В процессе объявления результатов финансовой деятельности за очередной квартал в компании сообщили, что полностью прекратят разработку аппаратного обеспечения и займутся лицензированием своего бренда и ПО. Первым партнером BlackBerry в новом бизнесе станет индонезийская компания BB Merah Putih.

«Это закономерное решение для BlackBerry, — уверен Дэниел Глисон, аналитик Ovum. — Оно стало давно ожидаемым следствием замысла Джона Чена, генерального директора компании, превратить ее из производителя аппаратного обеспечения в компанию, занимающуюся ПО и сервисами».

Как отмечает Глисон, стратегическое решение, принятое Ченом, полностью оправданно, учитывая низкие показатели BlackBerry, которая за этот год, по прогнозу, продаст лишь чуть более 2 млн устройств, что соответствует примерно 0,1% рынка, после нескольких лет работы подразделения по смартфонам в убыток.

BlackBerry в течение нескольких последних лет пыталась спасти бизнес смартфонов с помощью отчаянных инициатив

«Бастионом BlackBerry был корпоративный сектор, но он пал, после того как Apple, Google и Samsung начали активно инвестировать в развитие функций безопасности своих смартфонов, — добавил Глисон. — Теснила компанию на корпоративном рынке и Microsoft, но она тоже оставляет аппаратный бизнес. Серьезным фактором стала и утрата популярности BlackBerry среди потребителей — это привело к тому, что многие руководители предприятий стали хуже относиться к смартфонам этой марки. А когда Android и iOS достигли приемлемого уровня защищенности, во многих компаниях с легкостью отказались от BlackBerry».

По мнению аналитика, BlackBerry не смогла сохранить былой размах бизнеса, так как аппараты с сенсорными экранами начали завоевывать больше поклонников, чем ее смартфоны с физической клавиатурой: «Компания выпустила собственную ОС для сенсорных экранов, BlackBerry 10, только в в 2013 году, когда Android и iOS уже прочно закрепились на лидирующих позициях. Стремительно меняющийся рынок смартфонов не прощает ошибок. С ростом использования типовых конструкций производителями Android-фонов риск оказаться в отстающих теперь невелик, но эта ситуация ограничивает компании в возможностях инновации, которые можно было бы использовать, чтобы выделиться на рынке».

BlackBerry стала очередным былым лидером мира мобильных устройств, вынужденным покинуть этот рынок, участникам которого все труднее придавать отличия своей продукции от других. Ранее, в 2011 году, компания Motorola была поглощена Google, а в 2014-м та продала ее Lenovo. В том же году бизнес мобильных телефонов Nokia был продан корпорации Microsoft, а та разделила, а потом и фактически избавилась от него.

«Еще ряду производителей смартфонов, например HTC и Sony, не удается добиться рентабельности, и их уход с рынка лишь вопрос времени», — прогнозирует Глисон.

Купить номер с этой статьей в PDF