТС, шлюза VoIP и устройства доступа в территориально распределенную сеть, имеет встроенный межсетевой экран, поддерживает телефонные интерфейсы и различные приложения, включая универсальный почтовый ящик и центр обработки вызовов.

Чтобы упростить дальнейшее развертывание систем VoIP, Nortel предлагает варианты экономичного перехода заказчиков УАТС Meridian 1 к коммуникационному серверу, эквивалентному IP PBX Nortel Succession CSE 1000. По информации Nortel, станция Meridian 1 функционально идентична системе CSE 1000. Таким образом, клиенты, которые видят необходимость применения VoIP, могут приобретать Succession CSE 1000 или усовершенствованную до ее уровня систему Meridian 1, поддерживающую шлюзы VoIP- и Internet-телефонии. Тем самым компания реализует стратегию плавного перехода на IP-решения.

Компания Nortel предлагает широкий спектр продуктов для развертывания корпоративной структуры VoIP, включая коммутаторы BayStack 460-24T-PWR с питанием устройств IP по Ethernet, выпуск которых начался в текущем году. Последним по времени пополнением линейки коммуникационных серверов Succession Enterprise стала платформа SCE MX для консолидации в одной сети голоса, мультимедиа, данных с поддержкой протоколов H.323, SIP и MGCP. Nortel представила также решения Symposium Call Center 4.2, Symposium Web Center Portal 4.0 и IP Call Center RLS 2.0. В них поддерживается сервис VoIP VPN на базе коммуникационных серверов Succession 2000, благодаря которому удаленные офисы и работающие дома сотрудники могут быть включены в единый номерной план, а также функции управления корпоративной голосовой сетью передачи провайдеру. В программном коммутаторе планируется расширенная поддержка SIP.

Коммуникационное подразделение Siemens ICN, 60% продаж которого приходится на Европу, намерено провести реструктуризацию, чтобы вернуться к прибыльности и компенсировать падение доходов от работы с операторами связи. Особое внимание уделяется корпоративным решениям, ориентированным на сокращение затрат, включая конвергенцию на базе IP, интеграцию голоса и данных в единой сети. Недавно Siemens приобрела лицензию на ПО VoIP российской компании SPIRIT для разработки таких продуктов, как медиа-шлюзы, IP PBX, IP-телефоны и факс-серверы. Siemens поставляет IP PBX HiPath серии 3000 и 5000 на базе Windows NT на 250—800 пользователей и УАТС Hicom с поддержкой IP. На CeBIT 2003 компания представила набор функций Xperience, новые услуги HiPath и комплект решений по безопасности HiPath SIcurity. ПО Xperience на базе Windows .NET предусматривает интеграцию коммуникаций в бизнес-процессы, для чего используются порталы Xperience Personal Communication Portal, Workgroup Collaboration Portal и Self-Service-Portal — через них осуществляется администрирование звонков. В предложении HiPath Services главное внимание уделяется коммуникациям в реальном времени на основе IP-конвергенции, функциям мобильности и поддержки CRM. В числе других новинок — решение HiPath ComScendo для HiPath 3000 и средство синхронизации каталогов HiPath Meta Directory. В планах компании — возможный перенос ПО сервера IP-телефонии и программного коммутатора HiPath 5000 на новые платформы (Solaris, Linux или собственную платформу Siemens).

Mitel Networks предлагает IP PBX MN 3300 ICP (Integrated Communications Platform) — сервер IP-телефонии со встроенным медиа-шлюзом, решения MN 3340 ICP для удаленных филиалов и IP PBX MN 3100 ICP для небольших инсталляций, а также IP-телефоны. Представленная в феврале телефонная система VoIP 6010 реализована на базе ПО 6010 Teleworker Solution, интегрированного с сервером приложений MAS 6000. Она совместима с IP PBX Mitel ICP 3100/3300, IP-телефонами 5020 и предназначена для организации коммуникаций с сотрудниками, работающими дома.

Компания NEC развивает свои платформы NEAX 2000 IPS и NEAX 2400 IPX для реализации конвергентных решений в пределах комплекса зданий или в рамках компаний с несколькими филиалами, причем они могут работать с различными типами медиа-шлюзов. Модели NEAX IPSDM и NEAX IPXDM поддерживают как IP-устройства, так и традиционные телефоны.

Zultys Technologies приступила к выпуску оборудования IP PBX MX1200 — сервера на базе Linux с поддержкой SIP и 28-портовым коммутатором, обслуживающего от 20 до 1200 пользователей. Для масштабирования можно логически объединять в сети до четырех серверов.

Собственные продукты IP PBX разрабатывают компании Ericsson (конвергентная УАТС MD-110 PBX и ПО Ericsson Telephony Services на базе Linux), AntiGen (IP PBX AltiServ), а также EADS Telecom, Inter-Tel, Vertical Networks, Shoreline и другие производители. Российской компанией CompTek создан центр IP-телефонии, где осуществляются экспертиза сложных проектов и техническая поддержка компаний: испытания проводятся на базе собственного оборудования и оборудования клиентов. Центр планирует вести исследовательскую работу, моделировать проблемные ситуации и сложные решения в области VoIP.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Количество инсталляций IP PBX неуклонно растет, а IP-телефоны превратились в серьезный коммерческий продукт. Уже сегодня в США по числу поддерживаемых абонентов продажи оборудования IP-телефонии, устанавливаемой в локальных сетях, составляют 12—17% от поставок всего телефонного оборудования для корпоративных клиентов. Однако эта отрасль сможет добиться серьезных успехов, если подешевеет само оборудование, потребители получат нужные им качество и набор услуг, а сама технология будет более стандартизированной. Далеко не все заказчики готовы пойти на высокие дополнительные расходы ради тех функций, которые предоставляют IP PBX и IP-телефоны. Пользователям IP PBX необходима поддержка дополнительных протоколов и платформ, снижение затрат при управлении трафиком в корпоративной сети. Развитие беспроводных сетей и точек доступа WLAN также может «подстегнуть» продвижение IP-телефонии как технологии, хорошо работающей в таких сетях.

Через несколько лет мировой объем продаж оборудования IP PBX превысит продажи традиционных PBX. Ранее эксперты считали, что это произойдет в 2003 г., но теперь говорят о 2006-2007 гг. Предполагается, что после 2007 г. рынок IP PBX вступит в период устойчивого роста, который будет составлять 15—32% ежегодно. Пока он развивается медленнее, чем ожидалось, и одна из причин заключается в общей экономической ситуации. В прошлом году мировой объем продаж в данном секторе достиг, по разным оценкам, 1,4—1,9 млрд долларов, а в нынешнем ожидается увеличение до 2,2 млрд долларов. К 2006 г. может быть преодолен рубеж 4,2—5,2, а к 2007 г. — 6,6 млрд долларов.

Замена традиционных телефонных портов на порты IP — естественный процесс, однако 2003-2004 гг. пройдут под знаком роста продаж портов IP на базе традиционных АТС. Лишь затем этот сектор рынка будет уменьшаться, и более быстрыми темпами начнет расти сегмент «чистых» решений IP. На сегодняшнем этапе нужно уметь коммутировать голос разными способами — TDM и IP должны «уживаться вместе».

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.


Преимущества IP PBX

Объединение разных видов трафика в одной сети. Создание единой инфраструктуры IP позволяет получить доступ к разнообразным коммуникационным ресурсам и приложениям, избавляет от необходимости обслуживать и эксплуатировать отдельную телефонную инфраструктуру, повышает эффективность использования рабочих мест и взаимодействия в рабочих группах, закладывает основы мультимедийных коммуникаций. Конвергентные же решения помогают сохранить инвестиции в УАТС и получить преимущества новых функций и приложений.

Расширенные функциональные возможности и новые виды приложений. Развитие таких приложений, как электронная коммерция, системы обслуживания клиентов или унифицированные системы обработки сообщений, — важный фактор повышения привлекательности корпоративной IP-телефонии. Внедрение IP PBX обеспечивает объединение функций систем обмена сообщениями, центров обработки вызовов и систем администрирования, применение абонентских устройств с дополнительными возможностями, повышение отдачи от телекоммуникационной инфраструктуры.

Гибкость и расширяемость. IP PBX способствуют поддержке десятков тысяч абонентов и увеличению мощности системы за счет создания кластеров или логического объединения серверов IP PBX. В сети IP-телефонии упрощается организация дополнительных рабочих мест, а сотрудник филиала, расположенного в другом городе, может через Internet или выделенный канал получить доступ со своего телефона к корпоративной телефонной сети и к телефонной сети города, где находится основной офис.

Удешевление связи в территориально распределенных корпоративных сетях. В международных компаниях или компаниях, занимающихся экспортно-импортными операциями, корпоративная IP-телефония на базе IP PBX помогает значительно сократить расходы на междугородные и международные переговоры. Объединение удаленных филиалов посредством корпоративной сети IP-телефонии (см. Рисунок 6) позволяет примерно вдвое снизить эти затраты и окупает начальные инвестиции менее чем за год. Наличие широкополосных каналов открывает возможность применения технологии IP-телефонии для проведения видеоконференций и управления производственными процессами в региональных офисах.

Снижение затрат на администрирование. Если обновление или изменение системы с коммутацией каналов требует привлечения высокооплачиваемых специалистов, то внедрение IP PBX позволит экономить на обслуживании. Для управления IP-телефонной станцией используется то же ПО администрирования, что и для управления другими IP-устройствами сети. Кроме того, IP PBX можно выносить за пределы корпоративной сети, передавая обязанности по обслуживанию и управлению оператору. Вместе с тем, установка IP PBX не всегда дает ожидаемое снижение эксплуатационных затрат.

Недостатки IP PBX
Высокая стоимость. Цена — один из главных факторов, препятствующих широкому внедрению IP PBX. Офисные IP PBX дороже обычных УАТС. Комплект корпоративной IP-телефонии для небольшой организации стоит от 20 тыс. долларов и выше, а каждый IP-телефон обойдется в сумму от 160 долларов (хотя в последнее время цены на них заметно снизились). Если в компании более 1000 сотрудников, то затраты составят более 200 тыс. долларов. Расходы в 170—200 долларов за место (без стоимости IP-телефонов) может оправдать лишь более низкая общая стоимость владения, экономия на услугах связи, повышение эффективности рабочих процессов или качества обслуживания клиентов. Однако нужно учитывать возможные «скрытые издержки» из-за меньшей надежности IP PBX по сравнению с УАТС и снижения качества связи, тогда как гибкость и разнообразие вариантов реализации IP PBX означает рост расходов на интеграцию. Учитывая требования малого бизнеса, производители стали выпускать легко инсталлируемые недорогие IP PBX стоимостью 2—5 тыс. долларов.

Недостаточное качество связи. Чтобы IP PBX обеспечивала хорошую связь, необходима правильно спроектированная сетевая инфраструктура, поддерживающая качество обслуживания (QoS). Особенно часто такого рода проблемы возникают при коммуникациях с удаленными офисами. В случае отсутствия гарантий качества необходимы альтернативные пути — традиционные телефонные сети (хотя бы в виде резервного решения).

Недостаточная надежность. Телефонная связь играет в современном бизнесе ключевую роль. Для достижения надежности, сравнимой с традиционными УАТС (99,999%), требуется продуманное конфигурирование сети Ethernet, применение современного оборудования со средствами резервирования и отказоустойчивости. IP-решение должно быть правильно построено, управляемо и поддерживаемо. Такая инфраструктура обходится дороже, и даже в этом случае среднегодовое время простоя часто оказывается большим, чем предельно допустимое в УАТС, хотя прогресс в разработке IP PBX позволил довести заявленную надежность новейших продуктов до уровня «пять девяток».

Проблемы внедрения. Любой дополнительный сервис влияет на имеющиеся приложения, поэтому развертыванию систем IP PBX в компании, насчитывающей 200—300 и более сотрудников, должен предшествовать анализ сети — определение ее характеристик и качества сервиса (см. статью Карла Шуйки «Как добиться успеха при внедрении VoIP» в январском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2003 г.). IP-телефония может потребовать модернизации сетевой инфраструктуры, применения схем приоритетов трафика. Пренебрежение системным интегратором столь важными требованиями и его недостаточная квалификация часто приводят к неудачным проектам IP-телефонии.

Проблемы совместимости. Производители IP PBX могут использовать разные механизмы обработки заголовков пакетов, применять собственные или модифицированные варианты стандартных протоколов для взаимодействия устройств IP-телефонии. Нередко заказчикам приходится приобретать продукты одного производителя. Обычно поставщики указывают, с каким оборудованием совместимы их IP PBX.

Слабая осведомленность рынка. Не все понимают, какие именно преимущества дают IP-телефоны и станции IP PBX. Продвигая эти решения, реселлеры вынуждены прилагать значительные маркетинговые усилия. Далеко не все заказчики стремятся афишировать успешно реализованные у них проекты с уже установленными и работающими IP PBX. Для продажи и инсталляции систем IP PBX производителям нужны хорошо обученные партнеры, разбирающиеся и в телефонии, и в сетевой интеграции.

Расширение функциональности альтернативных решений. Современные УАТС предлагают около трех десятков различных функций, почти не уступая IP PBX, и могут обеспечить потребности различных организаций. По функциональности и стоимости в ряде приложений с IP-телефонией соперничает компьютерная телефония (CTI), решающая задачи обработки голосовых сообщений. На ее основе реализуются такие сервисы, как система голосовых меню (IVR), автоматические справочники, автоответчики, серверы конференций и голосовая почта. В немалом числе приложений успешно работают решения IP/TDM, комбинирующие «старый» и «новый» подход.

Производители IP PBX
Alcatel - http://www.alcatel.ru, http://www.adventus.ru
Allied Telesyn - http://www.alliedtelesyn.ru
AntiGen Communications - http://www.altigen.com
ArtiSoft - http://www.artisoft.com
Ascom - http://www.ascom.com
Avaya - http://www.avaya.ru
Cisco Systems - http://www.cisco.ru
3Com - http://www.3com.ru
EADS Telecom - http://www.eads-telecom.net
Ericsson - http://www.ericsson.ru
Inter-Tel - http://www.inter-tel.com
Mitel Networks - http://www.mitel.ru
NEC - http://www.nec.ru
Nortel Networks - http://www.nortel.ru
Philips Business Communications - http://www.philips.ru
Samsung Electronics - http://www.samsung.com
Shoreline Communications - http://www.shoretel.com
Siemens - http://www.siemens.ru
Sphere Communications - http://www.spherecom.com
Tenovis - http://www.tenovis.com
Vertical Networks - http://www.vertical.com
Zultys Technologies - http://www.zultys.com
"Агат-РТ" - http://www.agatrt.com