Где-то с год назад я поймал себя на том, что перестал покупать интернетовские журналы — мне они стали неинтересны. В чем же дело? Когда Интернет в России делал свои первые шаги, требовалась его интенсивная пропаганда в любых традиционных средствах массовой информации, и появление «тематической» прессы воспринималось на ура. Тогда с чьей-то легкой руки возник термин «гуру Интернета», и новоявленные гуру появлялись чуть ли не каждую неделю. В них записывались все кому не лень, более-менее продвинутая часть начинала писать статьи, и не стихали ликования по поводу нового социального феномена. Число вновь возникающих интересных сайтов легко умещалось в ежедневном обзоре. Бумажные издания были призваны завлечь новых пользователей в неведомый, но яркий (вспомним дизайн тех лет!) и манящий информационной свободой виртуальный мир.

Дальше — больше, появились рубрицированные сетевые каталоги, потребовались поисковые машины, рейтинги и счетчики. Интернет разрастался и становился все более похожим на реальный мир, даже статистика пристрастий интернетчиков оказалась похожей на общечеловеческую. И откровения «гуру» превратились в обыденный «контент», гениальные дизайнерские решения поставили «на поток», культовые сайты уже мерили рекламными площадями.

Казалось бы, золотое время для журналистики. Но как всегда нашлась маленькая загвоздка – внимание читателя. Когда сама тема Интернета перестала быть событием, потребовалось обыкновенное журналистское мастерство работы с материалом, т. е. все как в обычной невиртуальной жизни. А с мастерами у нас всегда дефицит :(. Тем более что серьезными конкурентами стали специальные вкладки в массовые издания. И Интернет-журналы начали потихоньку хиреть.

Все в точности повторяется и с электронной коммерцией. Вспомним бум двухгодичной давности, когда на сравнительно узкий рынок одновременно вышли несколько однотипных журналов. Времени на раскачку ни у кого не было, и тут же в Сети появились собственные аналогичные издания. Рынок рос, и казалось, что тем и денег хватит всем. Издания ходили по кругу, и одни и те же авторы умудрялись получать гонорары в разных местах за одни и те же статьи. Пробежав по первому кругу всеобщего интереса к теме, редакции пошли на второй, и тут уже возникла та милая сердцу дифференциация, позволяющая как-то разложить по полочкам зерна и плевелы. Кто-то стал ближе к народу, т. е. чуть припопсовился, кто-то, наоборот, сделал ставку на профессионалов и потянулся к консалтингу, кто-то отправился по пути узкоцеховой прессы и стал печатать парадные конные портреты и панегирики. Причем от инвестиционных рекламных бюджетов мало кому что досталось, ибо они были утверждены заранее. Затем грянул обвал индекса NASDAQ, инвестиции резко сократились, и интерес к зарабатыванию денег в Интернете поутих. Сами термины «электронный бизнес», «е-коммерция» приобрели несколько двусмысленный оттенок. Да и правда, никто же не говорит о телефонной или факс-коммерции, так чем же е-бизнес отличается от нормального зарабатывания денег? Я помню, на одном из РИФов откровением прозвучало, что «бизнес – это форма хозяйственной деятельности, направленная на извлечение прибыли.»

И сейчас все становится на свои места, только уже, конечно, на новые, ибо опыт работы с инвестициями во Всемирной паутине никуда не деть. Кто-то ехидничает, что Интернет-менеджеры сидят без работы, — это не так. Хорошему менеджеру все равно, каким проектом заниматься, если хватает его профессиональных навыков. И упрямая статистика говорит, что значительная часть персонала, работавшего в интернет-компаниях, по-прежнему ищет применения своих сил именно в Сети. Об остальных тоже не надо забывать, это — та самая пятая колонна в бизнесе, которая в течение ближайших лет окончательно приведет его в Интернет, и сама приставка «электронный» незаметно канет в Лету.

Моментальный снимок на начало лета:

«Уважаемые участники и клиенты банерообменнной системы Reklama.ru, приносим свои извинения за сбои в работе. В ближайшее время работа системы будет восcтановлена. Потери будут компенсированы.»

С другой стороны (по алфавиту) A.Partners, ARRAVA, eHouse, eTops, IBS, V6, «Актис», «Город-инфо», «Дилайн», «Киберплат», Озон, «Точка.ру» и др. декларировали рост доходов, числа клиентов и партнеров. Уверены в завтрашнем дне российского Интернета и зарубежные фирмы. Время неофитов и романтиков прошло, настало время прагматиков и профессионалов.

Всем удачи.