Современные технологии способны помочь администраторам сетей обеспечить доступ к корпоративной сети сотрудникам, находящимся дома или на другом конце страны.


ОБЩАЯ СХЕМА
ЛИНИИ СВЯЗИ
ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА
ВНЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
УЧЕТ ЗАПРОСОВ СОТРУДНИКОВ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДНЯТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Сотрудники алабамской больницы заявляют о своем праве работать дома

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Если вы администратор сети, занятый обеспечением удаленного доступа служащим организации, то вы можете считать себя проводником социальных изменений. Пока что львиную долю внимания широкой публики захватили электронные покупки через Internet и мультимедийные приложения. Однако некоторые технологии - включая дешевые модемы и многофункциональные периферийные устройства (MFP) - непреклонно меняют стиль жизни миллионов людей. В этом процессе перехода от централизованных рабочих мест к "виртуализованным" решающая роль за администраторами сетей.

По разным оценкам, от 6 до 9 миллионов американцев работает в настоящее время дома. По данным International Data Corporation (IDC), еще 11 млн. служащих, работая полный рабочий день в офисе фирмы, часть работы выполняют дома на домашнем компьютере.

Тенденция переноса работы из офиса на дом обусловлена целым рядом причин. Одной из них является стремление удержать ценных сотрудников, которые по личным причинам не в состоянии проводить восемь часов в офисе. Уменьшая потребность в служебном пространстве, компании экономят на недвижимости и оборудовании. Наконец, подобная организация труда позволяет в определенной мере застраховаться от досадных случайностей типа неблагоприятных погодных условиях или других несчастий, поскольку сотрудники могут работать не выходя из дома.

Названные факторы послужили лишь толчком к популяризации удаленной работы. Наибольший же вклад в рост числа работающих на дому внесли работники информационных сфер, занятые издательской деятельностью, маркетингом, и тому подобным. Им теперь больше незачем постоянно сидеть в офисе, они хотят - и подчас просто требуют - тех свобод, комфорта и удобств, которые им может предоставить только работа на дому.

Такие сотрудники могут обосновать свои требования с помощью цифр, красноречиво свидетельствующих о росте производительности. К примеру, работающий на дому сотрудник в среднем на 15% "продуктивнее" работающего в офисе; он не тратит время на дорогу и поэтому с большей охотой посидит за компьютером после ужина или рано утром. Да и стиль жизни у него куда привлекательнее - в любой момент можно заглянуть в собственный холодильник, пообщаться с домашними и т.п.

Работа дома становится возможной в первую очередь благодаря сетевым технологиям. Поэтому администраторам сетей необходимо четко представлять все аспекты удаленной работы. Во многих организациях деятельность администраторов сетей не ограничивается только системным обеспечением работы удаленных сотрудников; используя свое понимание удаленной работы, ее издержек и ее выгод, им по сути дела приходится исполнять обязанности адвокатов этой технологии.

ОБЩАЯ СХЕМА

Удаленный доступ играет решающую роль в любой схеме удаленной работы; однако его реализация существенным образом зависит от потребностей организации. Многие компании, установившие, к примеру, коммуникационные серверы для обслуживания выездных сотрудников, обнаружили, что требования у работающих на дому совершенно иные. В то время как торговому агенту требуются лишь очень непродолжительные сеансы связи (скажем, для проверки статуса заказа), работающий на дому стремится использовать сеть ровно так же, как он делал бы это, находясь в офисе - создавать или корректировать большой файл, находящийся на файловом сервере, проверять поступления электронной почты или отправлять ее самому. И такие сотрудники не привыкли ждать.

Откликаясь на все возрастающий интерес к удаленному доступу, производители поставляют на рынок всевозможные коммуникационные продукты, включая аппаратуру для центральных офисов и удаленных узлов, программное обеспечение, а также утилиты, увеличивающие производительность связи удаленного пользователя с локальной сетью.

В области аппаратуры одной из ведущих фирм-разработчиков является компания Shiva. Она выпускает LanRover/E, который пользуется большой популярностью у администраторов сетей. Другие наиболее известные поставщики техники для удаленной работы - компании J&L Information Systems и U.S.Robotics. Gandalf Technologies сконцентрировала свои усилия на системах ISDN и выпускает продукты XpressStack и XpressWay для удаленного доступа к локальным сетям. Компания Cisco объединила свои усилия с U.S.Robotics для выпуска новых устройств доступа - Universal Access Server, предоставляющих как асинхронный, так и ISDN-доступ.

Популярные программные системы удаленного доступа включают NetWare Connect 2.0 компании Novell и Remote Access Service (RAS) для Windows NT Server корпорации Microsoft. Многие продавцы и пользователи Windows NT считают качество решений, обеспечиваемых RAS, одной из основных причин его популярности, особенно на фоне роста значения удаленного доступа для администрации сетей.

Чтобы улучшить качество работы приложений на коммутируемых линиях, администраторы сетей обращаются к решениям, предлагаемым третьими фирмами, таким, например, как программа WinFrame компании Citrix Systems, оптимизирующей работу приложений для Windows по удаленным соединениям. Другой программой, интересной тем из пользователей, кому необходим доступ к большим исполняемым программам в центральной локальной сети, является PowerBurst фирмы AirSoft. PowerBurst организует на жестком диске клиента кэш для исполняемых файлов и, когда файл надо перезагружать, PowerBurst производит быструю проверку изменений.

По мере увеличения объема удаленных работ администраторов сетей все больше начинают заботить вопросы безопасности. Пока система имеет всего пару портов, а доступ осуществляется лишь к узкому набору приложений, угроза информации компании не представляется особенно значительной. Но когда в один и тот же момент времени идет несколько десятков сеансов с удаленными пользователями, вопросы безопасности требуют гораздо большего внимания. Если одни администраторы сетей довольствуются встроенными средствами безопасности серверов удаленного доступа, то другие дополняют их аппаратными ключами или чем-либо подобным. Компании, выпускающие аппаратные ключи, в том числе Security Dynamics, Communications Devices и Cylink, следуют классическому принципу объединения "того, что вы знаете" (пароля) с "тем, что у вас имеется" (дискетой, аппаратным ключом с микропроцессором, личным пейджером). Такой подход напоминает принцип работы банкомата, требующего от клиента не только самой карточки, но и знания ее кодового номера. Теоретически это обеспечивает значительно более высокий уровень безопасности.

ЛИНИИ СВЯЗИ

Помимо обеспечения своих сетей аппаратурой и программами для удаленного доступа, администраторам сетей приходится решать, какого рода коммуникационнами службами будут пользоваться работающие на дому. Большинство соединений с локальными сетями осуществляется по старым добрым телефонным линиям. К достоинствам этого метода можно отнести дешевизну модемов, одинаковость обслуживания по всей стране (имеются в виду США - Прим. редактора) и низкую абонентскую плату; к недостаткам - ограниченную скорость: в лучшем случае 28,8 Кбит/с.

Альтернативой обычным линиям стали линии ISDN. Они могут послужить основой систем удаленной работы, поскольку предлагают скорость, вдвое большую скорости модемов. К тому же, в ISDN для передачи и голоса, и данных используется одна линия.

Пол Филлипс, инженер по системам телекоммуникаций из Аргоннской национальной лаборатории университета Чикаго, прежде чем взяться за нынешнюю программу в Аргонне, изучал вопросы удаленной работы и ISDN более двух лет. "Модемы плохи тем, что, имея их, вы не можете делать то, к чему привыкли работая на настольном компьютере в сети на 10 Мбит/с", - говорит он. Поэтому Филлипс использует сеть ISDN компании Ameritech и аппаратуру Gandalf для обеспечения работающих на дому высокоскоростными сервисами. "Часть наших научных сотрудников работает с массово-параллельной системой IBM, имеющей 128 процессоров RS/6000, - рассказывает он. - ISDN позволяет им выполнять программы с графикой, с чем модемы справиться не в состоянии". Два соединения Primary Rate Interface (PRI) позволяют центральной системе обслуживать до 46 сеансов ISDN одновременно. Активно работающих на дому в настоящее время около 75 человек, поэтому в целях увеличения производительности и надежности лаборатория решила добавить третью линию PRI (см. Рис.1).

Picture 1 (1x1)

Рисунок 1.
ISDN с успехом используется для организации работы на дому в Аргоннской национальной лаборатории, предоставляя пользователям высокоскоростной доступ к файлам и приложениям.

Однако использование ISDN сопряжено с немалым количеством проблем. Наиболее серьезной из них является неспособность или нежелание местных телефонных компаний заниматься ISDN: получить линию и установить оборудование часто оказывается очень непросто. Плата за обслуживание линий ISDN сильно разнится в разных регионах и нередко неоправданно высока. А высокая стоимость оборудования способна окончательно заставить администратора сети отказаться от дальнейших попыток убедить руководство в преимуществах инвестиций в средства удаленного доступа.

Наконец, несколько замедленный темп распространения ISDN может объясняться и недостатком опыта у части администраторов сетей. Обычные асинхронные системы связи на базе модемов надежны и понятны, и большинству администраторов сетей не очень хочется приспосабливаться к технологическим изменениям вроде новых сетевых операционных систем и средств доступа в Internet. Переход к ISDN представляется им не такой уж радужной перспективой, особенно из-за того, что ряд аспектов новой технологии не знаком персоналу, и в том числе различия в реализациях владельцев сетей связи, в функциях управления вызовами и в возможностях нестандартного оборудования в помещении пользователя.

Некоторые администраторы сетей в качестве базы для построения удаленного доступа рассматривают сети с дополнительными услугами. Такие сети, как Advantis и AT&T NetWare Connect Services, благодаря возможности локального вызова ближайшего узла сети (point of presence, POP), способны освободить администраторов сетей от многих проблем организации удаленного доступа и снизить плату за удаленные вызовы. Эти службы обеспечивают также масштабируемость, так как несколько сеансов одновременно могут обрабатываться одним "толстым" соединением между поставщиком услуг сети и центральной системой.

Internet имеет схожую схему доступа; при этом работающие на дому могут получить доступ с помощью местного звонка, а дополнительная плата за соединение POP - POP не не взимается. Однако колебания производительности и недостаточная безопасность резко ограничивают использование Internet для удаленной работы.

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА

Кроме доступа к сети, работающим на дому необходимы такие же устройства, как и основной части персонала: принтеры, копиры, факс-аппараты, иногда даже сканеры. Ведь твердые копии все еще нужны: всегда найдется стопка квитанций или иных документов, которые надо напечатать. Что касается факсов, то факс-модем превосходен, когда основной документ создается на компьютере, однако для большинства других документов факс-модем оказывается бесполезен.

В силу всех этих причин главным устройством в домашнем офисе оказывается многофункциональное периферийное устройство (MFP). Оно объединяет печать, факс, простейший копировальный аппарат, при этом его цена всего 500 долларов. Тем не менее, пока в качестве ключевого компонента MFP почти нигде в корпорациях еще не рассматривается. Это тем более удивительно, что дополнительные затраты в расчете на пользователя относительно невелики, а производительность возрастает весьма значительно.

В категории MFP первенство за OfficeJet LX компании Hewlett-Packard, MultiPass 1000 фирмы Canon и Medley фирмы Lexmark. Все они используют струйную технологию. Новое устройство в этой группе предложила фирма Panasonic, MFP которой содержит еще и программное обеспечение электронной почты.

Однако технический персонал корпораций плохо знаком с возможностями MFP, особенно тех из них, что лучше всего подходят для сотрудников, работающих дома. "Персонал информационных отделов не особенно много знает о многофункциональных устройствах, - считает Билл Теппер, старший аналитик в компании Giga International (ранее называвшейся BIS Strategic Decisions). - Их внимание занимают по преимуществу серверы и коммуникации, а к устройствам ввода/вывода их надо тащить волоком".

Теппер считает, что по мере усовершенствования цена и производительность MFP сделают их более привлекательными для работающих на дому. Но, возможно, наибольшим препятствием для поставщиков MFP является распространение. Так уж сложилось, что большинство MFP продаются для малых и домашних офисов и не достигают корпоративных покупателей, заинтересованных в приобретении оборудования для удаленной работы.

ВНЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Организация работы сотрудников на дому может оказаться непростой задачей. В том, что касается сети, это относится к разрешению технических затруднений, возникающих у удаленных пользователей. Поэтому важно, чтобы конфигурация была как можно проще и стандартнее. Применение инструментальных средств удаленной поддержки также немаловажно. Многие компании считают необходимым обучать пользователей работе со средствами удаленного доступа: обучение поможет не утонуть в информационном потоке из-за неумения плавать.

Жиль Гордон, ведущий консультант по удаленной работе и издатель отраслевого бюллетеня "Telecommuting Review", предлагает, прежде чем развертывать систему, обслуживающую большое число работающих дома пользователей, организовать в офисе подразделение для исследования соответствующих вопросов. "Для имитации их работы дома, оборудуйте офис всеми устройствами, которые вы собираетесь предоставить работающим на дому, и позвоните по внешней линии, - говорит Гордон. - Это хороший способ получить ответы на вопросы до того как они возникнут".

Гордон также советует администраторам сетей не игнорировать потребности работающих на дому в голосовом общении. "Средствам передачи данных часто уделяется столько внимания, что инженеры пытаются сэкономить несколько центов и отказать удаленным пользователям в полном голосовом доступе. Это безусловно ошибка".

Некоторым управляющим мысль об отсутствующем сотруднике неприятна. "Есть люди, которым нужно видеть тех, кем они управляют", - говорит Айрин Ван Харен, отвечающая за организацию удаленной работы в компании Blue Cross and Blue Shield. Отсутствие сотрудника в офисе вопрос не только руководства, но и общения. Поэтому нередко в подразделениях, в которых сотрудники работают на дому, периодически устраивают встречи, в равной мере служащие и производственным целям, и целям общения.

Многие руководители готовы изменить свой собственный стиль управления по соображениям как эффективности, так и гибкости, которую предоставляет удаленная работа. "Я могу привести массу примеров, когда руководители сыпят фразами типа "Мне это необходимо к пятнице, и неважно, когда или где вы это сделаете", - говорит Ван Харен. - В итоге же они получают готовую работу даже раньше".

Работающие на дому могут в действительности оказаться наиболее легко управляемой частью пользователей удаленного доступа. В отличие от мобильных пользователей (как правило это высокопоставленные сотрудники или торговые агенты, заинтересованные в комиссионных), которые звонят из аэропортов или номеров гостиниц, работающие на дому обычно находятся в удобной обстановке своих домашних кабинетов и могут найти, чем заняться в случае отказа вычислительной системы; не в пример подрядчикам или заказчикам, они входят в штат и им легко объяснить, в чем проблема и насколько быстро она может быть исправлена.

Скоро удаленная работа перестанет быть чем-то исключительным и превратится в неотъемлемую часть "виртуального офиса"; возможно, не так уж далек день, когда заказчики, подрядчики, мобильные служащие и те, кто, работая в офисе, норовит еще вечером поработать и дома, будут иметь доступ к центральным сетевым ресурсам в любое время и из любого места.

Следует еще отметить, что режим удаленной работы не стоит рассматривать как наилучший. Порой эксперимент проваливается из-за неспособности отдельных сотрудников заниматься производительным трудом вне офиса. Кроме того, характер их труда может измениться таким образом, что они будут нуждаться в более тесных контактах с коллегами. Да и нелюбовь к одиночеству тоже на следует сбрасывать со счетов.

И тем не менее, как правило тем, кто имел случай работать дома, такой режим работы представляется куда более удобным. По мере того как работающие на дому делятся своим положительным опытом с окружающими, число служащих, желающих воспользоваться возможностями удаленной работы, растет. Администраторы сетей должны принимать во внимание данное обстоятельство и заблаговременно подготовиться к переходу на этот режим работы. Тем самым они помогут своим компаниям снизить расходы на аренду помещения, увеличить производительность служащих и привлечь самых лучших работников.


Ленни Либманн - консультант и писатель, специализирующийся в области компьютерных сетей. С ним можно связаться через Internet по адресу: ll@interserv.com.

УЧЕТ ЗАПРОСОВ СОТРУДНИКОВ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДНЯТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Сотрудники алабамской больницы заявляют о своем праве работать дома

Больница Св. Винсента в Бирмингеме обнаружила, что машинистки вполне могут работать и вне офиса. Теперь все они рабоют на дому.

Программа работы на дому была начата тогда, когда одна из самых опытных машинисток больницы, проработавшая здесь более десяти лет, сказала руководству, что хотела бы работать дома, поскольку ей необходимо ухаживать за престарелой матерью и внуком. Руководство больницы очень скоро оценило выгоды нового режима работы, ведь все машинистки были женщинами семейными. "Это не только возможность присматривать за детьми, - говорит Джоз Антонио Валенсиа, отвечающий за службы больницы, - но и реальная помощь своим престарелым родителям".

Каждая из машинисток имеет в доме две телефонные линии: одну для голоса и другую для передачи данных. Голосовая линия соединяет машинистку с основной системой обработки диктовок - VoiceWriter System фирмы Lanier - через блок телефонного интерфейса (см. рисунок). Врачи могут надиктовывать свои наблюдения о ходе лечения больных и диагнозы в VoiceWriter System, находясь в любом месте - в больнице, собственном кабинете или дома. Машинистки набирают текст с помощью текстового процессора Lanier.

Работая у себя дома машинистки используют также программное обеспечение эмуляции терминала Extra! компании Attachmate и PCAnywhere компании Symantec для связи с информационной системой больницы, находящейся на мэйнфрейме. Когда врач начинает диктовать свой текст, он указывает имя и номер истории болезни пациента. Машинистка по этим данным может получить доступ к информации о пациенте и ввести новые данные в соответствующий файл.

Причина, по которой больница использует текстовый процессор Lanier, состоит в том, что он имеет макросы, предназначенные специально для нужд обработки медицинской информации. Например, если надиктованный текст относится к пациенту, который должен лечиться в ортопедическом отделении, программное обеспечение, как только текст будет готов, направит твердую копию на принтер, находящийся именно в ортопедическом отделении. "Мы могли бы запрограммировать подобные вещи и сами, но не хотим изобретать велосипед", - говорит Валенсиа.

В результате производительность больницы выросла на 40%. "Начиная работу, они обещали нам, что результаты будут по крайней мере не хуже прежних, - сказал Валенсиа. - В противном же случае они вернутся в офис".

Валенсиа указывает, что желание сохранить сотрудников было основной причиной перехода к работе на дому. "Кто захочет потерять хорошего работника, - говорит он. - Чего стоят одни затраты на замену и обучение новых людей, не имеющих должного опыта. По мне, так лучше позволить хорошему работнику забрать свой компьютер домой и работать там".

Picture 2 (1x1)

Работа на дому.
Средства передачи голоса и данных больницы св. Винсента позволяют машинисткам работать дома.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дополнительную информацию об удаленной работе можно найти на следующих узлах World Wide Web:
http://www.gilgordon.com

Информация и ресурсы для удаленной работы, включая статьи и связи к другим узлами Web.
http://www.telecommute.com

Домашняя страница Telecommuting Advisory содержит местные ссылки.
http://www.anl.gov/ECT/Public/isdanl.html

Обширный обзор инфраструктуры удаленной работы одной организации с использованием ISDN.