Станет ли Internet катализатором российской экономики?

B минувшем году российский рынок информационных технологий развивался достаточно уверенно, опережая показатель роста ВВП России, составляющий около 4%. Хотя окончательные итоги пока не подведены, согласно предварительным оценкам аналитиков, объем рынка ИТ увеличился на 15—20%. Это естественный процесс, поскольку при подъеме экономики обеспечивающие ее рост отрасли развиваются опережающими темпами — в особенности если они предоставляют инструменты для поддержки управленческой, организационной структуры и повышения эффективности бизнеса. В соответствии с данными компании Market-Visio, по итогам 2002 г. общие расходы российских предприятий на ИТ должны составить около 4,8 млрд долларов, а к 2004 г. увеличатся до 6,7 млрд долларов. Именно теперь логично ожидать и роста Internet. Дело даже не в том, что «российский Internet» достиг некоей «критической массы пользователей» и в этом плане стал представлять интерес для деловых кругов, — как и во всем мире, компании постепенно начинают рассматривать Internet в качестве реального инструмента бизнеса, способа привлечения клиентов, продвижения товаров и услуг, а потому стремятся активнее осваивать его на практике.

Прошедший год для Internet в нашей стране оказался вполне спокойным и даже заурядным. Несмотря на попытки некоторых экспертов объявить его «переломным», провозгласить, что «бизнес пошел в Internet» или заявить о неких реальных успехах программы «Электронная Россия», в этом году были заложены лишь основы будущих направлений развития Сети и получили свое продолжение тенденции предыдущих лет.

Число российских пользователей Internet в 2002 г. росло крайне неравномерно, но ядро ее аудитории составляют теперь, по разным оценкам, от 6,5 до 8 млн человек. Если в конце 2000 г. «степень проникновения» Internet в России не превышала 2%, то на начало 2002 г. этот показатель вырос до 3%, а ныне достигает примерно 4%. Т. е. из 100 жителей страны лишь четверо регулярно обращаются к ресурсам Internet, а максимальная аудитория не превышает 8%.

Подвести некоторые итоги и сделать прогнозы на 2003 г. попытались представители российской части Internet на очередном семинаре РОЦИТ в канун Нового года: Елена Колмановская («Яндекс»), Иван Засурский («Рамблер»), Александр Бурмистров («Финмаркет»), Андрей Себрант (Lycos), Хачатур Арушанов (ЗАО «МТУ-Интел»), Федор Вирин (SpyLog), Леонид Новомлинский и Михаил Якушев (Институт развития информационного общества). Собравшиеся за одним столом специалисты попробовали осмыслить достижения Internet в России в 2002 г. и рассказали о его направлениях и тенденциях. Чем же отличился минувший год?

По информации «Рамблер», число сайтов, имеющих отношение к недвижимости, товарам и услугам, бизнесу и карьере, увеличилось более чем на 20%. Всего же, по сообщению «Рамблер», пользователей российской части Internet в 2002 г. стало на 40% больше — 6-7 млн человек. Федор Вирин (SpyLog) дал несколько другую оценку — около 9 млн человек и рост аудитории на 28—30%, наблюдавшийся в основном в последние четыре месяца года и существенно замедлившийся в декабре.

Методика Spylog и «Рамблер» заключается в подсчете идентификационных файлов (cookies), сохраняемых на клиентской системе с российским IP-адресом. Понятно, что подобный метод дает лишь приблизительную оценку. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал в сентябре прошлого года данные, полученные по методике Nielsen/NetRatings, в соответствии с которыми в первом полугодии 2002 г. ресурсами Internet хотя бы раз воспользовались 8,8 млн человек. Из них 27% находились в Москве и 14% — в Санкт-Петербурге.

Постоянное появление новых пользователей фиксируют и провайдеры. Именно услуги доступа к Internet пока приносят основную долю доходов на этом рынке. По утверждению Хачатура Арушанова («МТУ-Интел»), идет прирост денежных средств за счет увеличения клиентской базы, совокупного времени, которое пользователи проводят в Internet. У «МТУ-Интел» последний показатель для коммутируемого доступа вырос за год на 50%. Х. Арушанов считает знаменательным событием года перевод ADSL в сектор розничных продаж: модем ADSL теперь можно приобрести в офисе «МТУ-Интел» и самостоятельно подключить к Internet. Очевидно, после снижения тарифов это оказалось для компании наиболее эффективным способом привлечения пользователей ADSL. Если с 2000 г. по начало 2002 г. число линий ADSL увеличилось до 4000, то теперь их уже 11 тыс.

Высокая скорость доступа дает возможность предложить разные виды контента и вывести Internet на качественно новый уровень. Между тем ADSL и домовые сети пока нельзя считать массовой услугой. По самым оптимистичным оценкам, количество пользователей таких способов доступа к концу 2003 г. не превысит несколько десятков тысяч, что на фоне общей аудитории Internet в России малозаметно. Между тем в США высокоскоростной доступ в Internet в минувшем году обогнал коммутируемый по совокупному времени, проводимому пользователями в Сети. Таким образом, широкополосный доступ стал там основным, и именно на него будет в дальнейшем ориентироваться электронный бизнес.

Как считает Федор Вирин (SpyLog), именно электронная коммерция, объем которой вырос за год в несколько раз, была главным движущим фактором Internet в России в 2002 г. Темпы роста числа корпоративных сайтов впечатляют. По данным SpyLog, за минувший год их стало почти вдвое больше — уже 180 тыс., причем значительная доля пришлась на сайты средних и крупных предприятий. Как отметил Александр Бурмистров («Финмаркет»), вдвое-втрое возросло количество покупок, совершаемых в Internet, а рынок B2C вырос в два-два с половиной раза. Он считает перспективным развитие Internet-магазинов с хорошо просчитанной логистикой и конкурентоспособными ценами.

По прогнозу А. Бурмистрова, рынок Internet-рекламы вырастет в 2003 г. в 1,7-2 раза и составит 20—28 млн долларов. Андрей Себрант (Lycos) дает схожую оценку и ожидает двукратного роста. Несмотря на столь высокие темпы, сохраняемые уже несколько лет, объем российского рынка рекламы в Internet составляет очень малую долю расходов на рекламу в целом. Впрочем, даже в США, где, как ожидается, в 2003 г. рекламные затраты организаций превысят 241 млрд долларов, на долю Internet придется лишь 5 млрд долларов, на 6% больше, чем в 2002 г.

Согласно оценкам некоторых экспертов, серьезными темпами (100% в год) будет расти в России и объем электронной коммерции B2B. Российская Internet-коммерция (B2B и B2C) становится более зрелым и сформировавшимся рынком. Если раньше выход в Internet в основном означал для компании создание статического сайта с контактной информацией (представительства Web), то позднее стали появляться Internet-версии прайс-листов, каталогов товаров и услуг реально существующих магазинов. С развитием средств взаимодействия с клиентами (заказ и оплата) началась самостоятельная деятельность Internet-магазинов, переход к поставке товаров не только покупателям, но и дистрибьюторам. Это происходит на фоне всеобщего возобновления интереса к бизнесу в Internet после неудач целого ряда коммерческих проектов.

В деятельности компаний, специализирующихся на B2C, серьезной проблемой является низкий охват населения российской сетью Internet. Ф. Вирин заметил, что уже в минувшем году сезонные колебания не компенсировались постоянным экстенсивным ростом аудитории. Он считает, что «российский Internet» вплотную подошел к потолку своего развития, и дальнейшие возможности продвижения вперед исчерпаны. Число пользователей Internet будет увеличиваться еще в течение двух—четырех лет, но суммарный рост не превысит 50—80%, а в 2003 г. он составит 20—25%. Основные сдерживающие факторы — малое число компьютеров в стране, их высокая цена, низкий образовательный уровень и плохие условия для доступа в Internet, а также недостаточная поддержка со стороны государства. К перечисленному можно добавить неразвитую коммуникационную инфраструктуру, низкое качество телефонных линий, слабость экономики страны.

В 2001 г. одним из факторов, сдерживающих развитие Internet, считалась слабая нормативно-правовая база. Как отметил Михаил Якушев (Институт развития информационного общества), в минувшем году потерпели неудачу несколько попыток принять законы, касающиеся Internet, и законодательство продолжает сильно отставать от реальной ситуации по причине отсутствия внятной государственной политики и стратегии развития Internet. Программа «Электронная Россия» не дала ожидаемого результата и свелась к распределению крупных государственных ресурсов между чиновниками и большим количеством ведомств.

Хотя ряд законов и был принят, они не работают. Показательный пример — закон об электронной цифровой подписи: документы, обеспечивающие его реализацию, так и не появились. Фактически, ресурсы, выделенные на разработку столь необходимого нормативного акта, потрачены впустую. Большие нарекания экспертов вызывает и готовящийся законопроект о связи. Законодатели представили более 800 поправок после первого чтения, и Министерство связи было вынуждено перенести второе чтение на 2003 г. В I квартале Госдума должна рассмотреть разработанную Министерством экономического развития «Концепцию развития информационных и телекоммуникационных технологий», определяющую самые различные аспекты Internet — от деятельности операторов до СМИ. Рабочая группа по разработке информационной доктрины России в XXI в. существует и в Министерстве связи. Важно, чтобы у законодателей сформировались четкая позиция в отношении Internet и понимание происходящих там процессов.

Елена Колмановская («Яндекс») полагает, что в минувшем году Internet состоялся как отрасль, и целый ряд проектов вышел на уровень окупаемости. По словам Леонида Новомлинского, общей тенденцией прошедшего года было сближение компаний-разработчиков с профессиональными консультантами: заказчикам необходима интеграция Internet-проектов в бизнес-процессы компаний, что требует опыта управленческого консалтинга. В наступившем году будет расти наметившийся интерес к Intranet и корпоративным порталам, рассматриваемым не просто как информационные системы, а как инструмент управления бизнес-процессами со встроенными системами документооборота.

За последний год число проектов B2B в России удвоилось (их насчитывается уже более сотни). Десятки российских и зарубежных компаний предлагают решения для создания систем В2В. Между тем очень многие из подобных проектов по разным причинам оказываются безуспешными. Это и проблемы взаимодействия инвесторов, заказчиков, разработчиков, интеграторов, и сложности организации «электронного» взаимодействия между компаниями, и многочисленные ошибки на различных этапах реализации проектов. В результате множится число неудачных проектов B2B, что заставляет некоторых экспертов относиться к ним весьма скептически. Вместе с тем, все больше становится и удачных проектов. Очевидно, что тенденция сохранится, как это происходит во всем мире, так что скептицизм разделяют далеко не все. По оценке Brunswick UBS Warburg, годовой рост российского рынка B2B может составить 245%, а мировой рынок В2В к 2004 г. вырастет в восемь—десять раз по сравнению с 2000 г. и может достичь 7 трлн долларов. Около 60—70% компаний Европы и США приступили к развитию электронного бизнеса. В нынешнем году и в России можно ожидать активного развития межкорпоративных инструментов взаимодействия через Internet. Л. Новомлинский считает, что придет черед развитию сектора частных торговых площадок, которые крупные компании начнут создавать для своих поставщиков.

Хотя темпы роста Internet в России будут уже не столь стремительны, как в предыдущие годы, он станет шире использоваться в качестве инструмента для бизнеса, однако называть его катализатором экономического роста в России (именно такова тема седьмого Российского Internet-форума, намеченного на март этого года), пожалуй, рано. Хотя, согласно информации I.B. Partners, мировой оборот бизнеса в Internet вырос более чем в 20 раз за последние четыре года, роль Internet в экономике России остается достаточно скромной.

Использование B2B дает российским компаниям такие преимущества, как снижение издержек выхода на рынок, увеличение его охвата, создание условий для нормальной конкуренции, снижение числа посредников, оптимизация системы закупок и продаж. Однако перспективы дальнейшего поступательного движения зависят от доверия участников к заключению сделок и снижения их риска. Пока что площадки В2В работают по большей части как информационные посредники, для выхода на новый уровень необходимо развивать системы проведения электронных платежей и, наконец, максимально широко распространять услуги Internet в столице и регионах. Глобальная сеть может стать реальной средой не только для поиска информации, но и деловых коммуникаций, совершения сделок.

Постепенная интеграция России в мировую экономику дает основание полагать, что в развитии Internet страна не «пойдет своим путем». После завершения эпохи «дот-ком» западные аналитики снова строят радужные прогнозы. Компания

E-Agency в своем отчете предсказывает расцвет рынка Internet-маркетинга в текущем году и расширение влияния Internet на бизнес и общество, утверждая, что 2003 г. будет хорошим годом для Internet-экономики в целом. Наступивший год должен показать, чего можно ожидать от рынка B2B в России.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.