В ходе конференции «Интернет вещей в жилищно-коммунальном хозяйстве 2017», организованной агентством TelecomDaily, обсуждалось в том числе состояние дел и перспективы цифровизации отрасли.

ЖКХ относится к тем важнейшим сферам, с которых, по мнению экспертов, должна начаться цифровая трансформация российской экономики. Такая точка зрения подтверждается и вполне очевидной социальной значимостью отрасли, и рядом экономических факторов.

Переход к автоматизации бизнес-процессов ЖКХ, к технологиям Интернета вещей позволит сформировать единое информационное пространство отрасли, создать ИТ-системы информирования клиентов и обработки их данных, внедрить мобильные и облачные решения, включая средства аналитики Больших Данных.

Интернет вещей, в том числе в ЖКХ, имеет ряд отличий от других ИТ-инициатив, полагают в «Коминфо Колсантинге». По словам Александра Савчука, генерального директора компании, к ним относится беспрецедентное число включенных в контуры управления активов и процессов; формирование управляющих воздействий наряду с регистрацией и обработкой данных; повышенные требования к безопасности; необходимость взаимодействия в рамках одной системы, часто в реальном времени, множества вендоров и поставщиков услуг.

ЖКХ — область пересечения интересов многочисленных организаций, работающих на различных вертикальных рынках, не только предприятий данной отрасли, но и телекоммуникационных, и финансовых компаний и пр. Поэтому Интернет вещей в ЖКХ будет развиваться как экосистема значительного числа специализирующихся в данной области компаний и предоставляемых ими сервисов.

Таковы перспективы, но путь к ним тернист. Один из основных требующих решения вопросов — готовность инфраструктуры ЖКХ к внедрению современных цифровых технологий. По мнению экспертов, отрасль — в самом начале пути цифровизации.

Согласно данным Росстата, лишь 65% ресурсоснабжающих организаций использовали в 2016 году базовые информационные технологии, в том числе локальные сети, системы электронного документооборота и другие подобные решения — не более 5%.

Ресурсоснабжающие организации не стремятся к цифровизации отчасти из-за отсутствия средств, отчасти из-за желания получать более выгодную для них оплату по нормативам. Управляющие компании, для которых повышение уровня автоматизации и прозрачности могли бы приносить вполне определенные выгоды, тоже не проявляют интереса к совершенствованию инфраструктуры на фоне разговоров о возможном непосредственном взаимодействии поставщиков и потребителей ресурсов.

К наиболее серьезным проблемам, сопровождающим процессы цифровой трансформации ЖКХ, относится формирование эффективных механизмов финансирования установки новых приборов учета коммунальных ресурсов.