Уже несколько лет в Москве с успехом функционирует единый информационный расчетный центр (ЕИРЦ) — общегородская биллинговая система расчетов за коммунальные услуги. Старт развитию этого решения был дан еще в начале 2000-х годов, а за последние пять лет система сформировалась в зрелый многофункциональный комплекс, который не только эффективно автоматизирует различные внутренние транзакции в рамках жилищно-коммунального хозяйства столицы, но и гарантирует москвичам прозрачность и удобство получения соответствующих услуг. Внедрение, техническую поддержку и развитие проекта в настоящее время обеспечивают специалисты компании «Электронная Москва».

ЕИРЦ реализует полный цикл формирования счетов за ЖКУ, а также, с помощью инструментов аналитики и отчетности, обеспечивает контроль взаимодействия управляющих компаний и поставщиков услуг. Кроме того, решение консолидирует усилия ключевых участников — департаментов московского правительства, управляющих компаний и организаций, поставляющих ресурсы для ЖКХ. Качество работы системы имеет огромное социальное значение.

К настоящему времени решение обслуживает около 4 тыс. управляющих компаний города и более сотни поставщиков услуг, выполняет начисления коммунальных платежей почти по 4 млн лицевых счетов граждан. Система реализует учет жилищного фонда и характеристик зданий, непосредственно влияющих на расчет начислений за жилищно-коммунальные услуги, обеспечивает создание единых платежных документов и регистрацию выполненных платежей, автоматизирует информационное обслуживание паспортного стола.

Лицом к жителю

С середины 2012 года в развитии системы ЕИРЦ появился важный вектор. «После того как была выполнена первоначальная задача — наладить внутренние процессы биллинга, ключевым направлением стал «разворот» информационного поля в сторону жителей столицы», — объясняет Никита Соломин, заместитель технического директора компании «Электронная Москва».

Никита Соломин Электронная Москва
Никита Соломин: «После того как была выполнена первоначальная задача — наладить внутренние процессы биллинга, ключевым направлением развития ЕИРЦ стал «разворот» информационного поля в сторону жителей столицы»

Сегодня многие сервисы предоставляются онлайн, например передача показаний приборов учета происходит через московский портал госуслуг, а получить единый платежный документ (ЕПД) можно по электронной почте или с помощью СМС.

Специалисты «Электронной Москвы» сейчас работают над тем, чтобы жители смогли получать на мобильные устройства публикации о значимых событиях, связанных с расчетами за ЖКХ, данные об изменениях тарифов или окончании периода действия льготных условий, а также информацию о потреблении коммунальных ресурсов по дому в целом и по каждой квартире (с учетом характеристик последней), что позволит сравнивать показатели для разных квартир в том же доме и в домах аналогичной постройки.

«Если вы хоть раз получали справку в госорганах, то можете представить, какую нагрузку с льготников и управляющих организаций снял автоматизированный учет льготников благодаря налаженному взаимодействию ЕИРЦ с системой Городского центра жилищных субсидий», — отмечает Соломин.

Дело техники

К системе, реализующей биллинг услуг ЖКХ огромного города, с помощью которой жители столицы получают целый ряд необходимых им сервисов, предъявляются самые высокие требования в отношении производительности, надежности и безопасности.

Производительность

В 2014 году компания «Электронная Москва» провела модернизацию программно-аппаратного комплекса, на котором развернута система. Появление новых модулей, увеличение объема обрабатываемых данных требовало не только расширения вычислительных мощностей и емкости хранения, но и иного подхода к архитектуре. «Ранее у каждого офиса ЕИРЦ была своя серверная, что не давало возможности организовать центральное администрирование и мониторинг. Поведение системы было слабо предсказуемо и не поддавалось обработке аналитическими средствами. Наличие большого числа отдельно расположенных серверных существенно снижало надежность системы и усложняло обеспечение качественной технической поддержки», — отметил Соломин.

В настоящем решении вся обработка и хранение информации осуществляется в двух дата-центрах, работающих в режиме балансировки нагрузки. В случае сбоя в основном ЦОД сервис не прерывается — все регламентные работы по замене оборудования проходят без остановки системы. Данная схема обеспечивает высокую производительность и возможность масштабирования. Аналитические средства, обрабатывая данные мониторинга, выдают предупреждения о возможных потенциальных проблемах за несколько часов до их возникновения, что значительно повышает надежность работы.

«Для обеспечения высокого уровня производительности системы мы создали «буферную зону» для базы данных, где хранится информация, к которой житель часто обращается с запросами. Такие запросы могут быть массовыми, например после получения СМС с напоминанием о сдаче показаний приборов учета пользователь, выполнивший эту операцию, как правило, проверяет состояние своего единого платежного документа», — отметил Соломин.

Безопасность

Новая стратегия развития ЕИРЦ — «лицом к жителю» — изменила подход к информационной безопасности. Специалисты «Электронной Москвы» адаптировали полностью закрытый продукт таким образом, чтобы встроить его в городской ИТ-ландшафт и обеспечить взаимодействие с внешними решениями, работающими в открытой среде. «Нам пришлось оценивать и продумывать механизмы предотвращения угроз, которые могут прийти извне. До сих пор система остается одной из наиболее защищенных в Москве в госсекторе», — поясняет Соломин.

Релизная политика и жизненный цикл

ЕИРЦ решает задачи не одной, а нескольких групп пользователей. В этой связи потребовалось изменить подход к развитию продукта, к формированию технического задания на доработку и внедрение новых функций — выстроить релизную политику.

«Мы внедрили систему жизненного цикла приложений, доступ к которой имеют все участники процесса. Они всегда могут поднять историю обсуждений создания и реализации модулей ЕИРЦ и их функций», — пояснила Евгения Боровченко, ведущий специалист планирования и контроля компании «Электронная Москва».

***

Благодаря автоматизации единого информационно-расчетного центра в Москве создана прозрачная система по обслуживанию и учету ресурсов комплекса ЖКХ, существенно снижены сроки и трудозатраты при оказании услуг.

«Внедрение системы ЕИРЦ не сводилось только к развертыванию современного технического решения. Мы провели большую работу по формализации и документированию процессов биллинга, обучению специалистов, перестройке организационно-методологических принципов. Не менее важно было обеспечить четкую методологическую основу процессам технической поддержки системы. Большой опыт внедрения и управления ИТ-сервисами (ITSM) позволил на должном уровне реализовать сопровождение сложного комплекса ЕИРЦ. Правильные процессы — наша ключевая компетенция, — подчеркивает Никита Соломин. — Мы гарантируем работоспособность ЕИРЦ в целом и ее отдельных компонентов на 100%, а также можем поделится наработанным опытом с регионами».