«В нашей компании первую букву аббревиатуры BIM расшифровывают как Bentley», — заметил старший вице-президент по программному обеспечению Bentley Systems Бупиндер Сингх, общаясь с журналистами на конференции Bentley Connection 2017 в Москве. И в этой шутке «есть доля шутки» — технологии информационного моделирования зданий (Building Information Modeling, BIM), на которых специализируется Bentley Systems, в последнее время становятся неотъемлемой частью комплекса работ по проектированию, строительству и эксплуатации различных инфраструктурных объектов, вплоть до сложных транспортных систем и целых городов, а отнюдь не только отдельных зданий и сооружений.

«В России фундаментальной проблемой в сфере развития объектов инфраструктуры является разрыв между этапами их жизненного цикла, — посетовал Николай Дубовицкий, генеральный директор Bentley Systems в России и СНГ. — Нам приходится объяснять нашим западным коллегам, что в России проектирование — это отдельная индустрия, строительство — само по себе, а эксплуатация — тем более, в то время как весь мир движется по пути комплексных проектов».

Именно в таких проектах проявляется эффект от использования программного обеспечения BIM, которое позволяет связать единой цифровой моделью все фазы создания и функционирования завода, атомной электростанции или железной дороги, учесть особенности их возведения и эксплуатации на самых ранних этапах формирования проекта и тем самым избежать впоследствии дорогостоящих ошибок.

«BIM требует инвестиций, а от них не будет полной отдачи, если это ПО применять только на стадии проектирования, доля которого в общей стоимости объекта невелика. Но благодаря BIM можно получить совершенно иной уровень эффективности и качества инфраструктуры с одновременным снижением сроков реализации и затрат на нее, если информационное моделирование станет фундаментом всего жизненного цикла объекта», — подчеркнул Дубовицкий.

Однако ситуация начинает меняться, и в Bentley отмечают заметный рост интереса российских предприятий к решениям BIM, что положительно отражается на бизнесе компании. Как сказал Дубовицкий, его объемы за последние три года выросли вдвое. Появление в России реальных примеров цифровизации всего жизненного цикла в Bentley объясняют несколькими факторами. Это и внимание властей к развитию гражданской инфраструктуры, и диверсификация бизнеса, когда проектные организации начинают заниматься строительством либо строители включают проектирование объектов в сферу своей деятельности, и участие отечественных компаний в международных проектах, и стремление быть конкурентоспособными на мировых рынках.

На конференции Bentley Connection 2017 комплексному информационному моделированию было посвящено более половины выступлений, приводились примеры проектов на транспорте (капитальный ремонт трассы М7 «Волга» в районе Владимира, согласование инженерных данных в ходе организации дорожного движения в Москве), в нефтяной (информационное моделирование морской платформы в Астраханской области) и химической (комплексное проектирование технологических установок) промышленности, в других отраслях.

Облачные и мобильные технологии, обработка информации с датчиков, аналитика Больших Данных и искусственный интеллект — эти киты цифровой трансформации определяют текущие и будущие возможности нового поколения продуктов Bentley Connect, рассказал Сингх. Одной из тенденций развития технологий BIM он назвал моделирование реальности. Такие решения, пояснил Сингх, строят модели уже существующих объектов инфраструктуры или среды, где будет размещаться новый объект, с использованием фото- и видеосъемки и лазерного сканирования, собирают и анализируют данные о поведении объектов и позволяют прогнозировать, например, что с ними может произойти в случае возникновения рискованных ситуаций.

При этом задействуются облачные сервисы хранения и обработки информации и мобильные приложения, а все участники процесса могут работать с моделью на удобной для себя платформе. Масштабы моделируемого объекта, утверждают в Bentley, варьируются от нескольких сантиметров до целых городов. «Представьте себе, что у вас есть такая модель Москвы, а в городе случился шторм. С помощью наших технологий городские службы могут смоделировать риски затопления определенных районов в случае аналогичного природного катаклизма в будущем» — пример, приведенный Сингхом через два дня после урагана в столице, прозвучал как нельзя более актуально.

Он рассказал также о возможностях, которые появляются благодаря внедрению в BIM технологий анализа Больших Данных и машинного обучения. «В инфраструктурных проектах накапливаются огромные массивы информации. Наши клиенты выполняют сотни проектов по всему миру в данный момент, и тысячи проектов уже сделаны. Поэтому очень полезна возможность сравнить текущие проекты с прежними, чтобы исключить повторение допущенных когда-то ошибок. А интеграция алгоритмов машинного обучения поможет предвосхищать любые проблемы с инфраструктурой, например потери из-за утечек в системе городского водоснабжения», — пояснил Сингх.