Иван Бутурлин из столичного Департамента информационных технологий рассказал о рынке онлайн-сервисов, к которым, по данным ДИТ, прибегает 65% интернет-пользователей. Из охваченных исследованием наиболее популярны сервисы вызова такси (45%), наименее — заказ услуг уборки (3%). Каршерингом в Москве пользуются 3,4%, или 2,5 тыс. автомобилистов. Средняя стоимость поездки — 285 руб., среднее время — 38 минут. 76% используют транспортные сервисы, потому что это удобно, 11% — из-за качества, 22% экономят время, 13% — деньги. Интересно, что 4% респондентов в качестве причины назвали незнание другого способа получения услуги (все, что им требуется, они заказывают через Интернет). И таких людей, по наблюдениям Бутурлина, становится все больше, а распространение агрегаторов, предлагающих онлайн-заказ услуг, способствует снижению тарифов.

Сергей Кучушев, и. о. руководителя юридического департамента компании «Яндекс», отметил, что появление многочисленных платформ совместного потребления знаменует новый уровень конкуренции. Задача сервисов — призвать продавцов улучшать услуги, а потребителей, которые хотят все получить дешевле, удобнее, быстрее, — убедить в том, что цены справедливы. На вопрос о том, что будет, если одна из платформ разрастется и фактически станет монополией, Кучушев предположил, что в противовес ей обязательно появятся платформы нового поколения.

Некоторые выступающие отметили, что следует отличать онлайн-сервисы заказа услуг от сервисов коллективного использования. Так, сервис вызова такси не относится к сфере долевой экономики, поскольку его пользователи не имеют возможности, например, самостоятельно назначить цену за услугу, в отличие, например, от сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar.

Директор по правовым вопросам фонда «Сколково» Игорь Дроздов перевел разговор в юридическое русло, задавшись вопросом, должно ли государство регулировать новые сервисы, и если должно, то каким образом. По его наблюдениям, в какой-то момент правовые нормы многие стали воспринимать отделенными от Интернета, как будто в киберпространстве действуют свои собственные правила. В качестве примера он привел подростка, который стал заниматься криптовалютами потому, что законодательство запрещает ему быть предпринимателем в силу несовершеннолетнего возраста. Другой пример — такси, которое в случае, если заказчик вызвал его, а потом не воспользовался приехавшим автомобилем, не получает никаких неустоек. Таким образом, заключил он, у цифровой экономики есть и теневая сторона.

Правовые вопросы вызвали самое острое обсуж­дение. Так, Вадим Конюшкевич из адвокатского бюро «Линия права» полагает, что излишнее регулирование отрасли замедлит ее развитие, и надо не детально отрегулировать агрегаторы (что им делать и чего не делать), а четче определить их правой статус.

Как заметили на это участники мероприятия, в действующем законодательстве уже все есть и это должно работать и в Интернете. Проблема в применении законодательства, причем плохо с этим не только у граждан, но и государства.

Возвращаясь к теме такси, выступающие и слушатели задались вопросом, кто несет ответственность за те или иные случаи, например если автомобиль попал в аварию. Представитель «Яндекса» на это ответил, что платформа при заключении договора должна проверить, с кем заключает договор, каковы условия и т. д. Поэтому она несет ответственность только в рамках взятых на себя обязательств.

По мнению Дмитрия Мариничева, рост популярности платформ, предоставляемых в виде сервиса, со временем приведет к новому общественному договору, а он в свою очередь — к новой экономике     Источник: iombudsmen.ru

Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин поддержал мнение, что нет разницы между регулированием офлайн и онлайн. По его словам, экономика совместного потребления не является отдельной отраслью и должна контролироваться не сама по себе, а в рамках конкретных отраслей. Кроме того, в этом вопросе нужно выработать общий подход, а не детально прописывать отдельные нормы, важны общие тенденции, а не частные истории. «Да, кто-то разорился, когда появилась цифровая экономика. Нас, по большому счету, отдельный разорившийся гражданин не интересует. Нас интересует глобальное развитие услуг, которых становится больше», — заключил чиновник.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, подводя итог обсуждению, высказал мнение, что за платформами, предоставляемыми в виде сервиса, будущее, поскольку они удобны потребителям. При этом с ходом времени они все в большей мере будут ориентироваться на коллективное пользование. Такое положение вещей приведет к новому общественному договору, а он в свою очередь — к новой экономике.