Алексей ЧеревковОснованная в 2012 году на базе сервисного подразделения «Ай-Теко» компания «Сервионика» одной из первых начала развивать рынок ИТ-аутсорсинга в России. В настоящее время в портфеле компании — более 60 услуг, позволяющих ее клиентам развивать свой бизнес без наращивания инвестиций в ИТ-инфраструктуру. О развитии облачных услуг мы поговорили с Алексеем Черевковым, руководителем направления IaaS этой компании.

Какой тип облачных сервисов — IaaS, PaaS или SaaS — пользуется наибольшим спросом в настоящее время? Какой является самым быстрорастущим?

По мировым и российским данным, до недавнего времени явным лидером на рынке корпоративных облачных услуг была модель SaaS, но сейчас все большую популярность набирают модели PaaS и IaaS. Рынку есть куда расти: по оценкам J’son&Partners, уровень проникновения IaaS в России составляет 4% (в развитых странах ЕЭС — около 60%, в США — около 80%). «Сервионика» предлагает все виды облачных сервисов (частные, публичные, гибридные), и, по нашему опыту, все больше компаний приходит к пониманию того, что использовать программную платформу или инфраструктуру как сервис не менее выгодно, чем следовать уже привычной модели доставки программного обеспечения из облака.

По прогнозу IDC до 2017 года, компании будут проявлять интерес главным образом к решениям SaaS и IaaS — среднегодовой рост этих сегментов рынка составит около 50 и 40% соответственно, а доля таких сервисов будет по-прежнему доминирующей. При этом будет постепенно повышаться спрос на решения PaaS и BPaaS (бизнес-процессы как услуга) — они пока не слишком распространены в России в силу того, что развитие сегмента облачных сервисов началось у нас позже, чем в других развитых странах Европы и Америки.

Заказчики из каких областей экономики наиболее (наименее) часто обращаются к облачной модели потребления ИТ-услуг?

Согласно недавнему исследованию аналитического центра TAdviser, лидером по потреблению облачных услуг является государственный сектор. За ним следуют торговля, финансовые учреждения, энергетика и телекоммуникации. Для этих отраслей характерен большой объем обрабатываемых данных, оперативная работа с которым невозможна без мощных вычислительных мощностей и специального ПО. Другая особенность этих отраслей — территориальная распределенность компаний, многие из них построены по холдинговой или сетевой модели. Она требует стабильной и развитой ИТ-инфраструктуры, ведь качество сервиса для клиентов и оперативность взаимодействия сотрудников должны быть на высоте везде — «от Москвы до самых до окраин».

В нижней части списка находятся страхование, нефтегазовая сфера, пищевая промышленность и ИТ. Для них также характерны вышеперечисленные черты, а значительное отставание объясняется специфическими особенностями каждой отрасли наряду с общей проблемой ИТ-рынка — недостаточной готовностью законодательства к новой технологической реальности. Тем не менее среди клиентов «Сервионики» есть компании и из этих отраслей: «Газпром», «Роснефть», IBM, «PPF Страхование жизни» и другие. Недавно начавшийся процесс модернизации законодательства (в частности, появившаяся возможность электронного обмена счетами-фактурами, изменения в законодательстве о персональных данных) будет полезен для рынка: у клиентов и провайдеров облачных сервисов появляется общая точка отсчета в согласовании условий сотрудничества.

Ваша компания предлагает два основных варианта услуг IaaS: MakeCloud и e-Cloud. В чем различия их реализации и позиционирования?

MakeCloud — конструктор виртуальной инфраструктуры, позволяющий решать большой спектр задач, стоящих перед ИТ-службами: от простого создания виртуальных серверов для внутреннего использования и быстрого развертывания тестовой площадки до организации нового бизнес-направления. Используя мощности MakeCloud, компания может стать провайдером облачных услуг и предоставлять своим клиентам облачную инфраструктуру (IaaS) и облачные приложения (SaaS) как из собственного дата-центра, так и с использованием арендуемых мощностей.

MakeCloud — первое российское IaaS-решение с открытым кодом: оно построено на OpenStack, одной из наиболее динамично развивающихся и надежных открытых программных платформ. Изначально сервис был задуман для малого и среднего бизнеса, но сейчас его с успехом используют и крупные компании, которым необходим легко настраиваемый инструмент для оперативного решения бизнес-задач.

eCloud — облачная платформа для крупных компаний и сложных проектов. На ее основе клиент может построить индивидуальное инфраструктурное решение, используя весь набор облачных сервисов: виртуальный ЦОД, гибридные или частные облака, ресурсы для построения виртуальной инфраструктуры (IaaS), программное обеспечение в аренду (SaaS). В основе eCloud — облачные сервисы мировых лидеров в области виртуализации (HP и VMware), а также богатый проектный опыт компании «Ай-Теко», за сервисное направление которой отвечает «Сервионика».

У двух наших сервисов есть общий базис — дата-центр «ТрастИнфо», лидер среди коммерческих дата-центров России по величине и ключевым техническим характеристикам. По данным рейтинга iKS Consulting, по итогам 2012 года «ТрастИнфо» занимает 2-е место по России и Московскому региону, а уровень надежности дата-центра составляет 99,982%.

Насколько успешной показала себя реализованная вами модель магазина облачных сервисов i-Oblako? Компании какой категории (малый, средний бизнес, крупные корпорации…) являются его основными покупателями?

i-Oblako — это интернет-витрина, предлагающая весь спектр облачных сервисов. В магазине представлены инновационные решения, помогающие повысить эффективность компаний любого масштаба за счет перехода к облачной модели, переноса бизнес-процессов и бизнес-приложений в облако. Основными клиентами магазина являются малые и средние компании — их привлекают простой и удобный сервис, возможность быстро выбрать нужные решения и собрать на одной платформе всю инфраструктуру. В принципе, i-Oblako можно сравнить с супермаркетом — местом, где можно купить все, что нужно.

Сервис i-Oblako был открыт в 2012 году и стал одним из первых российских интернет-ресурсов, полностью посвященных представлению и продвижению SaaS-сервисов. Сейчас на i-Oblako представлено более 20 облачных сервисов, в том числе собственные SaaS- и IaaS-сервисы «Ай-Теко» и решения других вендоров. Учитывая растущий интерес компаний к облачным сервисам и перспективы рынка, можно сказать, что i-Oblako — одно из наиболее перспективных направлений нашей работы.

Предоставляете ли вы заказчикам сквозной SLA, охватывающий и каналы доступа к сервисам? Насколько остро стоит вопрос качества каналов связи для заказчиков из регионов?

«Сервионика» готова обеспечить клиенту полный комплекс услуг ИТ-аутсорсинга, включая и надежные каналы связи. В нашем дата-центре «ТрастИнфо» заказчики могут использовать 6 прямых каналов связи до крупнейших столичных узлов обмена трафиком (ММТС-9, ММТС-10), с пропускной способностью 10 Гбит/с и более.

Но в целом проблема качества каналов связи действительно возникает у ряда заказчиков, особенно у компаний с территориально распределенной сетью офисов или филиалов. Когда компания выходит в новые регионы, она может столкнуться с неподготовленностью помещений, отсутствием качественной инфраструктуры и налаженных контактов с поставщиками услуг. В этом случае «Сервионика» готова взять процесс обеспечения связью на аутсорсинг.

Например, компания «PPF Страхование жизни» использовала ресурсы «Сервионики» для быстрого построения сети региональных офисов. Совместный проект стартовал 1 июня 2013 года, и менее чем за год при поддержке «Сервионики» число региональных офисов «PPF Страхование жизни» увеличилось с 46 до 78. До конца июня 2014 года планируется довести их количество до 90. «Сервионика» готовит офисы под ключ, полностью отвечая за создание инженерной инфраструктуры и работу с местными подрядчиками. Чтобы обеспечить полную готовность объекта к работе, требуются предварительная базовая настройка оборудования и проработка подключения услуг связи сотрудниками центрального офиса «PPF Страхование жизни». Стандартный срок таких работ — три недели (21 рабочий день). Но сотрудничество с «Сервионикой» позволяет заказчику существенно сократить сроки запуска новых региональных офисов.