Требования Центробанка к участникам рынка становятся все жестче, к тому же они быстро меняются. Если в 2015 году от Банка России поступило только одно обязательное указание финансовым организациям, то в 2016-м таких указаний было выпущено шесть. Кроме того, в этом году ЦБ внес 56 существенных изменений в уже действующие указания — это на 14 изменений больше, чем годом ранее. В таких условиях банкам очень непросто выполнять текущие ИТ-проекты, особенно если они направлены на автоматизацию регуляторной отчетности, тем более — в периоды структурной реорганизации и смены бизнес-модели. Тут прежние подходы к реализации проектов дают сбой. Но на помощь финансовым организациям приходит методология декомпозиции. Она успешно работает, даже когда речь идет об интеграции коробочных решений. Один из таких проектов был выполнен в «Почта Банке», завершившем процесс автоматизации подготовки и выпуска отчетности для ЦБ.

«Почта Банк» создан международной финансовой группой ВТБ и ФГУП «Почта России» на базе «Лето Банка» (дочерний банк ВТБ24). В настоящее время банк активно расширяется и меняет бизнес-модель. Региональная сеть «Почта Банка» всего за полгода увеличилась в несколько раз — за это время было открыто около 1200 клиентских центров в отделениях почтовой связи. К концу года таких центров станет 1600.

«За время внутренних преобразований количество продуктов увеличилось в разы, и банк из кредитного монолайнера превратился в универсальный розничный банк», — пояснил советник президента «Почта Банка» по ИТ Андрей Фролов. В перспективе банк стремится стать одним из ведущих в стране «цифровых банков» с широким географическим присутствием.

ИТ-стратегия «Почта Банка» подразумевает активное использование аутсорсинга второстепенных компетенций с сохранением за собой контроля ключевых процессов и мониторинга SLA. В связи со значительным ростом числа операций, подлежащих учету, банк заменил систему подготовки отчетности собственной разработки промышленным решением компании R-Style Softlab.

«Этот проект начался еще в «Лето Банке» в июле 2014 года и продлился до августа 2016 года», — сообщила Юлия Кветкина, директор департамента по развитию аналитических систем R-Style Softlab. В ходе проекта для банка было построено хранилище данных на базе информационно-аналитической системы RS-DataHouse и подготовлены отчетные формы и сверочные отчеты на основе аналитического бизнес-приложения «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ РФ».

«Почта Банк» из кредитного монолайнера превратился в универсальный розничный банк. Быстрое развитие ставит перед ИТ совершенно новые задачи и должно быть поддержано на уровне систем»

Источник: R-Style Softlab

По образному выражению Кветкиной, особенностью ИТ-проектов по регуляторной отчетности является то, что разработчикам приходится буквально наперегонки соревноваться с ЦБ в оперативности вносимых изменений. Чтобы быстрее запустить хотя бы часть интегрируемого решения, специалисты R-Style Softlab использовали дискретный подход — весь проект был разделен на 14 этапов. На каждом из них были реализованы от одной до восьми отчетных форм, в среднем три-четыре формы на этап.

Декомпозиция проекта позволила оптимально спланировать загрузку бизнес-пользователей и ИТ-специалистов банка, получить быстрый результат, снять риски, связанные с появлением новых требований регулятора, утверждают в R-Style Softlab. Принятые на каждом этапе формы сразу же запускались в промышленную эксплуатацию и начали использоваться банком. А когда ЦБ вносил в формы отчетности какие-то изменения, их приходилось оперативно учитывать, порой даже возвращаясь на предыдущий этап проекта.

Первый результат банк получил уже спустя пять с половиной месяцев, когда была наполнена данными система хранения, настроены проверки и получены первые восемь отчетных форм. Самым сложным был последний, четырнадцатый этап. Он продлился полгода и включил в себя внедрение формы 0409135, в которой осуществляется ежедневный расчет кодов для нормативов банка. Как утверждают эксперты, по трудоемкости построения эта форма сравнима с подготовкой половины всей отчетности для ЦБ.

За два года, что длился проект, объем используемой в хранилище информации вырос на 70%, и в ближайшие годы он вырастет еще как минимум в два-три раза. Автоматизация процессов, связанных с формированием отчетности в условиях частых изменений требований регулятора, позволит банку минимизировать регуляторные и операционные риски, снизить нагрузку на учетные системы и оптимизировать трудозатраты, подчеркнула Кветкина.

«Быстрое развитие бизнеса ставит перед ИТ совершенно новые задачи. Такой рост должен быть поддержан на уровне систем, и этот проект способствовал более равномерному распределению ИТ-нагрузки на системы банка. Это важно с точки зрения производительности, точности и качества обслуживания пользователей», — добавил Фролов.

Купить номер с этой статьей в PDF