Что компания может улучшить в своем ЦОД?

Константин Зиновьев, ведущий консультант департамента системных решений IBS.

Актуальность оптимизации ЦОД обусловлена тем, что 7-10 лет назад - во времена повсеместного строительства таких площадок - мало кто задумывался над вопросами затрат на дальнейшее развитие.  Основной задачей было обеспечить работу прикладных систем с должным уровнем резервирования, поэтому проектировщики ЦОД забывали или просто не знали о необходимости заложить инженерные решения и «запас прочности» на средне- и долгосрочную перспективу. К примеру, в ЦОДе проектировались и использовались кондиционеры прямого расширения без функции фрикулинга. При выборе источников бесперебойного питания обращал недостаточное внимание на КПД и сопутствующие параметры, влияющие на энергоэффективность. К родовым «родовым» проблемы российских ЦОД добавилось недофинансирование ИТ-инфраструктуры в кризисный период, которое препятствовало естественному обновлению и модернизации техники.  В итоге многие компании, исчерпав резервы своих ЦОД, сегодня имеют в распоряжении инфраструктуру, которая все менее работоспособна и все более дорого обходится в эксплуатации. Такая ситуация характерна для очень многих фирм как средних, так и крупных.

Что же в текущей ситуации можно предложить для снижения затрат на эксплуатацию а так же повышение функциональности существующего ЦОД? Первое и самое важное -  бизнесу необходимо «созреть» для решения этой задачи, ведь для достижения результата придется потратить немало усилий. В основном эти усилия придется прикладывать службе эксплуатации и ИТ-подразделению. При этом нужно понимать, что, зачастую, эксплуатационные затраты ложатся не на бюджет ИТ-подразделения, и сам по себе он не очень заинтересован во всех этих хлопотных мероприятиях. Если произошло осознание необходимости перемен, то двигаться дальше можно двумя путями. Первый путь – коренная перестройка существующего ЦОД, может показаться очень затратным, но во многих случаях именно он будет экономически оправдан, за счет снижения эксплуатационных затрат в будущем. Именно такой подход был реализован в IBS. Проведенный анализ и расчет показал: замена устаревшего оборудования новым решением на базе корпоративного частного «облака» на перспективу 3-5 лет более выгодна компании, нежели необходимость «латать» существующую ИТ-инфраструктуру. Кроме того, на рынке появляется все больше возможностей получить необходимые ИТ-услуги, будь то вычислительная инфраструктура или конкретные приложения, посредством обращения к специализированным поставщикам. В условиях ограничений, накладываемых собственной устарелой инфраструктурой, данная модель получения необходимых ИТ ресурсов может быть вполне удобной и экономически оправданной.

Для тех компаний, кто по тем или иным причинам не готов к кардинальным переменам, можно предложить попробовать второй путь – точечное улучшение «слабых мест» ЦОД. Хотя итоговый эффект в этом случае спрогнозировать будет значительно сложнее. В любом случае начинать нужно с приведения в порядок имеющейся ИТ-инфраструктуры, и, если это не сделано, с проведения инвентаризации, а затем и возможной централизации ресурсов. Внедрение средств виртуализации при таком подходе помогает решить часть текущих задач по повышению отдачи от установленных серверных мощностей.
С точки зрения инженерной составляющей ЦОД, приоритет следует отдать энергосбережению. Основное потребление инженерных систем приходится на систему кондиционирования, и здесь можно провести ряд простых и не дорогих мероприятий по оптимизации воздушных потоков, а именно: физическое разделение горячих и холодных коридоров, установка перфорированных решеток соответствующих тепловыделению стойки, установка клапанов на кондиционеры для перекрытия потока воздуха во время резервного ожидания кондиционера. В отдельных случаях можно повысить температуру внутри серверного помещения или понизить влажность, что в конечном итоге приведет к уменьшению времени работы климатического оборудования. Все эти мероприятия наиболее эффективны для чиллерного охлаждения, но и на фреоновых кондиционерах можно снизить энергопотребление на 10%.

Далее следует обратить внимание на ИБП. Уже достаточно давно многие производители ИБП реализовали ЭКО режим в своем оборудовании. ЭКО режим позволяет при стабильных показателях внешнего энергопитания переходить на облегченный режим преобразования электроэнергии, тем самым существенно повышать КПД. Однако сегодня клиенты почти не используют эту функцию. Отдельно стоит посмотреть на другие мелкие: нагрузки, свет, вентиляция, отопление ДГУ, нужды диспетчерской и т.п. Элементарное автоматическое отключение освещения в отсутствии персонала, дает интересные цифрам по снижению энергозатрат.

Мероприятия по увеличению энергоэффективности могут привести к суммарному снижению потребления в районе 5-10%. Если рассмотреть серверную с суммарным потреблением 400кВт, то экономия электричества в 20-40кВт/ч при нынешней стоимости электричества в течение года может составить составит $20-40 тыс.

Реализация задачи по энергосбережению тесно связана с построением общей централизованной системы мониторинга и управления ЦОД. Множество ИТ-директоров скажет, что у них уже реализована система мониторинга, но на практике мы видим разрозненные интерфейсы отдельных устройств, которые не взаимодействуют друг с другом. Говорить о централизованном управлении, оповещении в критических ситуациях также не приходится. Полноценная централизованная система мониторинга и управления, которая вполне может быть реализована на уже работающем ЦОД, помогает убить двух, а иногда и трех «зайцев». Помимо улучшений в области энергосбережения и повышения отказоустойчивости ЦОД, можно добиться снижения количества обслуживающего персонал. А ведь он является весьма затратной статьей расходов на ЦОД. 

Еще один метод снижения, который считается «болезненным» для ИТ-директоров, - это передача сервисных функций по ЦОД внешнему подрядчику. По такой схеме мы обслуживаем ряд ЦОД наших клиентов, проводим профилактические работы, а в случае нештатных ситуаций сигналы от систем мониторинга поступают непосредственно в круглосуточную диспетчерскую службу IBS, которая сама инициирует мероприятия по устранению инцидентов. Конечно, целесообразность передачи сервисных функций в «чужие» руки зависит от ряда факторов (наличие собственных квалифицированных кадров, удаленность объектов ит.п.), однако даже в тех случаях, когда экономическая выгода не совсем очевидна, сбалансированная сервисная политика приводит к повышению отказоустойчивости ЦОД, что для некоторых клиентов даже более приоритетно.