Получение актуальной информации о ресурсах сети жизненно важно для деятельности операторов связи. Решить данную задачу позволяют системы инвентаризации телекоммуникационных ресурсов.

Cистемы обработки запросов на реконфигурацию оборудования составляют основу деятельности технической и коммерческой служб оператора связи. Такие системы представляют собой в значительной степени автономное решение и способны послужить отправной точкой для создания в будущем полнофункциональных систем управления, тем более что они намного дешевле, а время ввода в эксплуатацию значительно короче. Сочетание этих параметров с развитой функциональностью делает весьма разумным, на наш взгляд, использование таких систем в деятельности операторов связи уже сегодня.

Прежде чем перейти к более детальному рассмотрению задачи организации взаимодействия между различными подразделениями оператора, мы бы хотели кратко напомнить главные положения теории управления телекоммуникационными сетями и более детально обсудить модель сетевых операций.

КРАТКАЯ СПРАВКА ПО TMN

Телекоммуникационная управляющая сеть (Telecommunication Manаgement Network, TMN) в общем случае служит для управления сетями связи, взаимодействие с которыми осуществляется при помощи набора интерфейсов. Все ресурсы, составляющие сети связи, называются сетевыми элементами (Network Element, NE). С точки зрения архитектуры в TMN можно выделить следующие функциональные блоки: сетевые элементы (NE), медиаторы (Mediation Device, MD), системы поддержки операций (Operations Support System, OSS), рабочие станции (Workstation, WS), адаптеры (Q-Adapters, QA).

Рисунок 1. Иерархическая структура модели TMN.

С точки зрения организации сеть TMN представляется в виде пирамиды (см. Рисунок 1) с пятью иерархическими уровнями: сетевые элементы (Network Element Layer, NEL), управление элементами (Element Management Layer, EML), управление сетью (Network Management Layer, NML), управление сетевыми сервисами (Service Management Layer, SML) и управление бизнес-процессами (Business Management Layer, BML).

Пирамида TMN — основа концепции построения систем управления сетями связи, которые реализуют набор функций, определенный в документе Telecommunication Management Forum под названием Telecom Operations Map. Для лучшего понимания места и роли систем обработки запросов рассмотрим более внимательно некоторые положения данного документа.

МОДЕЛЬ СЕТЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Схема сетевых операций (Telecom Operations Map, TOM) — это документ, где описываются основные бизнес-процессы повседневной деятельности оператора связи (см. Рисунок 2). Они могут быть разделены на три большие функциональные группы — техническую, технологическую и организационную (на рисунке они представлены в виде трехуровневой структуры). Со своей стороны, данные функциональные группы бизнес-процессов можно разбить на три большие группы задач — выполнения, обеспечения и учета (Fulfillment, Assurance, Billing, FAB). Поэтому иногда такую модель называют FAB. Каждый ее блок представляет собой бизнес-процесс и состоит из совокупности операций, параметров и функций. В соответствии с темой статьи нас будут в первую очередь интересовать функции технических процессов на уровне управления инфраструктурой. Для простоты изложения предположим, что каждой группе функций модели FAB соответствует организационная единица (группа) в составе компании-оператора с тем же названием, что и у данной группы функций.

Рисунок 2. Схема модели сетевых операций (FAB).

Группа планирования и развития сети (Network Planning & Development) отвечает за выработку политики и правил развития сети, установку оборудования и его обслуживание, замену старого оборудования на новое, а также разработку соответствующей нормативной документации. В рамках данного бизнес-процесса осуществляются разработка плана развития и логической архитектуры сети, определение номенклатуры и количества технических средств для развития сети, установление порядка планирования работ и взаимодействие с поставщиками технических средств. Входными параметрами для рассматриваемого набора функций служат технические спецификации оборудования от производителя, план развития сети от группы планирования и развития, а также информация о составе и структуре технических средств сети от групп инвентаризации технических средств и конфигурирования оборудования. Выходными параметрами являются заказы на оборудование и дополнительные услуги, наряды на выполнение работ по инвентаризации технических средств и конфигурированию оборудования, различные сетевые диаграммы и графики, а также проекты и планы работ по развитию сети с указанием исполнителей, сроков и последовательности выполнения работ.

Группа построения сети (Network Provisioning) должна обеспечивать выполнение заявок на реконфигурацию того или иного оборудования, его администрирование и доступ к нему со стороны потребителей услуг. Основные задачи данного блока: конфигурация оборудования, администрирование и реконфигурация локальных сетей, осуществление операций по тестированию сети. Входные параметры — инвентарные данные о составе технических средств, правила конфигурирования оборудования от группы планирования и развития сети, а также запросы на конфигурацию оборудования от группы конфигурирования услуг или группы профилактики и ремонта сети. Выходные параметры отражают запросы на доступ к оборудованию (группа планирования и развития сети), заявки на выполнение работ в группу управления парком оборудования, а также задания по мониторингу необходимых работ со стороны группы управления данными.

Группа управления парком оборудования (Network Inventory Management) производит все действия, связанные с операциями над физическими объектами сети. Основные задачи составляют администрирование физических объектов сети, установку новых устройств, ремонт и замену вышедших из строя, а также создание и поддержание актуальной базы инвентарной информации сетевого оборудования. Входными данными для этого процесса служат заявки от групп развития и строительства сети, информация о ее реконфигурации, заявки на выполнение работ от группы профилактики и ремонта, а также сведения о различных запасных частях, новых версиях программного обеспечения (микрокода) для устройств и т. д. Выходные данные содержат сведения о количестве свободных ресурсов для группы строительства сети, предложения о проведении профилактических и плановых ремонтных работ для группы профилактики и ремонта, заявки на запасные части, материалы и приспособления, а также информацию о доступных сетевых ресурсах для групп продажи и маркетинга.

Группа профилактики и ремонта (Network Maintenance and Restoration) отвечает за поддержание требуемого качества работы сети и обеспечение необходимой производительности. Обеспечение параметров работы сети может быть превентивным (например, набор регулярных профилактических мероприятий) или корректирующим (процесс устранения неполадок в работе сети). Процесс поддержания заданного качества работы сети включает в себя такие мероприятия, как различные тестовые проверки оборудования и каналов, поиск источников проблем в сети и установление причин сбоев (Root-Cause Analysis), определение степени влияния возникших проблем на состояние отдельных подсистем и работоспособность оборудования и др. Входными параметрами для указанного процесса являются правила обслуживания оборудования, графики профилактических работ, различные сообщения от средств мониторинга сети. Выходные параметры — заявки на получение инвентарной информации от группы управления парком оборудования, запросы на выполнение конфигурирования оборудования группой строительства сети, а также различная информация о состоянии сети для группы контроля качества предоставляемых услуг.

Группа управления данными (Network Data Management) отвечает за сбор данных об использовании сети и возникающих в ней событий. Собираемая информация составляет основу для анализа параметров работы сети и дальнейшей оптимизации ее работы. Кроме того, соответствующая ее часть может быть передана специализированным бизнес-процессам, отвечающим за биллинг, тарифы и скидки, поэтому важно получать максимально полную и объективную статистическую информацию, в том числе о параметрах предоставленных за отчетное время услуг. Для этого процесс управления данными должен быть синхронизирован с процессами, реализующими функции анализа производительности сети и загрузки сетевого оборудования. В ряде случаев для обеспечения такой возможности необходима интеграция с другими процессами, например, планирования и развития сети или строительства сети.

На основании вышеприведенного описания основных компонентов технического уровня модели FAB можно сделать следующие выводы. Во-первых, обрабатываемая на уровне управления инфраструктурой информация служит исходной информацией для бизнес-процессов верхних уровней (технологического и организационного). Во-вторых, все функциональные блоки этого уровня тесно связаны между собой, а информация, необходимая для функционирования каждого процесса, может быть использована в рамках других процессов.

Применительно к уровням пирамиды TMN (см. Рисунок 1), рассмотренные группы задач охватывают следующие уровни: NEL (отдельные физические устройства и работа с ними), EML (средства конфигурирования и контроля отдельных устройств и подсистем сети), NML (контроль процессов внесения изменений в структуру сети, а также ряд операций по измерению загрузки и восстановлению сети после сбоев), SML (контроль процессов предоставления сетевых услуг на основе информации уровня NML). Вместе с тем, информация, полученная с уровней NML и SML о процессах и особенностях работы сети за определенный период, может быть (и, как правило, бывает) достаточно полезной при решении вопросов планирования, развития и оптимизации сети. Тем самым она влияет и на процессы принятия решений о политике и приоритетах развития сети на самом верхнем уровне модели TMN — уровне управления бизнесом (BML). Таким образом, все уровни модели TMN тесно связаны между собой, и построение эффективной системы управления бизнес-процессами внутри компании-оператора оказывается невозможным при отсутствии инструментальных систем для интеграции основных функций, рассмотренных в предыдущем разделе.

ЦИКЛ ПРОДАЖИ УСЛУГ

Для того чтобы перейти к практической стороне вопроса, мы рассмотрим более подробно гипотетический пример «из жизни оператора». Он посвящен общему описанию процессов формирования услуг и принципам их конфигурации. Схема процесса приведена на Рисунке 3.

Рисунок 3. Пример процесса обработки заявки.

Запрос от клиента на установку оборудования поступает в группу продаж компании-оператора (1), а та передает заявку в центр обработки (2). Центр анализирует запрос на предмет возможности установки оборудования по указанному адресу. При положительном ответе выполняется проверка наличия (инвентаризация) свободных ресурсов в сети оператора для организации физического подключения к сети. Если установка невозможна, заявка либо передается стороннему исполнителю, либо отклоняется (3). После выделения ресурсов из сети оператора — резервирования соединений, выделения физического устройства, сетевых адресов и т. д. (4) — производится их конфигурирование: кроссировка соединений, тестирование линии и др. (5). Сконфигурированные ресурсы ставятся на учет в системе управления и технического контроля — мониторинг, биллинг, контроль (6) — и в системе безопасности — блокировка несанкционированного доступа и другие меры административного контроля (7). Результат работ передается в группу обработки заказов, а информация о выполненном заказе сообщается клиенту (8). На этом процесс завершен.

На первый взгляд все достаточно логично и просто. Однако если мы проанализируем процесс с точки зрения структурных блоков модели FAB, то увидим, что в этом случае задействуются, как минимум, пять различных функциональных групп данной модели — «Продажа услуг», «Обработка заказов», «Конфигурирование услуг», «Управление парком оборудования», «Управление данными». Эти блоки принадлежат к различным вертикальным уровням модели FAB (см. Рисунок 2) и относятся к функциям «Обеспечение», «Выполнение» и «Учет». Причем рассмотренный процесс охватывает только стадию начального подключения нового абонента к сети оператора, т. е. активное использование установленного оборудования еще не началось. Кроме того, в нашем примере предполагается, что сеть оператора функционирует в штатном режиме, т. е. для выполнения поступившей от клиента заявки от оператора не требуется никаких действий по модификации структуры сети и состава применяемого в ней оборудования. На практике так бывает не всегда, и тогда процесс обработки заявок в значительной степени усложняется.

Как видно из структуры модели FAB, решением задач в каждой функциональной группе в общем случае занимаются специализированные подразделения и службы внутри компании. Тем самым для организации эффективного взаимодействия между ними необходимо использовать некоторые алгоритмы и обеспечить множественный перекрестный доступ к различной информации о клиентах, оборудовании, тарифах и многих других параметрах. Количество и сложность алгоритмов возрастают вместе с ростом бизнес-активности оператора (и соответствующего притока клиентов), расширением сферы деятельности, появлением новых услуг, а также с необходимостью оптимизации работы технических и коммерческих служб.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

В основе систем конфигурирования оборудования и построения сети лежит набор спецификаций, стандартов и рекомендаций. Они определяют основные алгоритмы и порядок взаимодействия компонентов для различных типов связи (выделенные линии, VPN, ISDN), а также интерфейсы для связи объектов управления с внешними системами обработки заявок и другими сетями. С точки зрения соответствия группам функций модели FAB рассматриваемые системы охватывают блоки, выделенные на Рисунке 2 темным цветом. С учетом того, что каждый блок представляет собой бизнес-процесс или группу таких процессов, системы обработки заявок, конфигурирования оборудования и построения сети включают все основные операции, связанные с контролем обработки заявок, проверки наличия доступных ресурсов, а также процессов реконфигурации оборудования. Тем самым они соединяют в единое целое технический, технологический и организационный уровни модели FAB, с одной стороны, и функции «Обеспечение», «Выполнение» и «Учет», с другой.

Основу интегрированной системы обработки заявок, конфигурирования оборудования и строительства сети составляет централизованное хранилище — информационный репозитарий. В него поступает информация от различных подсистем организации оператора. Например, данные бухгалтерского характера (контракты на поставку оборудования и осуществление услуг, их статус, оплата и т. д.), штатное расписание, сведения об организационной структуре компании, информация технических служб (списки устройств, сетевые диаграммы, конфигурация устройств) и многое другое.

Такое хранилище данных предназначено для организации множественного доступа к однократно введенной в систему информации и позволяет оптимизировать управление инфраструктурой оператора, оперативно отслеживать изменение параметров работы оборудования и качества предоставляемых услуг. Кроме того, оно способствует эффективному выполнению операций по конфигурированию оборудования и перспективному строительству сети, так как вся информация, необходимая для выполнения таких операций, находится в едином хранилище. При этом различные данные вводятся в систему (помещаются в репозитарий) на каждом участке только один раз, что исключает их дублирование и связанные с этим непроизводительные расходы, неточности и рассогласования.

Каждая заявка в терминах интегрированной системы обработки информации и конфигурирования оборудования называется заказом (Order). Коммерческая заявка носит название Commercial Order, техническая заявка — Technical Order. Заявка на выполнение каких-либо работ на сети именуется Engineering Work Order (EWO). Все они учитываются в информационном репозитарии системы. Применительно к рассматриваемым системам процесс конфигурирования услуг происходит в следующем порядке.

Для каждого типа заявок при настройке системы создается процесс ее обработки (Order Processing). Он реализуется в виде некоторого формализованного алгоритма обработки информации, в осуществлении которого задействованы сотрудники различных организационных подразделений оператора. В соответствии с алгоритмом, каждый сотрудник получает свой уровень доступа к информации репозитария. Кроме того, алгоритм определяет некоторые основные параметры обработки информации: формальный порядок прохождения документа по участкам системы, временные задержки обработки документа на каждом участке, контроль исполнительской дисциплины (своевременность и правильность выполнения отдельных операций), а также механизм эскалации нештатных ситуаций на уровень руководителей соответствующих структурных подразделений.

Ввод заявок в систему выполняется посредством заполнения соответствующих электронных форм, на полях которых указывается учетная информация абонента, расширенная и вспомогательная информация, после чего каждой заявке присваивается уникальный номер, и она ставится в очередь на выполнение.

В группе конфигурирования услуг на основе каждой поступающей заявки создается проект (Project или Work Force), который помещается в планировщик (Project Collector). В планировщике в соответствии с алгоритмом процесса начального конфигурирования услуг открывается набор задач для осуществления этой операции. Каждая задача представляет собой некоторое количество шагов (например, проверка физической возможности организации соединения, наличие сетевых ресурсов и свободной емкости, необходимость привлечения субподрядчиков или сторонних поставщиков и т. д.), при выполнении которых осуществляются сбор и обобщение необходимой первичной информации. Если это требуется, часть задач может быть выделена в отдельные (дочерние) проекты. В этом случае между основным проектом и дочерними устанавливается определенное соответствие. Вся информация о ходе выполнения заявки помещается в информационный репозитарий, в том числе любые документы, появляющиеся на отдельных стадиях проекта, а также изменения и дополнения, возникающие в процессе обработки заявки.

После завершения проекта начального конфигурирования услуг производится подготовка устройств из состава сети оператора к конфигурированию, параметры которого должны быть указаны в заявке. Для выполнения этой операции используется база инвентарной информации оператора, в которой собраны данные о составе технических средств, версиях используемого программного обеспечения, местонахождении и расположении конкретных устройств, об ответственных за оборудование лицах и т. д. Помимо собственно инвентарного содержания на этой стадии могут быть задействованы диаграммы сети, информация из систем управления оборудованием о состоянии сетевых устройств и загрузке отдельных участков сети, о конфигурации отдельных устройств сети и соединений между ними и т. п. Все сведения о необходимой конфигурации сетевых устройств помещаются в репозитарий.

Завершающая стадия подготовки к конфигурации устройств — управление сетевой адресацией. Она включает в себя выделение и присвоение сетевых адресов оборудованию на стороне абонента и в собственной сети. Данные об используемых адресах также заносятся в репозитарий как составная часть проекта.

На основе всей подготовленной информации группа конфигурации формирует документ с описанием конфигурации, на основе которого составляется предписание техническим службам — Engineering Work Order (EWO). EWO содержит в себе информацию о том, какие устройства в сети подлежат реконфигурации, а также описание параметров реконфигурации оборудования. Затем документ передается в группу управления парком оборудования. В зависимости от полученных инвентарных данных сетевого оборудования в процессе могут участвовать представители группы строительства сети. Если оборудование уже установлено и работает в составе сети, то задействуются ресурсы группы управления парком оборудования. В противном случае оборудование необходимо ввести в состав сети и выполнить его начальную конфигурацию, за что отвечает группа строительства сети.

На основе EWO формируется набор управляющих программ — сценариев для конфигурации сетевого оборудования. Этот шаг называется автоматической активацией оборудования (Automated Activation, AA). Сценарии могут быть активированы автоматически (при помощи системы управления сетевым оборудованием — Equipment Management System, EMS, или Network Management System, NMS, или каким-либо иным образом; их формированием занимается подсистема активации сетевого оборудования. Вся информация о процедурах генерации сценариев, равно как и сами сценарии, помещаются в репозитарий. Результатом работы процедуры AA является полностью готовый к использованию тракт передачи информации от абонента к оператору.

На этом обработка заявки техническими службами заканчивается. Дальнейший мониторинг ресурсов и контроль качества предоставляемых услуг выполняются другими службами оператора.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ

В условиях постоянно возрастающей конкуренции вопросы внедрения новых информационных технологий и модернизации существующих информационных систем, оптимизации использования ранее установленного оборудования, перспективного строительства сети, необходимости закупок более современных технических средств для замены морально устаревшего парка оборудования порождают стойкую головную боль у руководителей компаний-операторов связи. Поэтому так важно постоянное получение информации о составе технических средств сети. С увеличением числа поступающих запросов возрастает объем информации, передаваемый между различными подразделениями, и жизненно важной становится поддержка в актуальном состоянии базы инвентарных данных о составе и структуре технических средств сети, текущих стадиях обработки заявок и различной вспомогательной информации. Вместе с тем, задача предоставления услуг все большему количеству абонентов приводит к необходимости модернизации сети с целью увеличения ее пропускной способности, расширения спектра и повышения качества предоставляемых услуг. А любое изменение конфигурации сети вследствие ремонта или модернизации требует повторной инвентаризации.

Сделаем небольшое отступление. К сожалению, в большинстве случаев отечественный опыт в этой части неутешителен. В соответствии со сложившейся практикой конфигурация сетевых устройств может быть получена, как правило, одним из двух способов. Первый отлажен многолетней практикой — функции универсального учетного средства выполняет программа наподобие Microsoft Excel, где каждое изменение должно быть отражено в некоторой таблице. Процесс поддержания таблицы в актуальном состоянии лежит на совести ее владельца и всецело зависит от его исполнительности. Доступность информации из таких таблиц также определяется самыми разными факторами.

Второй способ заключается в применении средств управления сетевыми элементами или сетью (EMS/NMS). Это вполне разумный подход, он позволяет получить списки устройств и даже базовую информацию об их конфигурации. Но кто в данном случае сможет ответить на простой вопрос о том, сколько случаев выхода из строя отдельных модулей для устройств X.25 и устройств xDSL, закупленных по контракту X у поставщика Y, было зафиксировано за последние 18 месяцев? Или во что обходится замена вышедшего из строя оборудования на объекте A, когда на нее, в соответствии с условиями договора о предоставлении услуг, отводится 1 час, а оборудование находится на складе, расположенном на другом конце города?

Гипотетически можно сделать предположение, что такая информация существует, но, как показывает практика, ее необходимо искать, привлекая определенные людские, организационные и технологические ресурсы. Примерно так же обстоят дела с ответами на вопрос, какие версии программного обеспечения используются в устройствах, работающих в сети.

При более пристальном анализе положения дел в этой части инфраструктуры и организации работ оператора, вырисовывается следующая, еще более грустная картина. В условиях отсутствия у оператора полнофункциональной системы управления уровня OSS основные вопросы руководства парком оборудования, работающего в составе сети, перекладываются на системы управления сетевыми элементами — EMS. Это приводит к тому, что управление первичными сетями (SDH, SONET) осуществляется отдельно от наложенных (PDH, frame relay, ATM, VPN, VLAN) и от тех, где применяются протоколы TCP/IP. Умножив число используемых технологий на количество производителей, оборудование которых установлено в сети (Lucent, Siemens, Nokia, Telia, Ericsson, ECI, Memotec, N.E.T, Newbridge, Alcatel, Nortel, Cisco, Juniper и множество других), получаем результат — около десятка систем управления, плохо (а чаще всего никак) интегрированных между собой. Добавим к этому необходимость поддержки некоторого количества аппаратных платформ (Sun, HP, Intel) и операционных систем, и печальный вывод очевиден... В таких условиях задача управления парком оборудования становится особенно сложной, тем более актуальной.

В большинстве случаев полнофункциональная система управления OSS не всегда столь необходима, поскольку процесс ее создания — это набор рисков. Ведь стоит она несколько миллионов долларов, а ее установка отнимает в среднем 18 и более месяцев. Опыта создания систем уровня OSS у 99,99% российских компаний-системных интеграторов нет, в результате — неясные перспективы: кто будет поддерживать созданное, когда система начнет функционировать? В этом случае эффективным решением проблем инвентаризации сетевого оборудования, синхронизации процессов обработки заявок и планирования работ по модернизации и расширению сети может оказаться использование одной из систем, о которых мы расскажем далее. Каждая из них может служить основой для создаваемой оператором полнофункциональной системы поддержки операций OSS. Их интеграция со средствами управления сетевыми элементами или сетью позволяет реализовать систему эффективной координации деятельности административных, технических и коммерческих служб оператора. Вместе с тем, за счет ограниченной функциональности (всего несколько блоков модели FAB), такое решение наиболее просто, дешево и может быть развернуто на базе оператора за более короткое время.

Все системы, рассматриваемые ниже, имеют ряд общих особенностей: они рассчитаны на сопряжение с программами управления сетевым оборудованием, способны взаимодействовать с внешними средствами обработки заявок и программ активации оборудования, имеют возможности представления логического и физического уровней структуры и топологии сети, выполняют функции контроля процессов внесения изменений в структуру сети (инсталляция, перемещение, добавление, изменение — Installation, Move, Add, Change (IMAC)), а также обеспечивают автоматическое документирование таких изменений.

СИСТЕМЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ

Продукты для решения задач инвентаризации сетевого оборудования предлагают несколько компаний. Мы рассмотрим предложения трех из них, чтобы читатель мог сам сделать выводы.

AXiOSS. Семейство продуктов AXiOSS насчитывает сегодня более десяти различных наименований. На начальном этапе создания системы управления может быть использован либо некоторый набор модулей из состава AXiOSS, либо всего один. В дальнейшем базовую систему можно легко расширить до функциональности классической системы OSS без серьезных дополнительных затрат на ее адаптацию и тонкую настройку. Эта простота обусловлена архитектурой продуктов, образующих семейство AXiOSS. В своем составе AXiOSS имеет все необходимое для решения задач управления конфигурированием оборудования и строительством сети, что в сочетании со встроенным блоком обработки заявок и контроля их выполнения предоставляет все возможности для реализации эффективного механизма координации работы технических и коммерческих служб оператора связи. Вместе с тем, AXiOSS может быть интегрирована практически с любыми внешними системами за счет поддержки таких технологий, как JAVA, XML, CORBA. Архитектура AXiOSS представлена на Рисунке 4 и включает следующие основные модули.

Рисунок 4. Схема организации системы AXiOSS.

Система обработки заявок и контроля процессов их исполнения AXiOSS Order to Service (O2S) содержит набор процедур и алгоритмов для решения широкого спектра задач, а также инструментарий для описания и настройки процессов применительно к конкретным особенностям работы оператора. В состав модуля O2S входят специализированный редактор процессов обработки заявок, средства визуализации информации и планировщик работ.

Система инвентаризации оборудования и управления ресурсами сети AXiOSS Inventory Management System (IMS) состоит из набора модулей для мониторинга загрузки сети и выполнения широкого набора действий в части реконфигурации оборудования и строительства сети. Средства IMS позволяют быстро и наглядно получать информацию о составе и структуре наложенных сетей (VLAN, VPN), а также информацию о соединениях PVC, SVC, и др.

Система автоматической активации AXiOSS Service Activation Framework Environment (SAFe) использует специализированные блоки CSI для различного оборудования и различных технологий. Блоки CSI представляют собой наборы команд (сценарии), которые могут быть активированы при помощи систем управления EMS/ NMS.

Продукт AXiOSS — хороший выбор для тех операторов, которые задумываются о необходимости организации единой системы управления технологическими процессами внутри своей компании. Широкие возможности настройки и интеграции AXiOSS с различными инструментальными системами мониторинга, управления и учета делают данный продукт очень перспективным для операторской деятельности.

Dimension. Продукт Dimension компании Cramer входит в лидирующую группу продуктов для инвентаризации сетевого оборудования. Он позволяет осуществлять функции инвентаризации сетевого оборудования и планирования развития сети, автоматически строить схемы соединения устройств, готовить информацию для развертывания в сети таких технологий, как VPN и ATM. Кроме того, Dimension реализует функции системы управления и отслеживания состояния ресурсов (Asset Management и Asset Tracking). В нем содержатся средства для обмена информацией с системами ввода и обработки заявок, стратегического и оперативного планирования, а также с системами конфигурирования оборудования и автоматической активации оборудования. Архитектура продукта приведена на Рисунке 5.

Рисунок 5. Схема организации системы Dimension.

Dimension имеет следующие основные компоненты: Active Inventory Platform (AIP) содержит в своем составе репозитарий системы c информацией о диаграммах сети, организационной (структурные подразделения компании) и географической (поэтажные планы, здания, помещения) структуре компании; Circuit Assist Module (CAM) — модуль конфигурации соединений для различных технологий и сред передачи данных; Service Implementation Module (SIM) — модуль координации процессов обработки заявок и связанных с этим процессов реконфигурации оборудования, и Service Design Module (SDM) — средства разработки структуры, топологии и автоматизации процессов планирования развития и реконфигурации сети.

Продукт Dimension облегчит работу тех операторов, перед которыми стоит задача инвентаризации сетевого оборудования внутри компании, это полезное и эффективное средство контроля над ресурсами.

Netrac. Продукт Netrac, разработка компании TTI-Telecom, реализует функции системы управления и предназначен для управления гетерогенными телекоммуникационными сетями. Семейство продуктов Netrac представляет собой набор компонентов, реализующих уровни управления сетевыми элементами, сетью и сервисами пирамиды TMN. Для решения задач, рассмотренных в предыдущих разделах данной статьи, система Netrac имеет следующие блоки (см. Рисунок 6).

Рисунок 6. Схема организации системы Netrac CaР/EWO.

Блок для выполнения динамических операций конфигурирования устройств в реальном режиме времени Configuration and Provisioning (CaP, на рисунке представлен в виде блоков «Конфигурация» и «Соединения») выполняет функции инвентаризации устройств в сети, обработку запросов технических служб, поступающих из модуля, а также функции программирования соединений и автоматической активации сетевых элементов. Кроме того, данный блок имеет возможность автоматической синхронизации содержимого репозитария и физических объектов сети, а при выявлении расхождений выдает предупреждение оператору. Он поддерживает работу с широким спектром устройств и технологий от различных производителей (SONET, SDH, беспроводная связь, GSM, UMTS, PDH, X.25, PABX и др.).

блок контроля за выполнением технологических работ в сети оператора Engineering Work Order (EWO) обрабатывает всю информацию, поступающую от коммерческих служб и служб эксплуатации в части изменения конфигурации оборудования и параметров предоставления услуг. При этом формируются типовые схемы выполнения работ, производится оценка необходимых ресурсов, времени исполнения, а также осуществляется постоянный контроль за ходом работ и учитываются все связанные с этим ресурсы и затраты. Блок EWO содержит в своем составе планировщик работ (Project Collector) для автоматизации и синхронизации всех работ по ведению проектов в части модернизации сети оператора или выполнения отдельных работ.

Netrac подойдет тем операторам, которые решили создавать единую систему управления всеми процессами функционирования своей компании. Многочисленные возможности настройки и широкий спектр поддерживаемых устройств и технологий, наличие различных инструментальных систем мониторинга, управления и учета позволят операторам с успехом использовать его в своем бизнесе.

СКУПЫЕ ЦИФРЫ

Каждая из рассмотренных систем управления ресурсами сети оператора имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Но все они призваны помочь операторам навести порядок в сетях и повысить эффективность работы своих служб.

При внедрении систем данного типа особую важность приобретает этап управленческого консалтинга, когда определяются основные участки работы, функциональные группы, их задачи и порядок взаимодействия внутри компании-оператора. Только после этого можно говорить о стадиях, этапах, очередности и способах внедрения такой системы в компании и ее привязки к основным бизнес-процессам. Это не только и не столько технологические системы, сколько интегрированная среда для управления как текущими бизнес-процессами, так и процессами перспективного развития деятельности компании-оператора, а потому они требуют тщательного предварительного анализа.

По данным производителей систем, рассмотренных в данной статье, применение их продуктов в сетях операторов связи среднего размера дает следующие результаты: продолжительность обработки поступающих заявок уменьшается на 15-25%; время восстановления сети после сбоев снижается на 15-30%; стоимость разработки топологии и архитектуры сети сокращается на 10-15 %, а общая сумма владения сетевой инфраструктурой (непроизводительные расходы) становится меньше на 10-25%.

Тем самым применение систем, о которых говорилось в данной публикации, дает возможность существенной экономии расходов за счет лучшей оптимизации процессов поступления и обработки разнородной коммерческой, технической, учетной и другой информации, с которой ежедневно приходится иметь дело организационным подразделениям оператора связи.

Саякин Вадим Юрьевич — генеральный директор компании NV Consulting. С ним можно связаться по адресу: svy@nvconsulting.net. Дмитрий Гринько — консультант по вопросам сетевого и системного управления. С ним можно связаться по адресу: ndt@smtp.ru.