Российская ассоциация электронных коммуникаций представила свое очередное исследование «Экономика Рунета». Оно стало пятым по счету и, как сообщил глава РАЭК Сергей Плуготаренко, скорее всего, последним носящим такое название. Следующее, вероятно, будет называться «Цифровая экономика», поскольку роль интернет-отрасли и ее доля в ВВП неуклонно возрастает, ширится ее проникновение в смежные рынки. В некоторых случаях, добавил глава Института развития Интернета и советник президента РФ Герман Клименко, она даже «съедает» другие отрасли.

Клименко также отметил, что, в отличие от многих других, интернет-отрасль демонстрирует хорошие показатели и рост, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране.

Цель — 3%

По данным РАЭК, в 2015 году суммарный объем экономики Рунета (контент и сервисы без учета интернет-зависимых областей) составил 1355,38 млрд руб, а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб. Суммарно эти показатели эквивалентны 2,4% ВВП России, уточнил Плуготаренко. В 2016 году, по прогнозам РАЭК, объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб., а рынка электронных платежей — 686 млрд руб. Такие темпы роста позволяют надеяться на преодоление в следующем году психологически важной отметки в 3% ВВП страны, считает замглавы Минкомсвязи Алексей Волин.

Аудитория русскоязычного сегмента Интернета в текущем году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом 70,8 млн человек (или 57,5% населения России) являются активными пользователями, то есть заходят в Интернет каждый день.

Несмотря на стагнацию в экономике в целом, интернет-отрасль чувствует себя неплохо — такой вывод сделали ее представители по итогам обсуждения исследования «Экономика Рунета 2015–2016»

Что касается мобильного Интернета, то им ежемесячно пользуется порядка 62 млн россиян, и этот показатель заметно влияет на способы потребления как контента, так и различных сервисов, отметил главный аналитик РАЭК Карен Казарян. Согласно данным исследования, во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80–90%.

Рассказывая про отдельные сегменты, Казарян отметил заметный прирост различных сегментов электронной коммерции. Так, объем рынка онлайн-ретейла в 2015 году составил 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронных платежей — 588 млрд руб. (прирост 23,5%), и прогнозируется, что в 2016 году увеличение составит 16,6%.

Куда хуже чувствует себя сегмент «онлайн-трэвел», на развитие которого негативное влияние оказало множество факторов, начиная от запрета на полеты в самые популярные страны — Турцию и Египет и заканчивая банкротством «Трансаэро». Тем не менее, отметил Казарян, и здесь есть небольшой рост: объем рынка в 2015 году составил 315,3 млрд руб, на 13% больше по сравнению с 2014 годом.

В сегменте «Инфраструктура» также виден рост по всем направлениям, хотя и не столь впечатляющий. Так, объем доменного рынка составил в 2015 году 2,70 млрд руб. (рост 3,85%); хостинг-индустрия выросла всего на 6%, до 5,90 млрд руб.; объем рынка веб-разработок составил 25,40 млрд руб., или плюс 5% за 2015 год. Зато заметный рост показал рынок SaaS, его объем в 2015 году в РАЭК оценили в 6,6 млрд руб. и прогнозируют, что в 2016 году он достигнет 8,25% млрд руб. (рост 25%). Причины, как нетрудно догадаться, кроются во взятом властями РФ курсе на импортозамещение, а также в общей тенденции перехода на использование облачного ПО.

Растет и сегмент электронного контента, особенно рынок электронных книг, он в 2015 году прибавил 67% и достиг объема 1,61 млрд руб. В 2016 году, считают в РАЭК, его рост составит 43%, а объем достигнет 2,3 млрд руб. Сегмент игр в 2015 году продемонстрировал рост 14% (объем 46,7 млрд руб.), онлайн-музыки — 6% (2,33 млрд), видео — 9% (3,80 млрд). Такие успехи, отметили в РАЭК, свидетельствуют о том, что усилия государства и правообладателей в борьбе с пиратским контентом принесли свои плоды.

В сфере «Маркетинг и реклама» в 2015 году рост продемонстрировали сегмент контекстной рекламы — объем достиг 80,5 млрд руб. (плюс 15%), а в 2016 году динамика роста, по данным РАЭК, станет еще более заметной, 27%. Напротив, сегмент контент-маркетинга и нативной рекламы, который реагирует на изменяющийся рынок поисковой оптимизации и появление услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений, сейчас стагнирует: его объем составил 20,10 млрд руб (снижение на 1,5%).

По-прежнему испытывает трудности рынок медийной рекламы: в прошлом году он упал на 10% (объем составил 19,80 млрд, и в 2016 году, как ожидается, он не сумеет отыграть это падение (рост будет всего на уровне 8,6%). К тому же его долю постепенно отбирает сегмент видеорекламы, объем рынка которой составил 4,6 млрд в 2015 году (плюс 21%) и должен достичь 5,5 млрд в 2016-м (плюс 23%).

Кадры нужны, а зарплаты падают

Рынок ИТ-кадров начинает восстанавливаться — такой вывод сделан в исследовании РАЭК. Если на рубеже 2014–2015 годов многие компании сокращали персонал, то со второй половины 2015 года спрос на ИТ-персонал начал расти. Однако остановился рост зарплат, более того, они немного упали. Сейчас оклады индексируют преимущественно крупные компании, причем только состоявшимся специалистам, говорится в исследовании.

Из значимых тенденций аналитик РАЭК Алексей Никушин отметил рост числа вакансий, связанных с удаленной работой и аутсорсингом разработок. В будущем цифровизация экономики и вызванное этим фактором изменение бизнес-процессов станут основным движущим фактором рынка ИТ-кадров, считает он.

«Руссофт»: критическая точка кризиса в ИТ пройдена в прошлом году

Результаты опроса компаний — разработчиков ПО, проведенного НП «Руссофт», позволяют сделать вывод о том, что российская софтверная отрасль выходит из кризиса. По словам главы ассоциации Валентина Макарова, «о кризисе по отношению к софтверной отрасли вообще можно было бы не говорить, если бы к каждому вполне позитивному показателю не напрашивался союз ‘но’ с оговорками».

В рублях совокупный оборот российских софтверных компаний увеличился в 2015 году на 40% (это очень высокий показатель роста), но в долларовом исчислении впервые в истории отрасли зафиксировано сокращение, которое составило 10%. Бивалютный индекс «Руссофта» составил по итогам 2015 года 1,1 (то есть в среднем выручка софт­верных компаний выросла на 10%, если рассчитывать изменение продаж на внутреннем рынке в рублях, а изменение зарубежных продаж — в долларах). Однако, если учитывать инфляцию, то рост индустрии за 2015 год окажется нулевым, отмечается в отчете.

Продажи за рубежом возросли на 12%, но на внутреннем рынке сократились на 3% в рублевом выражении. С учетом инфляции падение внутреннего рынка составит 12%, в долларах — на десятки процентов.

В ассоциации также ожидают, что на рынке положительно скажутся меры государственного регулирования, направленные на импортозамещение критически важного ПО. Сами российские компании уже проделали определенную работу, чтобы начать постепенно вытеснять зарубежных вендоров.

 

Купить номер с этой статьей в PDF