В мире интеллектуальных машин, которые способны управлять автомобилями, обыгрывать человека в шахматы, помогать ставить медицинские диагнозы и выполнять множество других задач, следующим логичным шагом должно стать появление робота, выступающего в роли менеджера и руководящего людьми.

По мере роста инвестиций в интеллектуальные машины, робобоссы все чаще начинают принимать решения, которые ранее оставались прерогативой человека.

По оценкам вице-президента Gartner Фрэнсиса Карамузиса, менеджеры-машины будут оценивать данные, характеризующие эффективность работников, по-новому благодаря своей способности бесстрастно выявлять ранее упущенные из виду связи и взаимоотношения, проверять гипотезы и поднимать их на производственный уровень.

«Обязанности руководителя все чаще сводятся к контролю за достижениями работников путем анализа ключевых показателей эффективности, которые непосредственно привязаны к их результатам и оценке со стороны клиентов, — указал Карамузис. — Менеджеры-машины, настроенные на обучение с учетом кадровых решений и управленческих стимулов, справляются с решением таких задач гораздо быстрее и эффективнее».

По мнению Карамузиса, если главным средством анализа производительности труда станут интеллектуальные машины, ее оценка окажется даже более точной.

Навыки управления подчиненными на основе межличностного общения по-прежнему дают людям преимущество перед робоссами

Действия и события, представляющиеся менеджеру-человеку незначительными, — угол наклона табличек на обеденном столе, скорость, на которой водитель поворачивает за угол, и даже широта улыбки, с которой встречают важного клиента, не ускользнут от внимания машины, обладающей уникально мощными возможностями микроменеджмента.

Кроме того, Карамузис полагает, что «сдельная экономика», в условиях которой предметом конкуренции между работниками становятся краткосрочные контракты, а не работа за зарплату, обеспечивает предприятиям, ориентированным на структурированное решение конкретных задач, значительно более широкий доступ к талантам.

Так что же, эпохе менеджера-человека приходит конец? По мнению Карамузиса, в ближайшее время нам это не грозит, а навыки управления на основе межличностного общения по-прежнему дают людям-руководителям преимущество перед робоссами.

«Машины не учитывают многих нюансов, которые важны в человеческих взаимоотношениях, — указал он. — Вот почему люди продолжат решать вопросы, связанные с творческим руководством, организацией взаимоотношений с работниками и стратегическим планированием. Конечно, менеджер-человек может использовать сильные стороны интеллектуальных машин, но в ближайшие пять лет не стоит ждать от них чего-то, выходящего за рамки решения количественных и тактических задач. Доминировать по-прежнему будут люди».