эти ожидания в реальность, стали провайдеры, распродающие Internet оптом и в розницу. Однако широкие массы пользователей пока еще только начинают присматриваться к Сети, как к месту, где можно делать настоящий бизнес. А одним из наиболее перспективных направлений здесь является электронная торговля, которая при правильном подходе может дать значительный рост объемов продаж коммерсантам, а покупателям обеспечить возможность приобретать товары, не выходя из дома, да еще и со значительной скидкой.

Вполне возможно, что данная тематика малоактуальна для российской экономики, еще не начавшей толком выходить из кризиса и совсем недавно избавившейся от очередей за всеми без исключения товарами во вполне реальных (а не виртуальных) магазинах. Более того, до тех пор пока средства для осуществления электронных платежей, и в первую очередь кредитные карты, не станут достоянием значительной части населения (а до этого еще очень далеко), электронная коммерция будет продолжать оставаться интересной игрушкой для наиболее продвинутых торговых компаний (можно вспомнить, например, серверы CD.RU и "Пурпурный легион", торгующие компакт-дисками), которые вряд ли получают от этого хоть сколько-нибудь заметные прибыли.

Тем не менее стоит приглядеться к тому, как идут дела у тех, кто всерьез занимается продажами через Internet на Западе. Вполне возможно, что уже в ближайшее время эта информация придется как нельзя кстати и многим отечественным торговым компаниям.

ТЕХНИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ

Очевидно, что развертывание систем электронной коммерции сопряжено со значительными техническими сложностями. Во-первых, необходимо, чтобы электронный магазин (он же сервер Web со специализированным ПО) был постоянно доступен достаточно большому числу пользователей при как можно меньшим временем отклика. А это предъявляет значительные требования к мощности используемого сервера и пропускной способности канала подключения к Internet (он должен быть рассчитан на большое число пользователей, а иначе незачем и огород городить!). Второй вопрос - это защита электронных транзакций. Будем надеяться, что нынешняя ситуация в России, когда заказанный через Internet товар высылается наложенным платежом или с курьером, не продлится вечно. Однако при использовании кредитной карты клиент должен быть абсолютно уверен в надежности защиты при передаче платежной информации по Сети. Здесь без средств аутентификации и шифрования никак не обойтись. Известно, что легальное использование средств шифрования невозможно без санкции определенных государственных инстанций, что также может породить некоторые проблемы. И, наконец, нельзя забывать, что реализация решений для электронной коммерции - это достаточно дорогое удовольствие, так что необходимо твердо верить в успех, открывая Internet-магазин. Впрочем, бизнес - всегда дело рискованное.

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ...

Несмотря на описанные выше трудности (а их перечень можно было бы продолжать), желание заработать реальные деньги в виртуальном мире Internet заставляет многих повнимательнее приглядеться к тем возможностям, которые сулят системы электронной коммерции. В этом номере LAN мы решили рассказать как о существующих на рынке решениях, так и об успешном опыте их применения (к сожалению, пока исключительно западном). Впрочем, есть основания надеяться, что уже в обозримое время мы сможем рассказать читателям и о российских успехах в области торговли по Internet.