Любая бурно растущая сфера деятельности нуждается в создании системы повышения квалификации специалистов, в ней занятых, — такой системы, которая успевает отслеживать происходящие в данной сфере изменения. По мнению Игоря Дорофеева, независимого консультанта и тренера по программам ЦОД, а также президента Ассоциации участников отрасли ЦОД, в сфере подготовки специалистов для центров обработки данных остается немало проблем.

На форуме «Мир ЦОД 2016. Инфраструктура», проведенном издательством «Открытые системы», Дорофеев посвятил этому вопросу «дискуссию с разоблачением» на тему «Почему специалисту отрасли ЦОД не нужно повышать свою квалификацию?»

Начало обсуждения выглядело вполне оптимистичным: по данным опроса, проведенного журналом «ЦОДы.РФ», 95,6% специалистов в области центров обработки данных хотят повысить свою квалификацию, и 94,2% их руководителей хотят того же — чтобы их сотрудники стали грамотней.

Практика же, по словам Дорофеева, свидетельствует об обратном — проведенные Ассоциацией «вендоронейтральные» бесплатные общедоступные вебинары на тему «Основные концепции ЦОД» вызвали «по факту» небольшой интерес.

«Вендорско-партнерская» (при участии компании Panduit, но «технологически нейтральная») программа «ЦОД 360 гр», бесплатная, но с некоторыми ограничениями, имеет больший успех. Записалось на нее около полутора сотен человек, приняли участие — 92, до завершающего модуля дошли на момент проведения дискуссии 38.

Результат лучше, как отметил Дорофеев, но для его достижения потребовались определенные дисциплинирующие меры. Таким образом, даже программы, которые не требуют финансовых затрат, не очень востребованы специалистами. Обсуждение проблемы с участием зала, инициированное с тем, чтобы понять, почему участники рынка не хотят повышать свою квалификацию, выявило следующее.

Бесплатное образование не слишком ценится. Тем более что большинство такого рода курсов (во многих, впрочем, сферах) — вендорские. И если вы не пользуетесь продукцией конкретной компании, то посещение организуемых ею семинаров — едва ли не перевод рабочего времени.

За дорогие «невендорские» курсы платить из своего кармана накладно. Недорогие можно было бы оплатить из своего кармана, однако, как отметил Дорофеев, ожидать получения статуса за не очень большие деньги не стоит.

Надо еще учесть, что в госструктурах требуют, чтобы у организаторов курсов была государственная лицензия.

Игорь Дорофеев с помощью аудитории попытался определить оптимальные методы обучения специалистов в сфере ЦОД

Проблему с образовательными программами усугубляет то, что в сфере ЦОД, по сути, нет общепризнанных стандартов, обучение в соответствии с которыми можно было бы считать безусловно правильным и полезным. Точнее, различных регулирующих документов хватает — и наших, и международных, но относиться к ним, по словам Дорофеева, нужно с крайней осторожностью.

Кроме того, стандарты, принятые в одних условиях, часто мало применимы в других, они не всегда подтверждены практикой, и с развитием ИТ представления о ЦОД и положения стандартов очень сильно изменяются.

Скажем, советский еще, 1978 года стандарт СН 512–78 требует: «залы ЭВМ должны располагаться на северной или северо-восточной стороне здания». С тех пор проблема инсоляции потеряла актуальность, однако стало гораздо больше источников загрязнения воздуха, и если планируется охлаждать ЦОД воздухом, то влияние розы ветров может оказаться важнее дополнительного нагрева здания солнцем.

Или такой приведенный Дорофеевым пример: американский стандарт BICSI 002–2011 гласит, что ЦОДы должны располагаться на удалении от 8 до 48 км от крупных аэропортов.

«Стандартом подразумевается, что американский инженер берет запчасть, летит до ближайшего к американскому же ЦОДу аэропорта полчаса на машине по хайвею — и он на месте», — прокомментировал Дорофеев. В России иноземная деталь застрянет на таможне, а потом сервисный сотрудник вместе с ней — в пробке.

Решением проблемы может стать разработка отечественных нормативных документов. Ассоциация участников отрасли ЦОД старается создать отечественные стандарты, отвечающие требованиям времени и решающие актуальные проблемы отрасли. В конце марта стартовало публичное обсуждение разработанного ею первого отраслевого стандарта «Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Стадии создания»; за неполных два месяца был получен 41 запрос и четыре отзыва. Доработанный проект после повторного обсуждения и соответствующих процедур может стать первым национальным стандартом в области ЦОД.

Как бы то ни было, но учиться и повышать квалификацию — на курсах ли, общаясь ли в профессиональном сообществе — необходимо уже сейчас. Вывод не то чтобы оригинальный, но единственно верный.

Подвинься, Java

Завсегдатаи индекса Tiobe — Java, Си, Python, JavaScript и Perl — по-прежнему господствуют в рейтинге популярности, но их начинают догонять Scala и TypeScript.

Развитие все большего числа языков программирования оказывает влияние на состав топа Tiobe, способствуя снижению популярности постоянных его участников.

Развитие новых языков обусловлено потребностью в расширении выбора и ростом численности программистов, отмечает Пол Дженсен, управляющий директор компании Tiobe, поставщика услуг контроля качества программного обеспечения: «На сегодня доступно огромное количество языков, и все больше людей осваивают программирование. Как следствие, сообщества пользователей менее известных языков, таких как Kotlin, Clojure и Hack, становятся достаточно крупными». Некоторые из новых языков не приживутся, но большинство сохранится, полагает Дженсен.

Так или иначе, в нынешнем месяце верхнюю строчку индекса снова занял Java с рейтингом популярности 20,79%, а вторую — Си (12,38%). Python, который в прошлом месяце находился на пятой позиции, а год назад — на шестой, поднялся до четвертой, получив рейтинг 3,9%; правда, это на 0,1% меньше, чем в июне прошлого года. JavaScript, год назад занимавший девятое место, достиг седьмого (2,58%), а Perl, в июне 2015-го находившийся на девятой строчке, на этот раз попал на восьмую (2,4%). Недавно вышло долгожданное обновление этого языка.

Положительная динамика наблюдается в случае Scala, функционального и объектно-ориентированного языка, изначально созданного для выполнения на виртуальных машинах Java, отметил Дженсен: «Это один из немногих языков, у которого есть шанс получить постоянное место в двадцатке самых популярных». В нынешнем месяце он занял 30-е место (0,61%).

В десятку также входят C++, у которого третье место и 6,2%, и C# — пятое, 3,79%. Ruby, занимавший в мае восьмое место, переместился на десятое (2,34%).

Популярность языков программирования в ежемесячно публикуемом рейтинге Tiobe определяется по формуле, которая учитывает количество запросов, имеющих отношение к различным языкам, в поисковых системах Google, Bing и Yahoo. «Выбор языков становится все шире, укрепляются позиции все большего числа менее известных, — отмечается в докладе, сопровождающем рейтинг нынешнего месяца. — Примерно десять лет назад на долю первых восьми языков приходилось 80% всего рынка, а сейчас — только 55%».

В альтернативном рейтинге Pypl Popularity of Programming Language, который составляется исходя из количества запросов на поиск учебников по языкам программированию в Google, первое место занял Java с долей 24%, а последующие — Python (12,4%), PHP (10,6%), C# (8,9%) и JavaScript (7,5%). По сравнению с предыдущим месяцем первая пятерка языков в рейтинге PyPL не изменилась.

— Пол Крил, InfoWorld, США