Услуги по местоопределению могли бы оказать помощь в поиске высокодоходного приложения для мобильной связи.

Представьте ситуацию: вы заблудились в незнакомом городе и опаздываете на важную встречу. Вы беспокоитесь о том, что в ваше отсутствие помощник не справится с оставленной на его попечение сетью, однако в данный момент сосредоточены на поиске нужной улицы. Поблизости нет ни метро, ни такси, а знаки на иностранном языке мало о чем говорят. Ведет ли улица, на которой вы находитесь, к офису, где назначена встреча, или, может быть, это и есть тот самый район, который путеводитель настоятельно советует избегать? В надежде найти ответ вы достаете свой мобильный телефон с поддержкой передачи данных. А вот поможет ли он вам, будет зависеть от дальнейших разработок в области мобильной связи.

Судя по оптимистичным прогнозам компаний-поставщиков, «интеллектуальные» телефоны просто незаменимы. Они отображают карту местности вкупе с маршрутом к точке назначения. Через пять минут придет автобус — приобретете ли вы билет, воспользовавшись телефоном, или предпочтете не ждать и вызовите такси? Ни то ни другое — ведь телефон подсказывает, что в кафе неподалеку находится ваш коллега. Узнав о том, что с «подопечной» корпоративной сетью все в порядке, вы присоединяетесь к нему и продолжаете путь на встречу вместе.

Представьте теперь другую ситуацию. Ваш телефон не может ни загрузить карту местности, ни предоставить информацию о сети. Он переполнен рекламой сомнительных заведений из-за того, что вы случайно забрели на улицу «красных фонарей». Вы могли бы позвонить в таксомоторный парк, сотрудничающий с оператором связи, и заказать такси. Но сеть недоступна, по крайней мере, в течение получаса. А ваш начальник уже наверняка знает, что вы опоздали на переговоры, и интересуется причиной. Вдобавок, дорогой мобильный телефон привлек внимание каких-то подозрительных личностей. Вам остается лишь выключить его и постараться не поддаться панике.

В обоих вышеприведенных сценариях ключевую роль играет технология предоставления услуг по местоопределению, использующая спутники или радиолокационные системы для определения координат мобильного телефона с точностью до нескольких метров. Широкое распространение этой технологии ожидается в 2002 г., однако ее отправная точка несколько необычна. Несмотря на то что лидерами отрасли обычно являются Европа и Япония, первой страной, намеревающейся внедрить новые услуги, стали традиционно инертные Соединенные Штаты.

Американские операторы связи, разворачивая новую технологию, не стремятся к извлечению прибылей, а делают это в соответствии с принятым постановлением об оказании помощи службам спасения, дабы иметь возможность отследить звонки по номеру 911. Таким образом, мобильный бизнес получит своеобразный импульс для дальнейшего развития.

При рассмотрении областей применения мобильных данных услуги по местоопределению играют особую роль. С появлением данной технологии возникают дополнительные, впрочем, вполне предсказуемые проблемы, связанные с нарушением конфиденциальности и гарантии безопасности. Станете ли вы следить за своими сотрудниками или потенциальными клиентами? И будут ли вас беспокоить подобные действия со стороны специалистов по маркетингу, поставщиков услуг или, например, спецслужб?

КОММЕРЦИЯ ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ?

Корпоративные приложения услуг по местоопределению зачастую называют «мобильной коммерцией», что многим режет слух: так стали обозначать любую услугу с применением мобильного телефона, будь то проверка почты или заказ прохладительных напитков (несмотря на то что они уже предоставляются некоторыми операторами связи, этим услугам еще предстоит стать массовыми). Безусловно, мобильная коммерция слишком разрекламирована: с одной стороны, новую технологию нельзя назвать совсем нежизнеспособной, а с другой — это совсем не электронная коммерция карманного формата.

Изначально сторонники мобильной коммерции уверяли, что данная технология позволит приобретать все что угодно, находясь практически где угодно. Но они забыли о том, что современные мобильные телефоны уже предоставляют эту возможность, не заставляя при этом людей блуждать по многоуровневым меню или набирать адреса URL на 12-кнопочной клавиатуре. Когда британская компания-оператор связи Orange провела эксперимент, заключавшийся в том, что группа добровольцев должна была прожить день, заказывая продукты питания по телефону с поддержкой протокола беспроводной связи WAP, то оказалось, что участники эксперимента быстро отказались от услуг беспроводного Internet и заказали пиццу по телефону обычным способом.

Тогда компания списала все на несовершенство протокола WAP, однако даже безукоризненный пользовательский интерфейс не привел бы к широкому распространению покупок таким способом. Если люди готовы ждать выполнения заказа несколько дней (как большинство «интерактивных» покупателей в настоящее время), он, скорее всего, не настолько срочный, чтобы прибегать к помощи мобильного телефона.

Большинству из нас телефон нужен для общения с друзьями, коллегами или для деловых контактов, а не для покупок. И скорее всего ситуация не изменится даже при массовом распространении мобильных услуг и возможном изменении типа коммуникации, когда к базовой услуге передачи голоса добавится электронная почта с вложениями, доступ к базам данных, а также передача видео или мультимедийные возможности. Как только компании это осознали, мода на мобильную коммерцию резко пошла на убыль.

В июне текущего года аналитическая компания Ovum опросила 50 британских корпораций, чтобы узнать, для каких целей, по их мнению, могут использоваться «беспроводные» данные. По словам Кешайни Шаха, консультанта по исследованиям Ovum, из восьми полученных вариантов ответов ни в одном не упоминалась мобильная коммерция.

Примерно половина опрошенных отдали предпочтение получению данных из корпоративных сетей, причем все компании заявили о наличии у них информации, которую владельцы мобильных телефонов могли бы использовать с выгодой для себя. Представители некоторых поставщиков называют подобный вариант мобильной коммерции «компания-сотрудник» (Business-To-Employee, B2E), но все же речь шла о привычном удаленном доступе.

И тем не менее мобильная коммерция жизнеспособна. Операторы связи тратят миллиарды долларов на сети третьего поколения (3G), но вряд ли они рассчитывают окупить расходы лишь за счет абонентской платы. Надежды связаны, в первую очередь, с развитием новых услуг, основанных на том, что мобильные телефоны почти постоянно сопровождают своих владельцев, что чрезвычайно важно для принятия срочных решений.

Некоторые из новых видов сервиса являются продолжением уже существующих. Технология предоставления мобильных услуг по местоопределению с этой точки зрения нова и уникальна. На ее фундаменте могут возникнуть совершенно новые услуги. Например, телефоны могли бы предоставлять точные прогнозы погоды или движения транспорта, помогать полиции ловить воров, а также записывать сведения о передвижениях людей как в интерактивном, так и в автономном режиме.

Кстати, эта последняя возможность многих чрезвычайно беспокоит, поэтому представители отрасли не устают уверять, что мобильные услуги по местоопределению не означают (пока) навешивание на пользователей электронных ярлыков, как это в настоящее время делается по отношению к преступникам.

По словам Джима Дайера, руководителя отдела новых сетевых приложений компании Alcatel, поставщика новой технологии операторам связи, данные не будут сохраняться долгое время. Возможно, это будет делаться в будущем. Например, в помощь родителям, чтобы они имели возможность следить за детьми, помещая в их рюкзаки или ботинки устройства, информирующие о том, где находится ребенок.

МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ...

Все технологии определения местоположения основаны на каком-либо из методов триангуляции, т. е. вычислении места, где находится телефон, по его удалению от двух или более точек с известными координатами. В простейших системах такими точками являются базовые станции, находящиеся в центре каждой соты. Другими словами, все вычисления производятся в сети и не требуют новых телефонных аппаратов.

Расстояния в основном измеряются с помощью простого радара. Каждая базовая станция посылает радиоимпульс, измеряя время отклика (см. Рисунок). Некоторые системы пытаются определить расстояние по затуханию сигнала: чем дальше телефон, тем слабее сигнал.

Определение местоположение абонента. Измеряя время отклика телефона, базовая станция А вычисляет, что он находится в радиусе 5 км от нее. Аналогичные вычисления для станции Б составляют 3 км. Таким образом, телефон находится на пересечении соответствующих дуг.

Ни один из этих методов не обладает высокой точностью, так как радиоволны не всегда распространяются по прямой линии. Они отражаются от стен, деревьев, возвышенностей, в результате рассчитанное расстояние от базовой станции до телефона оказывается больше по сравнению с расстоянием по прямой.

Для повышения точности часто используется метод триангуляции как минимум по трем точкам. Но проблема в том, что не все районы находятся в зоне покрытия трех базовых станций, поскольку сети проектируются так, чтобы уменьшить взаимное перекрытие сот. Многие удаленные районы расположены в зоне действия всего одной базовой станции, что вообще не позволяет применить какую-либо триангуляцию. В этом случае можно лишь измерить расстояние от вышки до абонента, но не направление.

Уже около 20 лет моряки и исследователи знают, что для определения местоположения наилучшей является система глобального позиционирования (Global Positioning System, GPS). Она представляет собой группировку из 24 спутников, запущенных ВВС США. Прежде она отличалась высокой стоимостью терминалов, измеряемой тысячами долларов, и введенным военными эффектом «случайной ошибки» для запутывания противника, что не способствовало разработке гражданских приложений. В настоящее время эти недостатки устранены. Функцию «случайной ошибки» отключили в прошлом году, а размер и стоимость приемников GPS позволяют теперь встраивать их в мобильные телефоны.

Телефон с поддержкой GPS (для японского рынка) пока представила только компания Qualcomm. Однако все ведущие производители планируют заявить о подобных устройствах в следующем году. Этим устройствам предстоит лишь принимать сигналы со спутника и не передавать их обратно, а значит, их можно уменьшить до размеров обычного мобильного телефона в отличие от «чемодана», ассоциирующегося со спутниковой телефонией. Со временем большинство телефонов будет оснащено приемниками GPS вне зависимости от желания потребителей.

Система GPS работает по тому же принципу, что и наземные системы, измеряющие разницу во времени, однако необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, спутники перемещаются, а следовательно, вместо обычных радиоимпульсов постоянно передают свои координаты. Во-вторых, передать что-либо с приемника на спутник невозможно. Но и эта проблема решается: спутники передают очень точное время, измеряемое бортовыми атомными часами.

Приемник может вычислить расстояние до каждого спутника, сравнивая полученные сигналы времени с показаниями собственных часов и затем проводя триангуляцию. Одновременно ему требуется связь с четырьмя спутниками: с тремя для выполнения триангуляции (поскольку система трехмерная, измеряются высота и координаты на плоскости), а с четвертым — для синхронизации часов. Это позволяет определить местоположение с точностью до 5 м и измерить время точнее, чем на основании периода вращения Земли.

СПРАВОЧНАЯ ЛИНИЯ

Обычные приемники GPS при первом включении тратят несколько минут на поиск четырех спутников, что неприемлемо для услуг по местоопределению. (Телефонный аккумулятор не способен постоянно поддерживать работу приемника GPS.) Поэтому применяются так называемые вспомогательные системы GPS (Assisted GPS), когда на каждой базовой станции находится работающий приемник GPS. Он передает сигналы точного времени, что исключает необходимость в четвертом спутнике, и указывает телефону координаты трех остальных.

Решение Assisted GPS очень хорошо подходит для сетей множественного доступа с кодовым разделением каналов (Code Division Multiple Access, CDMA), так как на всех их базовых станциях уже размещены приемники GPS. (Системам CDMA требуются сигналы точного времени для синхронизации, а приемники GPS обеспечивают точность атомных часов при существенно более низкой стоимости.) Два других преимущества: базовые станции замещают спутники в случае их выхода из зоны видимости и позволяют более точно определить местоположение объекта.

В большинстве спутниковых систем спутник и приемник должны находиться в зоне прямой видимости. Сигналы GPS более «гибки», они могут проходить сквозь окна и иногда сквозь стены, но все же они не проникают в глубь зданий или под землю. В этих случаях функции вспомогательного приемника GPS сводятся к триангуляции с использованием базовой станции для получения хоть какой-то информации о его местонахождении, когда пользователь способен сделать звонок.

Несколько лет назад группа энтузиастов изобрела систему под названием «дифференциальная GPS» (Differential GPS). В ней использовался стационарный приемник GPS для калибрования системы и исправления ошибок. Он позволяет, в отличие от метода запутывания противника с помощью намеренного введения ошибки, применить иной способ для обеспечения безопасности в военных целях (что впоследствии дало возможность отказаться от метода «намеренной ошибки»). Сотовую сеть с системой Assisted GPS можно было бы легко преобразовать в масштабную систему Differential GPS, хотя ни одна компания о подобных планах пока не заявляла. С исчезновением «намеренной ошибки» можно учесть и естественные ошибки, возникающие из-за атмосферной интерференции, что потенциально позволило бы определить местоположение объекта с точностью до дюйма.

В системах Assisted GPS все вычисления координат производятся на одном из серверов сети. И что бы ни говорили операторы связи, это не позволяет снизить энергопотребление или вес телефонных трубок. Логика вычислений проста, поэтому ее несложно реализовать, и производители заявляют о том, что могут встроить функцию триангуляции непосредственно в телефонную трубку. Скорее, это связано с возможностью предоставления операторами связи дополнительной платной услуги.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

На сегодняшний день самыми впечатляющими услугами по местоопределению стали подробные карты со значками «вы находитесь здесь». Подобные услуги уже поддерживаются некоторыми специализированными устройствами GPS без помощи операторов сотовой связи.

Недостаток же названных систем заключается в том, что карты должны храниться в памяти устройства и перепрограммировать их для других районов можно лишь вручную. Испытания интерактивных карт проводились в Токио, но высоким требованиям к пропускной способности, предъявляемым ими, отвечают только сети третьего поколения (3G), а до них еще далеко.

Тем не менее существует множество приложений, которым хватило бы и нынешней небольшой пропускной способности. Некоторые европейские операторы связи уже проводят их испытания, используя систему коротких сообщений SMS или даже обычную голосовую телефонию.

Например, в Хельсинки сотовые телефоны уже позволяют ориентироваться на местности с помощью как протокола WAP, так и автоматизированной голосовой системы. В Женеве звонящие по справочной линии могут узнать адрес ближайшего клуба или ресторана. Парижане могут получать текстовые сообщения и договариваться о личной встрече, если в определенном радиусе оказываются их знакомые или друзья.

Но как бы ни были полезны такие услуги, до повсеместного распространения пока далеко. Им не требуется высокая пропускная способность, но для сотовых сетей необходимо новое оборудование, а для более точного определения местоположения — новые телефоны. Учитывая затраты на обновление сетей до поколения 2,5G, операторы связи не намерены тратить средства на технологию, до сих пор считающуюся недостаточно выгодной.

Вне зависимости от сферы деятельности существует еще одна область применения технологии местоопределения — обеспечение общественной безопасности. Когда абонент звонит в службу 911 по наземной линии, ее сотрудники могут точно определить его местоположение. Изначально сотовые телефоны такой возможности не давали, и зачастую взволнованным людям приходилось долго объяснять, где они находятся.

Без технологии определения местоположения звонки в службу спасения с мобильных телефонов скорее помеха, чем средство спасения жизни. Например, горные спасатели жалуются на то, что с появлением услуг беспроводной связи многие легкомысленные скалолазы стали брать с собой телефоны вместо снаряжения, обеспечивающего безопасность восхождения, подвергая тем самым опасности и команду спасателей.

Другой пример: о случившейся на дороге аварии могут сообщить буквально сотни проезжающих автомобилистов, что чрезмерно загружает коммутаторы и увеличивает вероятность новых аварий. Кроме того, телефонные разговоры отвлекают внимание водителей и, по данным национального управления по безопасности движения на автострадах, являются причиной до 30% всех аварий. А осмотр окрестностей для описания своего местоположения лишь усугубляет ситуацию.

В 1999 г. Федеральная комиссия связи США приняла указ (состоящий из двух частей) о поэтапном введении расширенной службы 911 (Enhanced 911, E-911). Он предписывает операторам связи сообщать координаты звонящих службам спасения. Часть первая была принята довольно легко и вступила в силу сразу же после обсуждения. На этом этапе операторы связи должны указывать ближайшие к абонентам базовые станции (эти данные у операторов имеются, так как иначе они не смогли бы маршрутизировать звонки), но одна мачта сотовой связи может покрывать район в 4000 км2. Поэтому для определения местоположения необходимы более точные системы.

В соответствии с частью второй операторы должны предоставлять координаты широты и долготы. Предел погрешности в данном случае зависит от используемой технологии. Системы GPS и Assisted GPS считаются вдвое точнее систем на основе базовых станций (см. Таблицу). Операторы должны были предоставить услуги второго этапа к октябрю 2001 г., но, как и во многих других случаях, касающихся беспроводного доступа, срок был перенесен.

Они знают, где вы находитесь. В соответствии с частью второй указа о службе E-911 операторы связи должны предоставлять сведения о местонахождении сотового телефона с различной степенью точности. К компаниям, использующим встроенные в телефоны мобильные услуги по местоопределению, предъявляются более жесткие требования.

По словам Барри Уэста, директора по технологиям компании Nextel (оператор беспроводной связи), каждый оператор выдвинул свои условия и претензии. Мнению Уэста можно доверять, так как он является еще и руководителем компании US Wireless, предоставляющей услуги по местоопределению (часть вторая указа E-911 вступила в действие в сентябре 2001 г.), и подобные вещи входят в круг его повседневных обязанностей. По его утверждению, никто не хочет тратить дополнительные средства без гарантии их возмещения.

ОСТОРОЖНО: СПАМ

Несмотря на то что ввод услуг по местоопределению в эксплуатацию будет на несколько месяцев отложен из-за сопротивления операторов, американские операторы связи все-таки планируют запустить их в первой половине 2002 г. В других регионах мира это займет еще больше времени, поскольку никакие регулирующие документы не смогут кого-либо заставить предоставлять подобный сервис.

В азиатских и европейских сетях используются соты меньшего размера, что гораздо удобнее для определения местоположения звонящего. Кроме того, Европа и Азия более решительно настроены на переход к сетям 3G и могли бы провести оба обновления одновременно.

В Европе также сильны тенденции дополнения беспроводных сетей технологиями Bluetooth или беспроводных локальных сетей. Радиус действия подобных устройств зачастую не превышает 10 м, снимая всякую необходимость в триангуляции.

Абоненты больше озабочены не столько внедрением услуг по местоопределению, сколько планами операторов связи относительно способов извлечения дохода, поскольку данные технологии представляют собой мощное средство слежения за клиентами, от злоупотребления которым никто не защищен.

В июле этого года состоялся первый судебный процесс, связанный с телефонами и здоровьем, в результате которого группе истцов было выплачено 1,4 млн долларов. Эти деньги были присуждены не из-за того, что телефоны причинили вред здоровью, а из-за вторжения оператора связи в их личную жизнь (оператор использовал частную информацию об абонентах в собственных целях).

Большинство аналитиков предсказывают бум мобильной рекламы, хотя и не приводят точных данных. По прогнозам компании Jupiter Research, доходы от рекламы с передачей на мобильные телефоны в США достигнут 700 млн долларов в 2005 г. Оценка компании Ovum еще оптимистичнее: 2 млрд долларов, причем это лишь четверть прогнозируемого мирового рынка.

Несмотря на то что сегодняшние доходы равны нулю, уже более 80 компаний вошли в состав Ассоциации беспроводной рекламы (Wireless Advertising Association, WAA) со своим лобби в Конгрессе от имени потенциальной отрасли. Ассоциация даже рекомендует рекламным компаниям принять политику «двойного подтверждения» по примеру групп рассылки электронной почты, которые запрашивают согласие подписчиков. Включения пункта о его согласии в соответствующий договор с абонентом сотовой связи все же недостаточно.

Операторам связи, привлеченным цифрами, следует быть осторожными и учесть опыт Японии и Австралии. Операторы мобильной связи в этих странах уже столкнулись с бойкотами, после того как сети были перегружены огромным количеством рекламы (не имеющей отношения к мобильным услугам по местоопределению).

Компания NTT DoCoMo признает, что спам приносит неплохую прибыль, но ей все же пришлось его заблокировать. Компания Telstra пошла еще дальше и возместила убытки, вызванные голосовой почтой телемаркетеров. В обоих случаях абоненты считали рекламу столь раздражающей, что просто оставляли телефоны дома.

Энди Дорнан — зам. главного редактора Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: adornan@cmp.com.


Возможности мобильной коммерции

Не вся мобильная коммерция основана на определении местоположения абонентов. Владельцам телефонов могут быть предоставлены потенциально любые услуги, не требующие высокой пропускной способности, хотя и не все из них будут вотребованы. Одно из существенных преимуществ сотового телефона перед компьютером заключается в том, что он сопровождает своего владельца практически везде, а значит, наилучшим образом соответствует приложениям, требующим немедленного внимания. Самыми перспективными можно назвать следующие услуги.

Проверка счетов. Банки одними из первых создали свои сайты Web с поддержкой протокола WAP для уменьшения затрат клиентов на переговоры, касающиеся их счетов. Еще одной причиной стала потенциальная конкуренция c операторами связи, чьи биллинговые системы позволили предоставлять абонентам кредиты и взимать с них плату за услуги. В перспективе сотовый телефон, постоянно подключенный к банковскому счету абонента, мог бы заменить кредитные карты и наличность. Но возникает проблема безопасности. Сотовые телефоны и так привлекают повышенное внимание воров, поэтому постоянное подключение к счетам лишь усугубило бы ситуацию.

Азартные игры. Для европейских операторов связи карманные «однорукие бандиты» представляются источниками огромных доходов. Компании надеются, что абоненты будут заполнять таким образом периоды ожидания. Еще больший доход (букмейкерам, а не игрокам) могли бы приносить ставки на события, происходящие в мире, поскольку их зачастую требуется сделать еще до прибытия в казино или на ипподром. У некоторых игроков в США появится возможность проиграть деньги по телефону. Например, в Калифорнии был принят законопроект, легализующий принятие ставок на бега через Internet и мобильные телефоны.

Приобретение товаров. Хотя Новая экономика скорее мираж, чем реальность, продажа товаров через Internet может стать жизнеспособной стратегией бизнеса. Беспроводный Internet мог бы позволить потребителям просматривать цены на продукты в интерактивном режиме, находясь при этом в каком-либо магазине. Некоторые производители даже предложили встроить в телефоны сканеры штрих-кодов, чтобы покупатели могли вводить таким образом коды товаров и после поиска в сети просматривать их цены и сроки доставки. Мобильные телефоны пригодились бы и для срочных покупок. Например, интерактивный аукцион eBay уже начал применять систему коротких сообщений SMS для уведомления своих клиентов о том, что кто-то перебил цену на закрывающихся торгах.

Продажа билетов. Летающие самолетами уже знакомы с так называемыми «электронными билетами», или e-ticket. Вместо того чтобы возиться с бумажными билетами, пассажир может просто предъявить паспорт или водительское удостоверение и тем самым подтвердить, что для него в самолете заказано место. Мобильный телефон с поддержкой технологии Bluetooth мог бы избавить вас и от необходимости предъявления пропусков с фотографиями в системах, не требующих высокого уровня безопасности. Подобный телефон в состоянии самостоятельно авторизовать вас на пропускном пункте. Все вышеперечисленное говорит в пользу электронных билетов при проведении транзакций небольшой стоимости: например, при оплате проезда в общественном транспорте, по платным дорогам или даже в кинотеатрах.

Платные новости. Система i-mode показала, что люди готовы платить за получение информации на мобильные телефоны из Internet, по крайней мере, в Японии. По мнению операторов связи, подобного успеха можно добиться везде, продавая последние финансовые новости или результаты матчей. Компания Hutchinson Telecom уже внесла 50 млн долларов за право в течение трех лет предоставлять видеоматериалы о британских футбольных матчах на мобильные телефоны третьего поколения. Причем в первый год это не принесет практически никаких доходов, так как компания рассчитывает ввести свою сеть в эксплуатацию не ранее конца 2002 г.