Администраторы трех крупных глобальных сетей размышляют о состоянии рынка глобальных телекоммуникационных услуг и дают рекомендации по выбору операторов и услуг.

Cегодня за каждым популярным продуктом стоит сеть. Что бы компания ни производила — автомобили или картонные коробки, стулья или железнодорожные вагоны, — именно благодаря сетям становится возможным производство товаров и услуг в мировом масштабе. Всеохватывающие глобальные сети стали обязательными атрибутами транснациональных корпораций, поскольку для управления взаимодействием рабочих групп и выполнением сложных процессов требуется надежная оперативная связь. Сейчас международные телекоммуникационные компании пребывают в состоянии непрерывного изменения, так что у сетевых администраторов возникает естественный вопрос: каково реальное положение дел у ведущих поставщиков сетевых услуг и что именно они могут предложить?

Стремясь прояснить ситуацию, мы предлагаем вашему вниманию статью, в которой мир транснациональных телекоммуникационных услуг исследуется изнутри. В ней рассказывается о трех потребителях услуг в лице крупнейших всемирных сетей и излагаются их взгляды на происходящие сегодня изменения в этой сфере. Своими мнениями с вами поделятся Айвен Тэйлор, менеджер коммуникационной инфраструктуры международной телекомпании BBC Worldwide; Моритц Гисслер, специалист по обслуживанию сети фармацевтической корпорации F. Hoffman-La Roche, и Тони Эрикссон, сотрудник отделения служб глобальных сетей компании Tetra Pak, крупнейшего в мире производителя упаковочной тары из вощеной бумаги.

Все эти специалисты, обладая опытом сопровождения крупных глобальных сетей, имеют общее представление о современных тенденциях в данной области. Они признают, что в целом операторы глобальных сетей за последние годы достигли прогресса и сейчас предлагают более качественный интерфейс с клиентом. Усовершенствованию подверглись и механизмы управления расчетами — заказать услуги транснациональной сети стало гораздо проще. После того как все линии проложены и запущены в эксплуатацию, у сетевых инженеров остается совсем немного поводов для беспокойства. Многие отмечают возросший уровень технической поддержки, однако надежность и производительность линий связи достаточно стабильны. Это особенно приятно отметить после того, с чем приходилось сталкиваться на первых этапах развертывания frame relay.

Впрочем, сетевые администраторы недовольны сложностями, которые возникают при получении требуемой линии. Операторы нарушают сроки установки и слишком поздно информируют об этом клиентов. Такие неувязки часто случаются из-за того, что линия терминируется у сторонней компании; как правило, ею оказывается традиционный местный оператор связи.

В силу этого имеет смысл выбирать компании, которые могут установить оба конца локального канала связи. Однако на развертывание комплексных сетей уходит очень много времени; к тому же это возможно только в тех странах, где отменено государственное регулирование телекоммуникационного сервиса. Чтобы убедить провайдера услуг в необходимости ответственного отношения к созданию абонентских линий, сетевые администраторы должны добиваться заключения строгих соглашений об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA), относительно сроков предоставлений каналов. Насколько реален такой подход — покажет время.

МЕНЮ

Описывая работу транснациональных телекоммуникационных служб, начать, наверно, следует с перечисления технологий, которые можно использовать для связи между узлами сети, расположенными в разных странах. В этот список входят традиционные выделенные линии, frame relay, ATM и частные сети IP (VPN).

Выделенные линии — основа для построения сетей. По сравнению с другими технологиями такие соединения позволяют успешнее контролировать работу сети, однако они требуют и более солидных капиталовложений. Кроме того, в этом случае приходится специально подбирать штат сотрудников для администрирования сети и связующего оборудования. Наконец, модернизация выделенных линий отнимает больше времени, чем в случае других технологий.

Транснациональные службы frame relay — старая, проверенная услуга, лежащая в основе многих современных глобальных сетей. Этот сервис надежен, предлагает услуги предсказуемого характера и к тому же дает возможность сетевым администраторам временно превышать уровни согласованной скорости передачи информации (Committed Information Rate, CIR), т. е. какая-то часть услуг предоставляется бесплатно. Однако пропускная способность frame relay обычно ограничивается величиной 2 Мбит/с, поэтому для быстродействующего соединения они не подходят. Такие службы не поддерживают QoS, и, поскольку оплачивается каждый канал, соединение между собой всех зарубежных офисов часто оказывается дорогим удовольствием.

Некоторые из этих проблем решают транснациональные службы ATM. Они доставляют трафик различных типов и обеспечивают доступ со скоростью, превышающей 2 Мбит/с, причем компании могут варьировать этот показатель в соответствии с потребностями своих пользователей. Однако транснациональные услуги ATM довольно дороги. Часто они развертываются компаниями совместно со службами frame relay. Последние обеспечивают доступ к менее крупным офисам, а ATM используется в штаб-квартире корпорации для агрегирования трафика, поступающего из остальных узлов.

Новейшее решение в указанной области — частные сети IP на базе технологии мультипротокольной коммутации меток (Multiprotocol Label Switching, MPLS). В отличие от служб Internet, трафик клиента в таких сетях не выходит за их пределы. Реализовав MPLS, компания может ориентировать потоки трафика в определенных направлениях, добиваясь оптимальной производительности сети. MPLS позволяет операторам соблюдать гарантированные клиенту уровни QoS. Услуги IP оплачиваются в расчете на порт, а не на канал связи, поэтому компании могут устанавливать дополнительные соединения между узлами своих сетей с целью минимизации задержки (по крайней мере, теоретически). Как и у любой новой службы, самая серьезная проблема частных служб IP — недостаточно высокий уровень зрелости. Пока компании не начнут интенсивно работать с ними, эта проблема будет оставаться актуальной.

ТЕЛЕПУЗИКИ В ЧАСТНОЙ СЕТИ IP

Вам, наверное, трудно понять, какое отношение имеют телепузики к сетевым проблемам, но для Айвена Тэйлора такое сочетание вполне естественно. Будучи менеджером коммуникационной инфраструктуры на телеканале BBC Worldwide, он управляет принадлежащей каналу глобальной сетью из 13 узлов, по которой популярное детское телешоу и другие медийные продукты BBC доставляются в зарубежные филиалы компании.

Сеть BBC относится к новому поколению глобальных частных сетей IP. Провайдер — компания Equant — поддерживает различные варианты QoS, благодаря чему Тэйлор может передавать практически любые виды трафика данных. Он уверен, что это дает BBC явное преимущество над конкурентами. Вначале сеть создавалась для пересылки данных SAP, электронной почты и файлов. Однако потребности клиентов росли, и со временем пришлось задуматься о возможности трансляции видеоконференций, передачи голоса поверх IP (VoIP) и т. п.

Переводя голосовую связь в частную сеть, Тэйлор рассчитывает сократить корпоративные расходы на телефонные разговоры. Сегодня интенсивность потока вызовов в BBC такова, что позволяет претендовать на скидку до 60% со стороны ее провайдера голосовой связи British Telecommunications. С другой стороны, интенсивность вызовов, исходящих из удаленных офисов (например, из США), недостаточно высока для подобных скидок. Тэйлор надеется, что передача голоса по сети поможет решить эту проблему.

Он ожидает также, что новые технологии позволят оптимизировать профильный бизнес BBC Worldwide за счет доставки видеоклипов через частную сеть. Сегодня местным студиям, транслирующим программы BBC (например, те же «Телепузики») или использующим изобразительные материалы и видеоклипы от BBC, иногда приходится ждать несколько дней, прежде чем видео дойдет до них по почте. Тэйлор планирует ускорить доставку материалов — в частной сети она будет занимать считанные минуты.

Для реализации передачи видео и голоса в потоковом режиме потребовалось изменить сетевую среду. Первоначально сеть BBC базировалась на технологии frame relay и обслуживалась компанией BT/Concert Communications. Эта технология эффективна лишь до некоторого предела, после которого начинают проявляться ее недостатки. Расчеты для среды frame relay ведутся по каждому каналу, поэтому связать все офисы между собой нереально: чем больше каналов, тем дороже становится сеть. Вместо этого офисы подключались к региональным концентраторам, что приводило к увеличению задержки. Тэйлор стремился создать сеть, в которой скорости разных портов не зависели бы друг от друга, так что каналы, например, в Австралии можно было бы перенастраивать, не затрагивая лондонский офис.

BBC разослала предложения о сотрудничестве нескольким операторам. Откликнулись пять компаний: Cable & Wireless PLC, AT&T, Concert (через BT), Equant и Global Crossing. C&W предложила весьма привлекательное решение, но оно было, по словам Тэйлора, «неприлично дорогим, пожалуй, вдвое выше реальной цены».

Вариант BT/Concert подходил по цене и по функциональным возможностям, однако плачевный опыт предыдущего сотрудничества с этой компанией заставил отказаться от ее предложения. «Если проходила неделя без потери связи с каким-либо узлом, мы считали это большим достижением для BT, — рассказывает Тэйлор. — Как-то раз мы подсчитали, что в течение месяца 85% наших каналов бездействовали 95% времени. Нам это надоело, и контракт был разорван, но добиться такого результата стоило немалых трудов».

В предложении BT/Concert имелось еще одно слабое место, связанное с обслуживанием трех офисов в Индии. Как объяснил Тэйлор, индийское правительство подало в суд на совместное предприятие BT/Concert из-за неуплаты по счетам государственной телекоммуникационной компании — Indian Telecom. Это означало, что Concert не могла терминировать линии, входящие в страну.

Компания Global Crossing предложила один из наиболее заманчивых вариантов, и, если бы она еще обеспечивала покрытие Азиатско-Тихоокеанского региона, контракт заключили бы именно с ней. Расценки были сравнимы с остальными, однако внимание в первую очередь привлекли соглашения SLA: они обещали доступность на уровне 99,999%. Для сравнения: BT гарантировала всего лишь 99,8%.

Однако контракт получила Equant. Хотя ее предложение было не из самых дешевых, за эти деньги компания предоставляла, по словам Тэйлора, лучший продукт. Соглашения SLA предусматривали приемлемый показатель доступности — 99,99%. Исполнение же обещаний достойно самых высоких похвал: «Управление проектом и весь процесс развертывания были организованы безупречно, — говорит Тэйлор. — Мы не испытывали ни малейших проблем».

Сейчас Equant завершает последний этап своей реализации VPN в частной сети IP, и Тэйлор начинает планировать трехуровневую защиту, которая позволила бы По, Ляле, Дипси и всей остальной компании телепузиков в целости и сохранности достигать места назначения. Первый уровень должен изолировать трафик от Internet. Второй, MPLS, обеспечивает разделение трафика IP различных компаний. BBC использует и третий уровень — протокол IPSec, чтобы шифровать трафик, проходящий по сети. «Никто не сможет преодолеть эту защиту, — уверяет Тэйлор. — Телепузики и их поклонники могут быть спокойны».

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ВСЕХ

Если автомобильные компании могут выпускать машины по индивидуальным заказам, то почему бы и фармацевтическим компаниям не заняться разработкой специализированных лекарств? Таким вопросом задаются многие крупнейшие представители фармацевтической отрасли. Компания F.Hoffman-La Roche, например, считает, что начинать следует с построения глобальной корпоративной сети ATM.

Подобно своим многочисленным конкурентам, Roche пытается создать лекарства для самых широких слоев населения. Однако рост расходов на исследования, разработку и маркетинг заставляет делать выбор в пользу препаратов, обладающих наиболее высоким рыночным потенциалом. В то же время поиск лекарств нужно вести быстро, чтобы успеть заменить продукты с истекающим сроком действия патента и возместить потери от сокращения периода эксклюзивных прав на продажу, устанавливаемого в США для новых лекарств.

В условиях острой конкуренции Roche делает акцент на качество обслуживания покупателей и поиск способов лечения, учитывающих уникальные генетические особенности каждого конкретного человека. Если раньше все покупали одно и то же лекарство, то теперь каждый пациент может заказать специально адаптированный индивидуальный препарат.

«Персонализированная» медицина, или фармакогеномика, знаменует собой новую эру в медицине и технологии, для обслуживания которой потребуется новая сеть. Она необходима для того, чтобы работники разных подразделений одной компании могли сотрудничать друг с другом и с внешними партнерами, независимо от территориального расположения и корпоративной принадлежности. Способность обеспечить эффективный обмен информацией и четкое выполнение внутренних и внешних деловых операций будет иметь решающее значение в конкурентной борьбе.

С этой целью Roche построила глобальную сеть ATM на основе частных выделенных линий. Сеть объединяет два филиала в Швейцарии, четыре в США, один в Японии и два в Австралии. К этим филиалам с помощью 783 маршрутизаторов по всему миру подключены свыше 200 региональных офисов. Связь, как правило, осуществляется по выделенным линиям или через frame relay. Сеть ATM используется при разработке персонализированных медикаментов, появление которых, на взгляд руководства компании, способно придать новый стимул развитию здравоохранения. С ее помощью ученые из разных стран могут общаться друг с другом посредством видеоконференций, пользоваться общими базами данных научных исследований и работать со стандартными сетевыми приложениями — электронной почтой, службами Web и средствами передачи файлов.

В Roche тщательно подошли к выбору технологий. Использовать frame relay было нецелесообразно по причине отсутствия поддержки QoS и мощных магистральных каналов. Частные сети IP еще не получили широкого распространения, хотя по мере развертывания их популярность растет. Roche пока лишь апробирует подобные услуги в Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. Эти службы, по словам Моритца Гисслера, сетевого инженера Roche, более рентабельны: в новой сети соединения имеют пропускную способность 1-2 Мбит/с, тогда как нынешние соединения frame relay за ту же цену обеспечивают лишь 64-128 Кбит/с.

Единственный оставшийся вариант — частная сеть ATM на базе выделенных линий. Сначала Roche планировала арендовать часть пропускной способности у какого-либо одного из провайдеров транснациональных служб ATM, но это было невыгодно по цене. Организовав управление узлами ATM своими силами, Roche могла бы гораздо оперативнее реагировать на требования бизнеса. Однако заказ и модернизация выделенных линий, замечает Гисслер, отнимает больше времени, чем увеличение или уменьшение пропускной способности в сети ATM.

В итоге было решено воспользоваться услугами четырех транснациональных операторов. Компания Concert (уже в составе AT&T) обеспечивает связь между Нью-Джерси и Швейцарией, а также внутри США. Global Crossing также соединяет Нью-Джерси со Швейцарией, а помимо этого — Австралию со Швейцарией и США с Японией. KDD связывает Австралию и Японию, а Global One (ныне Equant) — Швейцарию и Японию.

Такой «коллективный подряд» открыл перед Roche уникальные перспективы. По мнению Гисслера, слияние Equant и Global One принесло хорошие плоды, хотя многое еще предстоит сделать. Обязанности по организации клиентских каналов и эксплуатации линий по-прежнему разделены между двумя компаниями. Объединенная корпорация теперь более конкурентоспособна в Европе, чем в других регионах, однако производительность сети осталась практически на том же уровне. Впрочем, Гисслера это не слишком тревожит: «Мы должны дать им время на завершение реорганизации».

Оператор Global Crossing также небезупречен, но это не отталкивает клиентов. Он предлагает более низкие расценки и повышенное быстродействие по сравнению с традиционным оператором Roche — Equant (например, соединение с сайтом в Великобритании стоит вдвое дешевле и функционирует в восемь раз быстрее). «Мы рады, что имеем дело с Global Crossing», — подчеркнул Гисслер.

Нельзя сказать, что Global Crossing господствует на рынке. Наличие волоконно-оптической сети позволяет повысить эффективность услуг связи, но развертывание сети требует больше времени для прокладки кабеля. Такие проблемы операторы могут решать тремя способами: арендовать волоконно-оптические линии (тем самым соглашаясь с увеличением расходов), вообще отказаться от освоения региона или приобрести подходящую компанию. Global Crossing выбрал третий путь для внедрения на рынок США: он купил Frontier. Впрочем, приобретение компании — процесс непростой: сети Frontier еще предстоит интегрировать, чем Global Crossing сейчас и занимается. В общем, Global Crossing, как считает Гисслер, безусловный фаворит в Европе и на рынке трансатлантической связи, но в США оператору придется побороться с конкурентами.

Проанализировав все нюансы работы глобальных операторов, Гисслер сформулировал три рекомендации для сетевых администраторов. Во-первых, в случае крупной сети всегда следует иметь дело с двумя или тремя поставщиками услуг. Это увеличит нагрузку по управлению взаимодействием, но одновременно позволит поддерживать конкуренцию с выгодой для себя.

Во-вторых, выбирая подходящего оператора, помните, что цена — важный критерий, но не единственный. Если расценки двух компаний различаются на 10%, они обе должны быть включены в список претендентов. Не зацикливайтесь на цене, позаботьтесь лучше о соглашениях SLA. Однако не стесняйтесь информировать провайдеров об условиях, предлагаемых их соперниками (естественно, без упоминания имен). Предоставьте им возможность отреагировать, но не растягивайте эту начальную фазу переговоров более чем на два раунда.

В-третьих, ищите провайдеров, готовых полностью информировать вас о возникающих проблемах. «Я не возражаю, если канал будет готов позже, чем мы договорились, при условии, что провайдер предупредит меня об этом хотя бы за месяц, но чем ближе срок официального развертывания, тем нежелательнее задержки, — объясняет Гисслер. — Если я получаю такое уведомление за неделю до объявленного ввода службы в действие, то это просто безобразие». В этом смысле Global Crossing выгодно зарекомендовал себя на международной арене. Среди локальных операторов одним из наиболее эффективных считается Swisscom. А что же с пресловутым проектом Concert — совместным детищем BT и AT&T? «И не спрашивайте, — признается Гисслер. — Достаточно сказать, что я уже несколько раз слышал от них жуткую историю об акуле, систематически перегрызающей трансатлантический кабель».

КТО ДАЕТ НАМ МОЛОКО?

В следующий раз, купив пакет молока, взгляните на упаковку. Не исключено, что ее существованием вы обязаны сети, работающей под управлением Тони Эрикссона, специалиста по службам глобальных сетей в компании Tetra Pak — крупнейшем в мире производителе картонных упаковок с оборотом 10 млрд долларов.

Сеть frame relay этой компании охватывает почти 300 филиалов, расположенных в разных уголках мира. Кроме того, Tetra Pak использует выделенные линии и службы ATM. Транснациональные каналы frame relay поддерживают скорости CIR в диапазоне от 16 Кбит/с до 2 Мбит/с, а внутри отдельных стран эти показатели достигают 30 Мбит/с. Связь frame relay главным образом обеспечивает BT/Concert. Equant предоставляет соединения frame relay и X.25 в отдаленных регионах (например, линию X.25 в Казахстане). Локальные провайдеры предоставляют доступ на базе ATM и выделенных линий. Worldcom отвечает за глобальный доступ в Internet.

И каковы же впечатления Эрикссона от их работы? «В административном плане с Concert и Equant вполне можно иметь дело (например, единая точка контакта — это очень удобно), но в плане сервиса мы довольны далеко не всем». Эрикссон указывает на частые сбои в работе двух самых важных своих линий — идущих из Швеции в Швейцарию и из Швеции на главный сервер в Брюсселе. Обе эти линии обслуживает Equant.

У Concert, на взгляд Эрикссона, положение незавидное. 95% всех проблем, возникающих в сети, связаны именно с данным провайдером, хотя справедливости ради стоит сказать, что на долю Concert приходится большинство линий Tetra Pak. Эрикссон жалуется и на ошибки при выставлении счетов, но не уточняет, как с этим обстоит дело у остальных операторов.

Другой важный вопрос — техническая поддержка клиентов. «Здесь все зависит от того, к кому вы попадете, — говорит Эрикссон. — Глобальными указанных операторов можно называть лишь с некоторыми оговорками, поскольку и они заключают субдоговоры с локальными телекоммуникационными компаниями, поэтому в одной стране у нас могут быть прекрасные отношения с группой технической поддержки, а в другой все иначе».

Останется ли Tetra Pak вместе с BT сейчас, когда Concert приказала долго жить? По словам Эрикссона, Tetra Pak получила всяческие заверения в том, что услуги будут предоставляться в прежнем режиме, однако крах этого совместного предприятия дает повод к пересмотру отношений с ним. Один из возможных вариантов замены — Equant, сопоставимая с Concert в таких аспектах, как точность выставляемых счетов и своевременная отчетность. Эрикссон считает, что производительность служб у Equant превосходна, и к тому же компания, как правило, соблюдает соглашения об уровнях сервиса.

Дэвид Гринфилд — редактор международного отдела технологий Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: dgreenfi@cmp.com.


Рассматриваемые провайдеры
Cable and Wireless PLC http://www.cwplc.co.uk
AT&T http://www.att.com
Concert http://www.concert.com
Equant http://www.equant.com
Global Crossinghttp://www.globalcrossing.com
British Telecommunications (BT) http://www.bt.net
Worldcom http://www.worldcom.com
Среди других провайдеров глобальных служб отметим:
KPNQwest http://www.kpnqwest.com
GTS http://www.gts.com
Infonet http://www.infonet.com

Ресурсы Internet

Подробнее о frame relay, в том числе самые последние новости, можно узнать на сайте Web Форума Frame Relay по адресу: http://www.frforum.com. Здесь вы найдете учебные материалы, а также список продуктов и услуг, предлагаемых различными участниками форума.

Информацию об ATM см. по адресу: http://www.atmforum.com. Здесь вы узнаете, что собой представляет эта технология, как она работает и как взаимодействует с другими технологиями.