Пишите письма

За последние несколько лет на рынке ПО для обмена сообщениями и коллективной работы произошли настолько серьезные перемены, что содержание таких основополагающих понятий, как, например, "электронная почта", радикально изменилось. Года четыре назад это словосочетание чаще всего описывало корпоративную систему обмена сообщениями, не связанную (или слабо связанную) с внешним миром и служащую исключительно для обмена информацией между сотрудниками компании. Сегодня, говоря об электронной почте, мы прежде всего подразумеваем Internet. Время закрытых систем обмена сообщениями давно ушло, и теперь мало кто вспоминает о проблемах трех-четырехгодичной давности, когда для того, чтобы "прикрутить" какой-нибудь cc:Mail к "Релкому" (ведь именно так тогда называли электронную почту Internet в России), надо было устанавливать шлюз, обучать его работе с разными кодировками букв русского алфавита и т. д. и т. п.

Впрочем, для нашей страны внутрикорпоративный электронный документооборот до последнего времени все равно был скорее экзотикой, чем осязаемой альтернативой привычным бумажкам. Сейчас электронная почта для многих наконец-то превращается из диковины во вполне привычное средство коммуникации, причем речь идет именно об общедоступной почте In-ternet. Этот факт, возможно, сослужит неплохую службу тем, кто попытается внедрить на своем предприятии электронный документооборот: по крайней мере для многих сотрудников это не будет чем-то абсолютно новым.

НЕ ТОЛЬКО WEB

Всеобщая эйфория по поводу Internet не должна затмевать разум администраторам, желающим организовать внутрикорпоративный электронный документооборот. Ведь электронная почта - далеко не самая главная его составляющая. Совместная работа над документами, организация потоков работ, работа над проектами в группах - вот те задачи, которые обычно решаются с помощью таких проверенных систем, как, например, Lotus Notes, которая еще несколько лет назад считалась стандартом де-факто в данной области. И, несмотря на желание разработчиков как можно более тесно связать свою систему с Internet, все вышеперечисленные функции пока плохо реализуемы в рамках Сети. Поэтому интеграция в Web на сегодня чаще всего ограничивается возможностью доступа к корпоративной электронной почте через Internet c помощью ее стандартных протоколов, а также использованием браузера в качестве универсального клиента.

Впрочем, говоря о ПО для коллективной работы, следует заметить, что и его повсеместный перевод на платформу Web, похоже, является лишь делом времени, и последние версии пакетов Microsoft, Lotus и Novell - лишнее тому подтверждение. Что касается Netscape, то ее продукты изначально "росли" в Internet, так что компания, которая быстрее всех поняла перспективность этого рынка, успела получить значительный задел перед конкурентами.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛИЕНТ

Второй основной темой этого номера LAN является проблема выбора корпоративного браузера. Не секрет, что пакеты (именно так, ведь в них кроме браузера входят клиенты электронной почты и новостей NNTP, а также другие полезные утилиты) Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer сегодня всерьез претендуют на роль универсальных клиентов для всех типов обмена информацией на предприятии. Что ж, если концепция сетей Intranet получит широкое распространение, то, скорее всего, так и будет. Значит, администратору остается сделать совсем не очевидный выбор в пользу Microsоft или Netscape. Впрочем, ситуация эта хороша тем, что пока еще есть сама возможность выбора...

Кирилл Терлекчиев