Универсальный клиент IM

"Воркалось. Хлипкие шарьки
пырялись по наве
И хрюкотали зелюки
как мюмзики в мове."

Л. Кэрол "Бормоглот" (Jabberwocky)

Приложения для немедленного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM) пользуются вполне заслуженной популярностью. Более того, несмотря на то, что ту же "Асю", т. е. ICQ, руководство нередко считает заразой, отвлекающей подчиненных от выполнения их непосредственных обязанностей технология IM способна принести существенную пользу и на производстве. Не случайно рынок IM довольно часто становится предметом серьезных аналитических исследований (обзоры на эту тему были и в нашем журнале). К сожалению, практически все подобные программы являются частными разработками и не опираются на открытые стандарты. Конечно, ICQ доминирует на рынке, но заметную долю занимают и другие системы. Это приводит к проблемам совместимости, что особенно актуально, когда IM применяется в работе.

ВО МНОГИХ ЛИЦАХ

Сложившейся ситуацией не преминула воспользоваться компания Jabber.com (http://www.jabber.com), предложившая свою систему IM, носящую, как можно догадаться, название Jabber. Собственно Jabber - это общее имя для целой группы продуктов, куда входит как серверное, так и клиентское ПО, и именно клиентская часть Jabber - Jabber Instant Messager (JIM) - будет предметом нашего рассмотрения. Стоит отметить, что к вопросу разработки клиентского ПО Jabber подошла очень основательно, постаравшись обеспечить поддержку всех возможных платформ. Помимо "стандартного" варианта для Windows, который, собственно, и подвергался тестированию, существует еще несколько кросс-платформенных версий, в частности в виде апплета Java для браузера и сценария Perl. Есть даже клиент для PalmV. Кросс-платформенные версии распространяются в виде открытого кода по стандартным (в зависимости от средств разработки) открытым лицензиям.

Доведя принцип совместимости до абсолюта, разработчики включили поддержку других систем IM. JIM может работать как клиентская часть ICQ, AOL Instant Messenger, MSN и Yahoo! IM. Правда, если вы еще не зарегистрированы в какой-то из перечисленных служб, но намерены воспользоваться ею через JIM, вам придется получить учетную запись. Для этого придется установить, хотя бы на время, на свой (или какой-либо другой) ПК соответствующее ПО и пройти процедуру регистрации. После этого параметры учетной записи остается только внести в соответствующий раздел настроек JIM.

Неплохо для начала. Хотя список полезных настроек можно было и расширить.

Совместимость с другими системами обеспечивается на должном уровне, но, как легко догадаться, это уровень базовых функций. Всем богатством "приятных мелочей", например ICQ, воспользоваться не удастся. С другой стороны, все это разнообразие редко когда требуется. В конце концов, со стороны Jabber было бы неразумным во всех отношениях создавать полную копию каждого "чужого" клиента. Имитация последнего происходит вполне корректно. До службы поддержки Jabber, которая, естественно, пользуется собственным продуктом, можно без проблем достучаться и через ICQ. В службу поддержки, к слову сказать, пришлось все же обратиться. Продукт оказался несколько "сыроват", и при установке пришлось столкнуться с определенными трудностями (как говорится, специфичными для конкретной конфигурации). Универсальность Jabber оказалась весьма кстати - вместо достаточно долгой (как обычно бывает) переписки, со службой поддержки удалось быстро переговорить по ICQ (через сервер Jabber).

Вместе с тем, JIM обладает собственной ценностью как самостоятельный продукт. Распространяемый как коммерческий продукт сервер Jabber позволяет организовать свои частные сообщества пользователей JIM. Помимо клиентской и серверной частей предлагается, точнее, пока обещается, неплохой выбор дополнительных модулей с такими полезными функциями, как, например, поддержка LDAP. Намерения, как видим, серьезные; очень хочется надеяться, что разработчики оперативно решат все технические проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разумеется, со стороны разработчика выпуск данного продукта, - не альтруистическая акция, - и желание отобрать кусочек рынка у более раскрученных приложений очевидно. Но тем не менее данный маркетинговый ход действительно может облегчить жизнь тем, кто вынужден или хотел бы быть на связи с пользователями различных систем IM. Более того, реальная кросс-платформенность дает Jabber неплохие шансы утвердиться на рынке. С нашей, пользовательской, точки зрения, это не так уж важно, но все-таки хотелось бы, чтобы поддержка столь полезной системы IM не прекратилась. Впрочем, Jabber вряд ли когда-нибудь удастся поколебать позиции ICQ.

Александр Авдуевский - обозреватель LAN. С ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.