Один из читателей нашего журнала был расстроен тем, что он не смог попасть на Netcom из-за того, что номер с объявлением о выставке попал к нему уже после ее начала. Впрочем, ему скорее надо быть благодарным обстоятельствам, поскольку в результате удалось сберечь деньги и время на поездку в столицу и избежать, быть может, куда большего разочарования в самой выставке.

Не сильно отличаясь по масштабам занимаемых площадей и количеству посетителей, проходившая месяц спустя выставка «ИнфоКом» выглядела куда более солидно как общим видом стендов, так и составом участников. И хотя судьба этих двух выставок не связана между собой и они не являются непосредственными конкурентами, все же очевидный закат одной на фоне потенциальных перспектив другой наводит на определенные размышления об их логичности.

Несмотря на определенные просчеты организаторов выставки, печальную участь Netcom, как мне представляется, предопределили отнюдь не они, а независимое от них развитие ситуации как внутри нашей страны, так и за ее пределами, как на рынке, так и в области технологий. Среди них, например, такие факторы, как приобретение телекоммуникационными компаниями производителей сетевого оборудования, переориентация многих крупных сетевых интеграторов на телекоммуникационный рынок и др.

Мне же в этой связи хотелось бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Недавно Россия была признана страной с рыночной экономикой, при этом настоящей ее опоры в лице малого и среднего бизнеса как не было, так и нет. Во всяком случае он не играет той роли в экономике, каковая ему отводилась. Не случайно, что и производителей, и интеграторов привлекает основной (и для многих единственный) заказчик в нашей стране, каким является государство. Таким образом Netcom была обречена, поскольку не на того заказчика ориентировалась, между тем как «ИнфоКом» гарантировано беспроблемное существование, покуда за ее спиной стоит государство в лице Министерства связи.

Впрочем, какой бы огромный рынок ни представляли собой государственные заказы, все же у них есть в нашей стране мощный конкурент с точки зрения рыночной привлекательности. Это массовый (и не массовый) потребитель, который в складчину мог бы купить не только Соединенные Штаты. Нельзя сказать, что если выставка ориентирована непосредственно на население, то ей гарантирован безоговорочный успех (можно вспомнить, что Comtek «уже не тот»), но вот если ей удается привлечь тех, кто предлагает конечному пользователю товары, услуги и т. д., то тогда появляется определенный шанс.

В этом отношении проводившаяся впервые выставка «Hi-Tech House — интеллектуальное здание — дом» пока еще не имеет четко сфокусированной направленности. Если ее организаторы рассчитывали в первую очередь на привлечение тех, кто предлагает решения для крупных корпоративных заказчиков по созданию соответствующей инфраструктуры и средств управления, то в итоге заметную долю среди экспонентов составили предложения по оснащению электроникой коттеджей и просто квартир.

Нам же остается надеяться, что рынок (каким бы «кривым», «непрозрачным» и т. д. он ни был) сам выберет, какие выставки ему интересны.