Kризис оказался лучшим учителем, чем вся система образования, — деньги научились считать. До него и навыка такого не было: да и то сказать, кто их видел при советской власти — все было не свое, а государственное; а как «свободный» рынок появился, так уж тут деньги не на счет, а на вес стали мерить. Однако детство кончается быстро, так что после кризиса бизнесу пришлось потуже затянуть пояса, попрощаться с прежней разудалой вольницей и пойти как в старину в люди учиться цивилизованной жизни.

Главной проблемой после кризиса стало, как вскоре выяснилось, перманентное отсутствие денег. И дело не столько в их действительном отсутствии, сколько в постоянной нехватке. И теперь, когда воспоминания о 1998 г. затянуло прочным ледком, она стоит не менее остро. Вместе с тем, в условиях стабильности финансового рынка восполнить нехватку средств стало гораздо проще, в частности за счет привлечения кредитов. Однако, когда компания нуждается не в оборотных средствах, а в оборудовании для развития своей инфраструктуры и производства, то она может воспользоваться таким финансовым инструментом, как лизинг.

Пока еще недооцененный, лизинг нередко дает ряд преимуществ перед кредитом, несмотря на большую сумму выплат по процентам, за счет сокращения налогов, уменьшения амортизационных выплат и т. д. Более подробно о состоянии дел в области лизинга в сфере ИТ можно прочитать в статье С. Орлова «Лизинг в сфере ИТ на пороге роста». Данная, экономическая, тема может показаться весьма необычной для нашего журнала, но она вполне укладывается в его концепцию как журнала о практических решениях, поскольку позволяет решить важную насущную проблему.

Перестав бездумно тратить деньги, российские компании только начинают учиться по-настоящему их считать. В том, что касается ИТ, это все чаще выражается в желании руководителей знать, какие действительные выгоды получит компания от внедрения тех или иных информационных технологий, или, иначе говоря, насколько адекватна ИТ-инфраструктура компании ее бизнес-процессам. Таким образом, выбору инфраструктурного решения должен предшествовать анализ реальной практики компании. Иллюстрацией общего подхода на конкретном примере выбора средства контроля за электронной почтой может служить статья М. Савельева «Правила пользования... электронной почтой?».

Как говорится, со стороны виднее. Очень часто компании просто не могут собственными силами произвести анализ адекватности инфраструктуры и бизнес-процессов, к тому же сами бизнес-процессы нередко нуждаются в радикальной перестройке. Все это создает предпосылки для развития рынка соответствующих консалтинговых услуг. Однако пока что подобные услуги в реальности мало востребованы, а консалтинг сводится к продвижению систем управления взаимодействием с клиентами (Customer Relationships Management, CRM). Вообще говоря, ажиотаж, во всяком случае, внешний, вокруг этих систем не вполне понятен, поскольку даже в западных компаниях их установка в половине случаев не дает ожидаемых результатов, а уж у нас-то, с нашими национальными особенностями, эта цифра должна быть и того больше. Так что — опять деньги некуда девать?