Перефразируя библейскую истину, не информацией единой жив человек. Однако в нашу информационную эру она приобрела столь большое значение, что превратилась в своего рода продукт продуктов и, как таковая, обросла множеством обслуживающих отраслей. Все технические задачи обслуживания информации можно обобщенно свести к четырем-пяти основным: представление, обработка, доставка, хранение и защита.

Не боясь ошибиться, всем этим направлениям можно гарантировать устойчивые темпы развития, даже несмотря на теперешний мировой кризис на рынке ИТ и некоторое замедление роста производительности процессоров, как отмечает сам автор закона Мура. Впрочем, о том, какие конкретно технологии и задачи выдвинутся в ближайшее время на первое место в сетевом мире, можно прочитать в статье Д. Гринфилда «Новые Калиостро».

Как части единой цепочки, все перечисленные группы задач тесно взаимосвязаны, и достижения в какой-либо из них неизбежно порождают сдвиги в других. Так, подключение информационных ресурсов к Internet создало новые угрозы и, как следствие, поставило новые задачи в области защиты информации. В результате происходящих изменений безопасность информации и ее хранение из нередко оставляемых без должного догляда пасынков превращаются в требующих пристального внимания законных чад. Не случайно, что статьи на соответствующие темы стали все чаще появляться на страницах нашего журнала. Вот и на этот раз темой номера стало хранение информации.

Сетевое хранение

Технологии хранения переживают в настоящее время период бурного развития (см. статью Э. Кларк «Fibre Channel, IP и некоторые другие технологии сетевого хранения»). Если говорить обобщенно, то доминирующей концепцией становится сетевое хранение. Развитие идет по двум основным направлениям — устройства для подключения к локальной сети (NAS) и выделенные специализированные сети хранения (SAN). Правда, в последнее время оба подхода все теснее сближаются между собой, а на рынке появляется оборудование с комбинированными возможностями (см. подробнее статью Э. Кларк «Сетевые устройства хранения осваивают новые территории»).

Как отмечается в исследовании Aberdeen Group, сети хранения превратились в практический инструмент решения проблемы быстрого роста объемов хранимой информации. При этом двумя основными стимулами к развертыванию SAN являются консолидация хранения и улучшение резервирования/восстановления (см. статью В. Ковалева «Резервное копирование в сетях SAN»).

Несмотря на то что в процессе реализации менеджерам по ИТ приходится сталкиваться с проблемами совместимости, превышением сроков исполнения и расходов на проект по сравнению с первоначально запланированными, подавляющее большинство из них оказывается удовлетворено их работой, причем у значительной части тех, кто установил SAN более года назад, имеется уже не одна такая сеть. Так что не так страшны SAN, как их малюют, а результат оправдывает затраченные усилия.