Коммерческий директор, «Сонера Рус».

Финский оператор Sonera известен далеко за пределами Финляндии не только потому, что эта маленькая страна часто приводится в пример как государство с высоким уровнем развития мобильной связи, в чем немалая заслуга и Sonera. Компания действует как международный оператор и владеет собственной инфраструктурой связи в Европе и линиями через Атлантический океан до Нью-Йорка. Кроме того, она имеет долевое участие в бизнесе различных европейских — и не только — операторов мобильной связи.

В России, что уникально для зарубежного оператора, у Sonera тоже есть собственная оптическая линия, на базе которой компания оказывает услуги через свое дочернее предприятие «Сонера Рус». Основными клиентами «Сонера Рус» до сих пор остаются зарубежные и российские операторы и провайдеры, но компания намерена более активно работать и на корпоративном рынке. На вопросы о деятельности и ближайших планах российского подразделения компании нам ответил Юрий Жуковский, коммерческий директор «Сонера Рус».

Журнал сетевых решений/LAN: Sonera — единственный из зарубежных операторов связи, который имеет собственную инфраструктуру в России. Что она собой представляет в настоящее время?

Юрий Жуковский: Волоконно-оптическая сеть Sonera протянулась от Москвы через Санкт-Петербург и Хельсинки в страны Северной и Центральной Европы и далее в Нью-Йорк. Таким образом, заказчик может получить сквозной канал от Москвы до Нью-Йорка. Для оператора, предоставляющего услуги связи, это неоспоримое преимущество, прежде всего, потому, что единый центр управления позволяет видеть всю сеть от Москвы до Нью-Йорка. В результате качество услуг несравненно выше благодаря отсутствию стыка между различными сетями, как у других провайдеров. Наглядный пример: чем больше сочленений у шланга, тем вероятнее утечка воды. В нашем случае «шланг» от Москвы до Нью-Йорка состоит из цельного куска.

LAN: Каковы физические характеристики инфраструктуры и планы по ее развитию?

Жуковский: Сеть Sonera в Европе базируется на технологии спектрального уплотнения (Dense Wave Division Multiplexing, DWDM), применение которой позволяет практически бесконечно наращивать пропускную способность. Говоря «бесконечно», я имею в виду то, что в настоящее время предложение емкости намного больше спроса на нее. С конца прошлого года на оборудование DWDM переведен отрезок от Санкт-Петербурга до Хельсинки, а к концу первого квартала такое же оборудование начнет работать на линии от Москвы до Санкт-Петербурга. Таким образом, сеть Sonera от Москвы до Франкфурта будет полностью базироваться на DWDM. Емкость российского отрезка сети составит около 20 Гбит/с, что, на наш взгляд, более чем достаточно на обозримую перспективу.

LAN: На карте с изображением сети Sonera пунктирной линией отмечена ветка от Москвы через Белоруссию и Польшу в Западную Европу. Каковы планы строительства еще одной линии связи?

Жуковский: О планах говорить несколько преждевременно. Sonera ведет переговоры с потенциальными партнерами, цель которых состоит в выяснении жизнеспособности подобного проекта. Важно понять, стоит ли вкладывать деньги — и немалые — в еще одну инфраструктуру, когда есть возможность оказывать большой объем услуг с помощью линии Москва-Хельсинки. До сих пор конкретных планов строительства нет.

LAN: Каким образом осуществляется резервирование имеющейся емкости на случай чрезвычайных обстоятельств, в частности актов вандализма?

Жуковский: Естественно, мы предусматриваем резервирование каналов, поскольку, к сожалению, случаи вандализма имеют место. Правда, за последнее время количество подобных происшествий сократилось. Резервирование емкости выполняется как на основе собственной инфраструктуры, так и путем аренды каналов у наших партнеров.

LAN: Резервируется вся емкость?

Жуковский: Если говорить о задействованной на данный момент емкости, т. е. реально используемой заказчиками, то да, конечно, она полностью резервируется, но это не значит, что мы резервируем все 20 Гбит/с, так как в этом нет никакой практической необходимости. С появлением каждого нового клиента производится дополнительное резервирование.

LAN: Какие услуги сейчас пользуются наибольшим спросом?

Жуковский: Как и прежде, это услуги предоставления выделенного канала. Весь мир движется в направлении IP, но эти шаги, на наш взгляд, достаточно осторожны. Ничто не указывает на то, что, скажем, в течение года все, кто пользуется сейчас выделенными каналами, перейдут на IP. Поэтому до сих пор услуга аренды выделенных каналов остается наиболее востребованной, хотя определенная тенденция перехода на IP все же начинает проявляться, поскольку компании стремятся оптимизировать собственные сети и сократить расходы.

Что касается экономии расходов, то здесь не все так однозначно. Например, такая услуга, как IP VPN, по нашим первым подсчетам, идентична по своей стоимости выделенному каналу. Например, для корпоративного клиента с офисами в Москве и во Франкфурте аренда канала и IP VPN обойдется примерно в одну сумму, причем в случае IP VPN она может оказаться даже больше.

Вместе с тем, в прошлом году мы начали предоставление услуги Global IP для доступа к глобальной сети Internet с использованием канальных и технологических емкостей Sonera. Этот сервис пользуется все большей популярностью, и, на наш взгляд, часть клиентов вполне может со временем перейти с выделенных каналов на Global IP, хотя и не слишком быстро, как я уже говорил.

Вот, пожалуй, две услуги, пользующиеся наибольшим спросом.

LAN: Какую емкость чаще всего берут в аренду заказчики и каковы тенденции изменения спроса в связи с удешевлением международной емкости?

Жуковский: Да, действительно, цены на емкость падают, это прежде всего заметно по европейскому рынку. В Европе проложено слишком много волокна между городами, что, естественно, ведет к удешевлению. В России такого обвального падения цен, как в Европе, не наблюдается, и снижение идет постепенно.

Если раньше корпоративные клиенты довольствовались каналами емкостью 64 или 128 Кбит/с, то теперь арендуют 256 и 512 Кбит/с. Что касается провайдеров, то меньше 2 Мбит/с практически никто не заказывает. Вместе с тем, все чаще рассматривается переход от 2 Мбит/с к 34 или 45 Мбит/с. Очевидно, чем крупнее провайдер, тем быстрее у него возрастает потребность.

LAN: Кто основные заказчики Sonera?</p>

Жуковский: В настоящее время мы работаем с операторами глобального и среднего масштаба. Прежде всего, это телекоммуникационные компании международного уровня, которые используют сеть Sonera для оказания своих услуг в России: Cable&Wireless, Golden Telecom, Teleglobe и т. д. — практически 90% крупных международных провайдеров.

Далее следуют крупные российские компании, они также в большинстве случаев пользуются нашей сетью, но здесь охват меньше. К этой же группе относятся и провайдеры услуг Internet, в частности Demos.

В меньшей степени услуги Sonera востребованы компаниями третьего и четвертого уровней — мелкими провайдерами Internet, масштабы деятельности которых не соответствуют нашим предложениям: в частности, услуги Global IP мы начинаем предоставлять от 2 Мбит/с.

Что касается корпоративных заказчиков, то основной пласт наших клиентов — финские компании, работающие в России: Stockmann, Neste и др. Это легко объяснимо, поскольку такой сервис для корпоративных клиентов, как DataNet и FastNet, разрабатывался прежде всего для финского рынка.

LAN: Как было заявлено, Sonera собирается активизировать работу с корпоративными клиентами...

Жуковский: Возможность предоставления подобных услуг сейчас рассматривается. Корпоративный рынок весьма привлекателен для нас — сегодня все большее количество заказчиков с реальными деньгами готово оплачивать сервис высокого качества. Мы находимся в процессе выбора оптимального набора услуг, оказание которых позволит окупить сделанные вложения максимально эффективно. Понимая, что на этом рынке конкуренция весьма значительная, мы тем не менее считаем, что не без успеха могли бы занять определенные ниши.

LAN: Могут ли услугами Sonera воспользоваться заказчики за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

Жуковский: Собственная сеть Sonera постоянно расширяется. Совсем недавно была открыта точка доступа в Твери, где у нас уже есть потенциальные заказчики. С помощью партнеров мы охватываем и Тверскую область. Кроме этого, нами оценивается потенциал других рынков вдоль линии Москва-Санкт-Петербург, включая Новгород и Выборг. Поскольку они кардинально отличаются от рынка Санкт-Петербурга, не говоря уже о Москве (количество заказчиков там довольно ограничено), мы очень избирательно подходим к их освоению, тщательно просчитывая вложения и тот реальный пласт клиентов, которым могут понадобиться наши услуги. Выходить на какой-либо рынок просто для демонстрации своих возможностей коммерческому предприятию не имеет смысла. Поэтому мы всегда планируем наши действия с точки зрения правильного и оптимального вложения средств, чтобы «не зарывать их в землю».

LAN: Sonera предлагает только международную емкость или российские заказчики могут воспользоваться ее услугами для организации связи, например, между офисами в Москве и Санкт-Петербурге?

Жуковский: Да, безусловно, заказчики из России могут использовать наши ресурсы на канале Москва-Санкт-Петербург, Москва-Тверь и Тверь-Санкт-Петербург. Довольно много примеров предоставления емкости на участке Москва-Санкт-Петербург.

LAN: Что собой представляют упоминавшиеся ранее услуги FastNet и DataNet?

Жуковский: Они изначально ориентированы на корпоративных клиентов. Разработанные достаточно давно, данные виды услуг до сих пор пользуются спросом, поскольку в них были заложены прогрессивные на то время решения. DataNet предназначена для объединения локальных сетей в двух удаленных офисах заказчика, а FastNet рассчитана главным образом на объединение телефонных сетей, но включает еще и ряд интегрированных возможностей. Нельзя сказать, что мы широко внедрили их в России, для отечественных компаний они достаточно дороги. Тем не менее мы работаем над созданием варианта, более адекватного нашей действительности, где потребности и возможности российских корпоративных клиентов учитывались бы лучше.

Надо сказать, что для поддержки таких услуг мы используем платформу DXX. Ее характерной особенностью является возможность дистанционного контроля оконечного оборудования на обоих концах сети. В любой момент наши специалисты могут сказать, что происходит с оборудованием клиента. Таким образом, качество услуги заметно повышается. Поэтому и оценивается она несколько выше рыночной стоимости.

LAN: Global IP предназначается провайдерам Internet. И хотя заметную долю клиентов Sonera составляют как раз такого рода компании, эта услуга появилась среди предложений Sonera совсем недавно... Почему?

Жуковский: Мы — стопроцентная дочерняя компания Sonera, точнее, Sonera Telecom, и в большинстве случаев наше предложение определяется тем, что предлагает родительская компания. Естественно, мы адаптируем имеющиеся продукты к российскому рынку. Как только услугу Global IP стало возможно предоставлять не только в Финляндии, но и за рубежом, продукт тотчас же был приспособлен для России и стал предлагаться на местном рынке.

LAN: Сколько времени занимает предоставление выделенного канала?

Жуковский: После подписания договора предоставление услуги гарантируется в течение четырех недель. Это максимальный срок, при нарушении которого мы несем финансовую ответственность. Как правило, продолжительность работ зависит, главным образом, от сложности построения последней мили. К сожалению, иногда сроки ее предоставления кардинально отличаются от наших. Например, клиент берет на себя организацию последней мили и доведение ее до нашей точки доступа. В этом случае мы полностью зависим от заказчика. Естественно, в подавляющем числе случаев мы работаем как через партнеров.

LAN: Какова типичная практика организации последней мили?

Жуковский: Преимущественно, это, конечно, аренда каналов. Наши точки присутствия соединяются практически со всеми местными провайдерами в Москве, поэтому в каждом конкретном случае мы проводим мини-тендер и выбираем того или иного провайдера в соответствии с имеющимися возможностями.

В некоторых случаях приходится достраивать последнюю милю, но тогда нам необходимы гарантии, что клиент останется с нами на длительный срок и что вложения в ее строительство можно будет вернуть в обозримом будущем.

К слову сказать, компания имеет лицензию на осуществление строительной деятельности. Все работы по монтажу и подключению на объекте заказчика мы можем делать сами быстро и качественно.

LAN: Последняя миля организуется по волокну?

Жуковский: Все зависит от того, о каких емкости и расстоянии идет речь. Даже при потоке в 2 Мбит/с имеет смысл в некоторых случаях арендовать волокно (или эквивалентную емкость у провайдера). А в случае канала на 34 или 45 Мбит/с медные окончания возможны только при очень коротких расстояниях.

LAN: Какова роль партнеров и кто они?

Жуковский: Если я начну перечислять партнеров, а их более десятка, то наверняка кого-нибудь забуду, а обижать никого не хочется. По сути, все провайдеры, у которых есть собственная сеть в Москве, — партнеры Sonera. Редким исключением из их числа являются те, с кем пока мы не нашли точек сопряжения наших сетей, но, думаю, что при обоюдном желании это не проблема.

С одной стороны, они наши клиенты, т. е. заказывают у нас те или иные услуги, с другой — мы пользуемся их услугами по последней миле.

LAN: Какие гарантии получают заказчики и, в частности, заключает ли Sonera так называемые соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA)?

Жуковский: Для каждой из предлагаемых нами услуг установлены определенные гарантии. Мы заключаем с заказчиком договор, где обозначены все условия, в том числе и финансовые. На мой взгляд, SLA имеет смысл, только когда такое соглашение предполагает финансовую ответственность.

Между тем некоторые провайдеры на российском рынке, предоставляя подобные гарантии, всячески стараются обойти острые углы, связанные с денежными вопросами. На практике это выглядит следующим образом: в контракт вставляется фраза о том, что «оператор будет стремиться к обеспечению наилучшего качества услуг для клиента», или в него включаются характеристики типовых задержек для сети, но не оговариваются санкции за их превышение.

В нашем случае гарантируется определенный уровень сервиса, который клиент может проконтролировать. При невыполнении условий, в зависимости от значимости нарушенных параметров, мы несем финансовую ответственность.

LAN: Какие направления при заказе каналов пользуются наибольшим спросом?

Жуковский: В порядке убывания популярности — это Стокгольм, Лондон, Франкфурт и Нью-Йорк. Почему Стокгольм? При аренде каналов из России на противоположной стороне их должен кто-то принимать. Большинство партнеров российских провайдеров располагают собственными точками присутствия в Стокгольме, тогда как в Хельсинки они есть далеко не у всех крупных европейских операторов, поэтому шведская столица предоставляет наиболее удобный стык.

LAN: В целях повышения эффективности Sonera намеревается проводить согласованную политику деятельности своих подразделений. Взаимодействует ли «Сонера Рус» каким-либо образом с «Соник Дуо» или планирует взаимодействовать?

Жуковский: Вопрос несколько некорректно поставлен, поскольку «Соник Дуо» не является подразделением Sonera в отличие от «Сонера Рус». Тем не менее мы сотрудничаем с «Соник Дуо» на взаимовыгодной основе: в частности, нашу услугу Global IP компания использует как для собственных нужд, так и для своих клиентов.

LAN: Насколько значим российский рынок для Sonera?

Жуковский: В соответствии с принятой в Sonera стратегией, прибалтийский и российский рынки приоритетны для компании. Прежде всего это связано с тем, что в Европе избыток предложений выделенных каналов, и реальную маржу можно получать сегодня только в Восточной Европе, Прибалтике и России. Сделанные вложения в прокладку кабеля из Москвы до границы с Финляндией полностью себя оправдали. Естественно, компания не собирается терять свои позиции и намерена и дальше развивать деятельность на этом рынке, причем не только в области мобильной связи, но и во всех других видах телекоммуникационных услуг.