Похоже, что сегодня количество сообщений о судебных процессах в мире Internet сравнялось с количеством сообщений о выпуске новых продуктов. Тем не менее мы можем извлечь из истории множество полезных уроков. За последние годы деятельность Microsoft и Sun не претерпела особых изменений. Правда, теперь "представление" разыгрывается, в основном, в сфере Java-технологий.

"Я без колебаний могу заявить, что моя компания не намеревается и никогда не намеревалась превратить информационный хайвей в платную трассу," - заявил Билл Гейтс на слушаниях в Сенате США 3 марта 1998 года. Что ж, убедительно. Однако этой цитате - как и большинству других тщательно записанных показаний Гейтса, Скотта Макнили (Sun Microsystems) и Джима Барксдейла (Netscape) - присуща одна особенность, которую можно классифицировать как "клинтоновский синдром". "В наших действиях нет ничего предосудительного", - сказал президент по поводу той сложной ситуации, в которой он оказался (и если принимать во внимание использование им настоящего времени, это, безусловно, справедливо). "Я не хочу, чтобы мне приклеили ярлык нытика", - заявил Джим Барксдейл во время выступления перед сенатом, подробно рассказав о своих намерениях, которые были прямо противоположны тому, что он делал.

Индустрия программного обеспечения начинает напоминать древнегреческий театр, в котором лица актеров, произносящих свои роли, скрыты под масками, каждая из которых призвана проиллюстрировать какую-либо тему. Однако за этими масками скрываются реальные проблемы, и некоторые из них совсем не просто понять. Толкование термина "монополизм", так же как и выражения "сексуальные домагательства", до некоторой степени зависит от точки зрения наблюдателя. Крайние случаи всегда бросаются в глаза, в них легко разобраться. В то же время все, что лежит посередине, остается довольно туманным. Но на помощь желающим прояснить ситуацию всегда придет история.

Сметенные ураганом

История программной индустрии всегда как на ладони. Хотя старые псы и могут выучиться новым фокусам, но старые они все равно исполняют лучше. Если вы сомневаетесь в правильности этого утверждения, то советую вам прочитать великолепную книгу Джеффри Мура "В центре урагана" (Inside the Tornado, Harper Collins, 1995). Это продолжение его популярной книги об особенностях рынка высоких технологий под названием "Пересекая пропасть" (Crossing the Chasm). Сравните его описание стратегии конкурентной борьбы Microsoft на рынке операционных систем с ее нынешней деятельностью в мире Internet. Противникам Microsoft будет полезно ознакомиться со стратегией Sun - в ней также можно найти много важного, а иногда и забавного. Главная идея Мура состоит в том, что рано или поздно доминирующие компании появляются во всех областях рынка высоких технологий (Microsoft в области операционных систем, Oracle в области баз данных, Intel в области микропроцессоров и так далее). На долю такой компании будет приходиться по меньшей мере 50% прибыли и еще больший процент чистого дохода среди всех участников рынка. Те компании, которые побеждают в этой сфере, применяют одну из нескольких стратегий конкурентной борьбы. Мур выделяет несколько этапов победной стратегии Microsoft (и Intel):

  • вербовка партнеров для создания единого эффективного продукта;
  • превращение этого единого продукта в лидера рынка;
  • создание условий для широкомасштабной продажи продукта путем устранения партнеров.

Среди партнеров Microsoft, которые помогли ей добиться господства на рынке DOS и сделать лидером рынка платформу Wintel, Мур называет компании Intel (микропроцессоры), Seagate (драйверы диска), Novell (сетевые программы), WordPerfect (текстовый процессор) и Lotus (электронные таблицы). Когда DOS начала восприниматься как стандартная операционная система, Microsoft устранила своих партнеров по продвижению ПО одного за другим при помощи Windows.

В связи с тем что WordPerfect и Lotus опоздали с выходом на рынок с Windows-версиями своих программных средств, на смену им быстро пришли Word и Excel. Компания Novell все еще остается на рынке сетевого ПО серьезным игроком, но и она испытывает явное давление со стороны Microsoft (особенно в случае с Windows NT). В результате, сегодня большая часть персональных компьютеров оснащены программной средой, которая полностью разработана Microsoft. В нее входят Windows, Word, Excel, и PowerPoint (а нередко и Access). Таким образом, независимым стандартным компонентом этой среды можно (с большой натяжкой) назвать лишь продукт Quicken компании Intuit. (При этом Microsoft с радостью купил бы его, если бы не вмешательство американского правительства.)

Вся эта деятельность, конечно, вполне законна и во многом, достойна восхищения. Она позволила создать корпорацию, которую даже такой критик, как сенатор-республиканец Оррин Хатч, считает "сокровищем", а Джим Барксдейл называет "национальным достоянием".

Мы видим, что такой же стратегии корпорация придерживается и по отношению к Internet. При этом на традиционные виды партнерства в создании ПО она опирается даже в меньшей степени. Частью этой новой среды являются Web-браузеры и системы разработки HTML-страниц. Попробуйте предложить первые совершенно бесплатно, купите права на вторые и продавайте их по конкурентоспособным ценам. Результат? Браузер Internet Explorer обходит Netscape Navigator/ Communicator и становится стандартным браузером для Windows, а Front Page завоевывает на рынке господствующее положение.

Люди хотят иметь доступ к развлекательным программам и информации? Подпишите эксклюзивные соглашения о сотрудничестве с крупнейшими поставщиками информации, такими как Wall Street Journal и Disney. Тогда их способность использовать конкурирующие программы Netscape будет ограничена.

Как насчет Java?

А теперь о Java. В этом случае традиционная модель партнерства реализована в полной мере. Найдите партнеров. Обеспечьте популярность продукта. Устраните своих партнеров. История повторяется. Не так ли?

Первый акт мелодраматической постановки под названием Java еще не закончен, и занавес не упал. Однако уже сейчас можно выделить два очевидных факта и сформулировать три нерешенных вопроса. Во-первых, рынку необходим стандартный и межплатформенный язык Java. В его отсутствии люди покупают Visual J++ для Windows, и он быстрыми темпами завоевывает популярность. В этой связи напрашиваются три важнейших вопроса:

  • как разрешится судебное дело между Sun и Microsoft?
  • будет ли когда-нибудь раскрыт потенциал Java, выраженный в формуле "написано однажды - работает везде"?
  • что делать, пока это не произошло?

Ответ на первый вопрос будет дан уже очень скоро. 27 февраля судья федерального суда Рональд Уайт, который занимается делом Sun/Microsoft, выслушал предварительные доводы обеих сторон и принял на рассмотрение ходатайство Sun по поводу предварительного запрещения Microsoft использовать любые знаки, говорящие о том, что Internet Explorer 4.0 является Java-совместимым продуктом. Юрисконсульт Microsoft Дэвид Макдональд утверждал, что его компания имеет право использовать такой знак, потому что ее продукты прошли первые наборы тестов. По его словам, более поздние тесты не были обратно-совместимыми. В то же время, представители Sun заявляют, что Microsoft знала, что Internet Explorer 4.0 не прошел тесты на совместимость, но все равно использовала соответствующий логотип. Они считают, что продолжение использования этого знака приведет к полной неразберихе на рынке и нанесет платформе Java непоправимый вред. (К настоящему моменту предварительное решение о запрещении Microsoft использовать логотип Java Compatible уже вынесено. - Прим. ред.)

Ответ на второй вопрос потребует больше времени, чем на первый. Путь к реализации принципа "написано однажды - работает везде" будет долгим. А как насчет другого принципа - "написано однажды - работает везде, но с небольшими модификациями"? Может, этот лозунг и не такой привлекательный, как первый, но по сравнению с ситуацией, сложившейся на сегодняшний день, его реализация была бы серьезным шагом вперед.

На третий вопрос существует целых три ответа, причем ни один из них нельзя считать удовлетворительным. Разработчики могут писать программы на основе спецификации Java 1.0.1, имеющей поддержку Microsoft и других поставщиков. Они могут также попробовать разобраться во всех несовместимостях конкурирующих пакетов разработки программ и API-интерфейсов и попытаться разработать более сложный межплатформенный код. И наконец, они могут попытаться заранее определить для себя победителя и писать программы на основе его спецификации. Таковы все возможные альтернативы. Сделать правильный выбор очень непросто. Судя по всему, большинство разработчиков выбирают золотую середину.

Заключение

Что же это все означает, в конце концов? Ничего особенного. Просто Microsoft придерживается стратегии, которая всегда приносила ей успех. Отличие в данном случае состоит в том, что успех корпорации вызывает обвинения в монополизме и рост числа проверок ее деятельности со стороны правительств США и других стран.

Является ли Microsoft монополией? Это должен решить суд. У Джима Барксдейла на этот счет вполне определенное мнение. Во время сенатских слушаний он разыграл целое театральное представление. Барксдейл обратился к аудитории и попросил поднять руки тех сенаторов, которые пользуются персональным компьютером. В зале поднялся лес рук. Тогда Барксдейл спросил, кто использует ПК без операционной системы Microsoft. Все руки опустились. "Господа, - сказал сенаторам Барксдейл, - это и есть монополия".

Большинство наблюдателей утверждают, что Министерство юстиции США готовит против Microsoft крупное дело. Оно касается различных видов деятельности корпорации - от объединения Windows и Internet Explorer до заключения эксклюзивных договоров с группой поставщиков информационного наполнения по поводу своих каналов принудительного распространения (push channels). В связи с этим Microsoft смягчила некоторые ограничения, предусмотренные в ее контрактах с 40 поставщиками Internet-услуг и компьютеров. По некоторым сообщениям, корпорация рассматривает вопрос о ликвидации push-каналов распространения Internet Explorer. Судя по всему, среди технологий, которые рассматриваются Министерством юстиции на предмет включения в судебный иск, Java пока отсутствует.

Благодаря Visual J++ 6.0 Microsoft практически подготовила базу для начала широкомасштабных продаж своей версии Java (так считает Джеффри Мур). Инструмент Visual J++ 6.0 обеспечивает прекрасную поддержку для Microsoft BackOffice, интегрирован с последней вариантом компонентной модели DCOM+ и включает усовершенствованный набор библиотек классов, позволяющих осуществлять доступ к ресурсам Windows (Windows Foundation Classes). Вполне возможно, что вскоре начнутся и широкомасштабные поставки виртуальной машины Microsoft.

Чем закончится эпопея с судебным разбирательством по поводу Java, можно только догадываться. В своей предыдущей статье я предсказывал, что Sun, скорее всего, одержит по меньшей мере частичную победу в этом деле. При этом на толкование всех последствий заключения лицензионного соглашения как для Sun, так и для Microsoft суду потребуется время. Однако верным может оказаться и другой прогноз месячной давности: чем бы ни закончился нынешний процесс, судебные органы вряд ли смогут заставить Microsoft продавать ту версию Java, которую она продавать не желает.

Куда же тем временем податься бедному разработчику Java-приложений? Ему остается лишь расслабиться и получить удовольствие от "представления". Оно еще далеко не закончено. Правда, иногда бывает трудно решить, какой маске аплодировать, а какую освистать, но ясно одно - в наших краях интереснее этого зрелища не найти. u


Уильям Бландон - исполнительный вице-президент и один из основателей компании Extraprise Group (http://www.extraprise.com), ведущего поставщика услуг в сфере разработки приложений, обучения и консультаций по вопросам стратегии компьютерных компаний. В последние девять лет его работа связана главным образом с распределенными объектными средами и Internet. В прошлом Бландон был директором Object Management Group. Его адрес - william.blundon@javaworld.com.