Аналитики компании Gartner вводят понятие «алгоритмического бизнеса», определяя его как широкомасштабное применение сложных алгоритмов для принятия более оптимальных решений и автоматизации процессов в целях получения конкурентных преимуществ. Отмечая, что алгоритмы уже активно применяются в целом ряде отраслей, в Gartner рекомендуют корпоративным архитекторам и ИТ-руководителям приступать к разработке алгоритмических бизнес-моделей, чтобы воспользоваться их преимуществами и избежать возможных рисков.

Аналитики добавляют, что сегодня алгоритмический бизнес становится доступен практически всем компаниям во многом благодаря стремительному развитию умных машин. На переднем крае применения аналитики и алгоритмов для улучшения результативности бизнеса уже давно находятся предприятия розничной торговли. Участники отрасли считают, что алгоритмы автоматизации назначения расценок и мерчандайзинга скоро станут самым ценным активом розничного продавца.

Алгоритмы улучшают работу кадровых агентств, быстро оценивая, насколько кандидаты подходят на те или иные должности; те же методы можно применять в компаниях для назначения рабочих заданий нужным людям, отмечают в Gartner. В будущем, прогнозируют аналитики, появится виртуальная кадровая индустрия, в которой услуги подбора персонала будут оказывать умные машины и алгоритмы, обладающие таким же уровнем компетенции, как сейчас у людей, работающих в этой области. Кроме того, алгоритмы применяются для оптимизации оказания услуг в здравоохранении.

Gartner: алгоритмы переопределяют архитектуру бизнеса

Компаниям всех отраслей будет полезна практика обмена алгоритмами и их совместной разработки организациями с общими интересами, уверены аналитики. В Gartner выражают уверенность, что алгоритмический бизнес принесет еще более масштабные перемены, чем процесс цифровой трансформации. С появлением открытых площадок по торговле алгоритмами быстро сформируется экосистема разработчиков — так же, как супермаркеты мобильных приложений изменили разработку ПО.

По мнению аналитиков, на предприятиях нужно будет исследовать и внедрять одновременно по несколько бизнес-моделей, которые будут создаваться с помощью алгоритмов — это необходимо, чтобы поспевать за высокими темпами перемен и не упускать бизнес-возможности в цифровом мире.

Перечисляя потенциальные проблемы, связанные с алгоритмическим бизнесом, в Gartner начинают с фантастического сценария возможности уничтожения человечества алгоритмически управляемыми системами с чуждыми нам интересами и продолжают опасностью внесения изменений злоумышленниками в алгоритмические бизнес-модели.

Действенность алгоритмов может ухудшиться, если им на вход будут подавать некачественные данные. Кроме того, с передачей все большего объема обязанностей по принятию решений алгоритмическим системам неизбежно будут возникать сложные этические проблемы, не имеющие единственно верного решения.

Купить номер с этой статьей в PDF