Самое главное для контроля стоимости лицензий - понять, что допустимо и законно.


ПРОЦЕСС РАЗВЕРТЫВАНИЯ
ПОДДЕРЖКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕТ И ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ПИРАТСТВО
БЕССТРАСТНЫЙ ОБМЕН

Лицензионные планы компании Microsoft
Как лицензировать программное обеспечение


Даже поверхностный анализ затрат на компьютерную сеть с очевидностью показывает, что совокупные затраты на программное обеспечение несоизмеримы со стоимостью лицензий на программы. Каждая ценовая составляющая затрат на программное обеспечение - стоимость самих лицензий, конфигурации, развертывания, обновления, контроля, поддержки, обучения и учета - имеет свои особенности. В этой статье мы попытаемся распутать по крайней мере некоторые из этих узлов.

Цена лицензии - это всего лишь одна, хотя и наиболее очевидная, составляющая общей стоимости программного обеспечения. Как таковой, ей уделяется наибольшее внимание. Тем не менее даже эти затраты может оказаться трудно контролировать, к тому же зачастую они составляют далеко не большую часть всех расходов.

Вообще, наиболее расточительный способ приобретать программное обеспечение - покупать через розничную сеть готовый пакет, в состав которого входят лицензия на использование ПО, носитель, с которого этот пакет устанавливается, и необходимое минимальное руководство по инсталляции программы. Повсеместной практикой является предоставление оптовых скидок. Если при покупке крупной партии организации не нужны CD-ROM и руководство с каждой копией ПО, то она может рассчитывать на дополнительные скидки.

Кого-то из сотрудников необходимо назначить ответственным за соблюдение условий лицензирования программного обеспечения. Не стоит рассчитывать на то, что каждый, кто устанавливает программное обеспечение, каким бы образом он это ни делал - посредством загрузки по сети, в соответствии с программой лицензирования или из коробки, - возьмет на себя труд прочитать, разобраться и выполнять условия лицензионного соглашения. Кроме того, практически каждое лицензионное соглашение имеет свои особенности. Ответственный за контроль за соблюдением условий оплаченных вами лицензий должен хорошо себе представлять возложенные на него обязанности.

Может оказаться, что разобраться в этих обязанностях совсем не просто. К примеру, условия лицензий на компоненты IntranetWare for Small Business компании Novell значительно различаются. Вы имеете право установить только один экземпляр серверного программного обеспечения, но клиентский компонент можно установить на любое число систем, хотя количество одновременно работающих пользователей не должно превышать N, где N - число приобретенных клиентских лицензий. Кроме того, NetWare Connect NLM можно запускать не более чем для восьми телефонных портов; а включенные в пакет клиенты Netscape Navigator разрешается устанавливать только в дополнение к клиентскому программному обеспечению.

Другой пример: одна лицензия компании Traveling Software подразумевает установку LapLink for Windows 95 на трех машинах одновременно (предполагается, что это офисная система, домашний компьютер и ноутбук), а кроме того, на любой другой машине для выполнения удаленных операций при условии, что программное обеспечение будет немедленно стерто после их завершения.

Какое-то время назад лицензии на настольное программное обеспечение компании Microsoft предусматривали так называемое правило вторичного использования. Каждый, кто 80% своего времени работает с Microsoft Office, получал, к примеру, право установить копию этого продукта на домашнем компьютере. С появлением Office 97 компания отказалась от этого правила. Представители Microsoft объясняют это тем, что ее заказчики не в состоянии гарантировать деинсталляцию версии с домашнего компьютера при увольнении сотрудника. Кроме того, сейчас домашним компьютером пользуется не только хозяин, но и другие члены его семьи, хотя изначально предполагалось, что с программой дома будет работать только сам сотрудник.

В отличие от простых индивидуальных лицензий (вместе с носителем и руководством или без них, а также с оптовой скидкой или без оной) лицензии на одновременное (параллельное) использование имеют правила весьма казуистического характера. Идея состоит в том, что в любой данный момент времени лишь некоторые пользователи организации действительно работают с конкретным программным обеспечением. Таким образом, представляется разумным, чтобы принцип расчетов был аналогичен, скажем, оплате внешних телефонных звонков через УАТС. (Поскольку не все сотрудники компании будут одновременно звонить по телефону и поскольку многие из тех, кто в данный момент разговаривает, будут звонить в соседние отделы, нескольких десятков внешних линий может оказаться достаточно для обслуживания нескольких сотен пользователей.) Многие разработчики программного обеспечения, в том числе Microsoft, признают логику модели параллельного лицензирования. Однако, в отличие от телефонных компаний, компьютерные настольные системы и сети не имеют встроенной биллинговой службы.

Пакеты контроля за лицензиями на программное обеспечение были разработаны специально для учета использования программного обеспечения. Эти продукты вмешиваются в процесс запуска программного обеспечения и приостанавливают его на время выполнения в центральной базе данных проверки в реальном времени на предмет того, что максимальное число одновременных лицензий не превышено. В идеале, они должны вмешиваться в процесс запуска даже тогда, когда программное обеспечение запускается с локального диска, а не с сервера. Для систем, отключенных от сети, таких как мобильные компьютеры, единственной возможной альтернативой является, как правило, выделение лицензии для каждой машины на все время, в течение которого она не работает в сети.

В 1994 году разработчики пакетов контроля за использованием программного обеспечения сделали свои продукты "слишком умными" себе во вред. Их программное обеспечение могло учитывать различие в часовых поясах и осуществлять контроль за одновременными лицензиями по глобальной сети. С точки зрения поставщиков производственного программного обеспечения, и Microsoft в частности, возможность совместно использовать параллельные лицензии в глобальной сети была равносильна покушению на их прибыль. В такой ситуации эти компании предпочли отказаться от предоставления лицензий на одновременное использование.

Microsoft не сразу отказалась от параллельных лицензий, но значительно подняла цены. Последующие версии лицензий Microsoft запрещают одновременное использование лицензий в различных часовых поясах или странах. Более того, вместе с лицензиями потребители вынуждены также покупать у Microsoft и контракты на поддержку. Это новшество оказалось менее корыстным, чем могло бы показаться на первый взгляд; одним из основных аргументов руководства Microsoft против параллельного использования продуктов в различных часовых поясах стало то соображение, что подобный подход увеличивает нагрузку на организации, оказывающие поддержку потребителям, при этом подобные расходы не учитываются в стоимости программного обеспечения. К примеру, если многонациональная корпорация передает лицензию из США в Австралию, то местная служба поддержки потребителей должна будет выполнять больший объем работ, не получив за нее никакой компенсации.

В конце 1997 года Microsoft полностью отказалась от параллельных лицензий в новых продуктах и новых контрактах. Представители компании утверждают, что только 3% ее потребителей приобрели параллельные лицензии (смотри врезку "Лицензионные планы компании Microsoft"). Это заявление представляется не вполне искренним, поскольку в соответствии с действующей сейчас ценовой моделью лицензирование на одновременное использование не обеспечивает реальной экономии по сравнению с традиционными лицензиями. Фактически немалая часть экономии от стоимости лицензий идет на приобретение, развертывание и управление программой контроля за использованием ПО.

Lotus Development и Corel Systems по-прежнему предлагают лицензии на одновременное использование, хотя другие производители, в том числе Symantec и Netscape Communications, такого рода лицензий не предоставляют. Как правило, производители высокоуровневых технологичных продуктов, таких как Photoshop компании Adobe, не имеют серьезных стимулов предлагать подобные лицензии. В любом случае появление пакетов для контроля за использованием ПО на базе глобальной сети может вообще положить конец параллельному лицензированию и тем самым устранить одну из основных причин приобретения подобных программ.

ПРОЦЕСС РАЗВЕРТЫВАНИЯ

Лучше всего программное обеспечение установить в системе еще до того, как она появится в офисе. При поставке любой настольной или серверной системы интегратор или производитель может выполнить пожелания покупателя относительно стандартной структуры каталогов, а стандартная конфигурация может избавить от значительных объемов ненужной работы. Если необходимое программное обеспечение поставляется вместе с системой без дополнительной оплаты, тем лучше.

Второй удобный момент для установки программного обеспечения - сделать это до того, как система попадет на рабочее место пользователя. С помощью таких продуктов, как LANDesk Configuration Manager компании Intel, стандартная конфигурация может быть автоматизирована минимальными усилиями.

Последнее поколение настольных систем Intel (с обслуживающими микросхемами, появившимися вместе с процессором Pentium II) оснащено аппаратурой для поддержки улучшенных функций управления питанием, в том числе так называемой функции wake-on-LAN. Когда поддерживающая подобную функцию сетевая плата получает определенный кадр, она включает питание компьютера, благодаря чему такие операции, как распространение программного обеспечения, инвентаризация и проверка на наличие вируса, могут осуществляться в нерабочее время. К сожалению, лишь незначительная часть пользователей имеет такое аппаратное обеспечение, обновленный BIOS и сетевую плату с функцией wake-on-LAN, необходимые для выполнения подобных операций. В ближайшие год-два в большинстве сетей обновление и установку программного обеспечения придется по-прежнему осуществлять с помощью принудительного и добровольного распространения или по методу "грубой силы" (администратор физически устанавливает программу на каждом настольном и мобильном компьютере).

Как ни странно, автоматизированное распространение программного обеспечения можно осуществить множеством способов. Производители ряда систем и платформ сетевого управления, в том числе Computer Associates, IBM/Tivoli Systems и Hewlett-Packard, выпускают продукты для систем UNIX, а также для настольных ПК, к тому же они все теснее интегрируются друг с другом. Systems Management Server (SMS) компании Microsoft предлагает широкие возможности, но только для среды Windows. С другой стороны, Novell Application Launcher (NAL) использует Novell Directory Services (NDS) с целью обеспечения управления конфигурацией и независимости от местонахождения, а также для распространения программного обеспечения на клиенты сетей NetWare и Windows NT. Создатели пакетов управления настольной системой, в частности LANDesk Management Suite компании Intel, Desktop Management Suite компании Seagate Software, NetWizard компании Attachmate, Zero Administration Client компании Network Associates и Cenergy компании Tally Systems, добавляют в них компоненты распространения программ. Кроме того, ряд молодых компаний, такие как Marimba, предлагают продукты на базе Internet с межплатформенной поддержкой и ориентацией на Java.

Возможно, основная проблема, возникающая в связи с автоматизацией распространения программного обеспечения, - необходимость выбрать, протестировать и развернуть саму программу распространения.

В унифицированной среде с более или менее однотипным аппаратным обеспечением, одинаковыми настольными операционными системами, однородными средствами соединения с сетью и стандартным программным обеспечением процедура электронного распространения программ достаточно прямолинейна. В неунифицированной среде администратору придется овладеть языком подготовки сценариев и хорошо разбираться в совместимости различных продуктов и в особых ситуациях. В самом худшем случае увеличение производительности за счет автоматизации распространения может быть полностью сведено на нет из-за трудностей настройки самого инструментария распространения.

ПОДДЕРЖКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Не знаю, как другие, но большинство трудностей, связанных с программным обеспечением, я создаю себе сам. Если я устанавливаю на свою систему программное обеспечение распознавания речи или какую-нибудь утилиту мониторинга Internet и сталкиваюсь с какой-либо проблемой, то я никогда не обращаюсь в местную службу поддержки или даже к поставщику ОС. Если бы я был системным администратором, то, скорее всего, ненавидел бы таких пользователей, как я.

Как правило, я считаю, что разработчик прикладного программного обеспечения не виноват в следующих проблемах: сбоях сетевой печати, низкой производительности при работе с Internet или по модемному каналу, неустойчивости операционной системы, неосведомленности пользователя относительно возможностей приложения. Но если все это не учитывать, то много ли останется реальных вопросов, по которым стоит обращаться во внешнюю службу поддержки?

Лучше всего контракт на поддержку прикладного программного обеспечения заключать тогда, когда вы выходите за рамки его привычных возможностей. При написании сценария крупного приложения на Word Visual Basic или при публикации сложных документов на страницах Web без внешней поддержки вы, скорее всего, обойтись не сможете.

Сбои в работе настольной операционной системы могут быть ликвидированы с помощью служебных пакетов, предлагаемых Symantec, Network Associates и Quarterdeck. При работе с Windows 95 или Windows 3.1 у меня не возникало таких сложностей, из-за которых имело бы смысл заключать контракт на поддержку, хотя, возможно, мой случай нетипичен.

Серверные операционные системы и установленное на них критически важное программное обеспечение, такое как пакет резервного копирования на магнитную ленту, должны, вероятно, всегда приобретаться вместе с контрактами на техническое обслуживание, по крайней мере для производственных систем. В последнем случае окупаемость подобных затрат отходит на второй план, поскольку такой контракт - это своего рода страховка, а спокойствие стоит денег. По аналогии теми же соображениями можно руководствоваться и при покупке многих программных продуктов, работающих на сервере, в том числе почтовых серверов, баз данных, распределителей нагрузки и пакетов управления сетью.

УЧЕТ И ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ПИРАТСТВО

Если компания не может доказать, что у нее есть лицензии на программное обеспечение, установленное на машинах сотрудников, а также лицензии для всех сотрудников, которые могут запускать это ПО с серверов, то она рискует стать объектом судебного разбирательства. Software Publishers Association (SPA) и Business Software Alliance (BSA) стремятся сделать достоянием гласности все более-менее "громкие" случаи. Знакомые с этими случаями руководители организаций, использующие программное обеспечение, вряд ли захотят рисковать репутацией своей компании, не говоря уж о потенциальных штрафах в размере в несколько сотен тысяч долларов.

Не меньшим стимулом для соблюдения лицензионных соглашений служит опасность, что разобиженные или недавно уволенные сотрудники могут сообщить об истинном положении дел "блюстителям подлиности программного обеспечения". (Они могут обратиться к судебному исполнителю, чтобы он проверил лицензионные документы.) Разработка политики лицензирования программного обеспечения и организация регулярных проверок для проведения ее в жизнь - еще один способ страховки, оправдать которую для деловых людей не составит труда.

BSA предлагает загрузить программное обеспечение аудита для систем Windows и Macintosh со своего узла Web (www.bsa.org). С узла SPA (www.spa.org) вы можете получить пакет SPAudit компании Network Associates, предназначенный для сетей NetWare и Windows NT, а также предлагаемую для Macintosh компанией Sassafrass программу KeyAudit. Еще один продукт для аудита, появившийся в рамках программы, проводимой SPA, - это Gasp компании Attest Systems. Поскольку Gasp разрабатывался для SPA, его функции инвентаризации и база данных идентификации хорошо продуманы, а результаты его работы могут быть представлены в качестве аргументов в судебном споре. Оба узла Web, BSA и SPA, содержат образцы правил корпоративной политики контроля лицензий на программное обеспечение и примеры форм писем сотрудникам с разъяснениями этой политики.

Оказывается, несмотря на то что целесообразность пакетов контроля за использованием ПО для управления параллельными лицензиями представляется весьма сомнительной, спрос на них тем не менее существует. Во-первых, системы контроля могут помочь защититься от обвинений в том, что в компании программное обеспечение разрешается запускать слишком большому числу пользователей. Во-вторых, они могут помочь выявить наличие избыточных лицензий на ПО. По крайней мере вы можете избежать обновления и приобретения контрактов на поддержку этих продуктов. В-третьих, они позволяют выявить любое программное обеспечение, на которое лицензий не хватает. Нехватка лицензий ведет либо к падению производительности в силу того, что пользователи вынуждены ждать освобождения лицензий, либо к опасности обвинения в программном пиратстве. Наконец, они помогают составить более полное представление, как организация использует программное обеспечение. Правильно составленные отчеты помогут выявить, где требуется дополнительное обучение или поддержка.

БЕССТРАСТНЫЙ ОБМЕН

Упростить контроль за лицензиями на программное обеспечение можно и без волшебной палочки. Однако, в случае разнородной инсталлированной базы с оборудованием различных типов, со множеством лицензионных моделей и разной степенью контроля за действиями пользователей улучшать ситуацию придется постепенно. Радикальные меры, такие как установка сетевых компьютеров или Windows-терминалов с центральными серверами, найдут отклик разве что у небольшого сегмента офисного рынка. Новые стандартные функции управления, в том числе интерфейс управления настольной системой и аппаратные средства Wired for Management, предлагаемые компанией Intel, станут играть все более заметную роль по мере увеличения их доли среди инсталлированной базы, однако на это уйдет несколько лет, несмотря на то что быстрое снижение цен увеличивает популярность новых систем.

Практические шаги, которые вы можете предпринять для снижения общей стоимости владения программным обеспечением, не новы. Унификация аппаратных платформ в рамках организации, определение стандартов на общее клиентское и серверное программное обеспечение в соответствии с принятой корпоративной культурой и внедрение политики приобретения нового ПО (и его поддержки) позволяет существенно снизить затраты. Использование систем, обеспечивающих автоматизированное распространение программного обеспечения, дает возможность отказаться от посещения каждой настольной системы для обновления и установки новых программ. Предварительная конфигурация новых систем также позволит избежать ненужной работы. Запуск общих приложений с файловых серверов может упростить установку, минимизировать потребность в поддержке и улучшить управляемость. Пакеты контроля за использованием ПО могут помочь более эффективно распределить средства, выделяемые на приобретение ПО, позволяя выявить реальные потребности организации. Наконец, продуманное применение хорошего инструментария аудита вместе с четко определенными и активно пропагандируемыми правилами лицензионной политики могут избавить вас от риска оказаться в суде по делу о программном пиратстве.

Нулевое администрирование? Возможно, мы еще увидим его до наступления следующего ледникового периода.


Стив Штайнке - старший редактор Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: ssteinke@mfi.com.

Лицензионные планы компании Microsoft

Как лицензировать программное обеспечение?

Лицензия Microsoft Open License (также известная как Microsoft Open License Plan, или MOLP) рассчитана на два года. Уровень цен устанавливается в зависимости от размера начального заказа, и именно он определяет все последующие траты в период действия соглашения. К примеру, если сначала заказано 250 копий приложения, то заказ будет отнесен к уровню цен B, на основании чего и будет рассчитываться стоимость заказа дополнительных приложений в течение всего времени действия договора. Расчеты по системным и серверным лицензиям, как и по приложениям, производятся отдельно. Open License предусматривает приобретение только лицензионных прав; за диски и руководства платить придется отдельно. Один из вариантов Open License - это Open License Upgrade Advantage. Данная программа дает право получать все, как крупные, так и минимальные, обновления продукта во все время действия соглашения. Open License подойдет в первую очередь организациям, где работает менее 1000 человек и в которых ПО приобретается централизованно.

Microsoft Select 4.0 предназначен для организаций с децентрализованной политикой закупок, число пользователей в которых превышает 1000 человек. Это соглашение также рассчитано на два года, но уровень цен определяется на основании предполагаемого числа лицензий, которые компания собирается использовать в течение двух лет. По крайней мере 25% лицензий от общего числа должно быть заказано в первые полгода, и как минимум 50% - в течение первого года. Если заказ не соответствует предварительным оценкам, то он переводится на более высокий уровень оплаты, отвечающий реальным приобретениям. Как и Open License, соглашение Select 4.0 может предусматривать использование условий соглашения Upgrade Advantage.

Microsoft предлагает и другие контракты, к примеру Enterprise Agreement в большей степени подходит крупным организациям, широко использующим продукты этой компании. Организации, имеющие более 1000 настольных систем и готовые гарантировать приобретение определенного количества лицензий в течение трех лет, могут заплатить годовой аванс и наслаждаться последними версиями Windows 95 или Windows NT Workstation, Office Standard Edition или Office Professional Edition, а также Client Access Licenses for BackOffice.

Enterprise Agreement предусматривает обслуживание и поддержку, а кроме того, не принуждает организации приобретать дополнительные лицензии на эти базовые настольные компоненты; даже если оцениваемое число лицензий достаточно невелико, организация может согласовать это количество в конце каждого года. Во многих случаях выплаты по Enterprise Agreement окажутся меньше, чем при других контрактах, для организаций, выбравших в качестве корпоративного стандарта BackOffice, Office и одну из операционных систем Windows. Однако аванс, выплаченный в рамках этого плана, может оказаться больше стоимости того же программного обеспечения с учетом скидки при оптовых покупках для тех организаций, где не используются сразу все три компонента. Другими словами, Microsoft поощряет только тех, кто ее продукты предпочитает всем остальным.

Возможно, стоит отметить, что срок действия Enterprise Agreement заканчивается через три года (хотя оно и может быть продлено на четвертый год). Другие лицензии Microsoft не имеют временных ограничений; приобретая лицензию на Office 95, вы можете использовать этот пакет сколь угодно долго до тех пор, пока соблюдаются условия лицензионных соглашений. Возможно, это спорный вопрос, поскольку программное обеспечение трех-четырехлетней давности смело можно назвать устаревшим. С другой стороны, я бы подчеркнул, что Office 97 меньше отличается от Office 95, чем Office 95 - от Office 4.0. Теперь всем более или менее очевидно, что политика "новое программное обеспечение на каждый новый Internet-год" не более, чем приманка, и, возможно, не стоит всегда стремиться получить последнюю версию каждой программы.