Реклама

Российское правительство и капитаны отечественного бизнеса пока смутно представляют, как конкретно будет осуществляться цифровая трансформация нашей экономики в рамках концепции Промышленного интернета. Специалисты и чиновники еще даже не определили, что именно следует подразумевать под этими терминами и какой из них полнее отражает суть явления, которое они хотят поставить на службу бизнесу и обществу. Но все едины в том, что, если Россия сейчас же не предпримет шагов в этом направлении, ей уже не наверстать отставание в технологическом развитии от ведущих мировых держав.

Правительство поддержит

13 апреля эта тема обсуждалась в Москве на самом высоком уровне — в конференции по вопросам развития промышленного интернета, организованной «Ростелекомом», приняли участие влиятельные фигуры из правительства, высокие министерские чины, а также руководители крупнейших российских и зарубежных корпораций.

Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович, открывая конференцию, подтвердил актуальность концепции промышленного интернета и призвал сделать ее одним из двигателей технологического развития России.

«С технологической точки зрения это следующая волна изменений, которая у нас в стране еще не набрала полую силу, но она уже приближается. Она будет менять философию развития промышленности и экономики в целом. Возможно, мы будем делать какие-то вещи быстрее других. Наверное, будем двигаться не по всему фронту, а по тем направлениям, которые наиболее выгодны с точки зрения структуры нашей экономики», — заявил Дворкович.

Дворкович пообещал «в полном объеме использовать имеющиеся в распоряжении правительства инструменты поддержки» приоритетных проектов, связанных с развитием Промышленного интернета в России. В том числе будут задействованы инфраструктурные элементы, такие как Сколково, особые экономические зоны, технопарки, индустриальные парки, а также финансовые механизмы (различные целевые фонды) и организационные меры, которые должны состыковать всех участников процесса развития Промышленного интернета в России.

Бизнес заинтересован

Одним из зачинателей этого процесса в нашей стране является компании «Ростелеком». Ее президент Сергей Калугин заявил на конференции, что для России «эффект от внедрения решений Индустриального интернета в реальном секторе экономики в ближайшие пять лет может превысить триллион рублей за счет роста производительности труда и снижения затрат». «Ростелеком» выступил соучредителем отечественного консорциума в сфере Промышленного интернета и ратует за формирование под его эгидой отраслевых экосистем, в которых участники должны охватывать всю цепочку формирования ценности продукта.

Дитрих Меллер, президент Siemens в России, делясь с коллегами зарубежным опытом, связал понятие Промышленного интернета с концепцией «Индустрия 4.0», нацеленной на глубокую цифровую трансформацию предприятий.

«В Германии эта тема стала актуальной 10–15 лет назад. Примерно тогда этот поезд тронулся в путь. И мы рассматриваем четвертую технологическую революцию как выход на совершенно новый уровень организации всей цепочки создания добавленной стоимости на производстве — на протяжении всего жизненного цикла изделий. Большинство компаний, лидирующих сейчас в области торговли или социальных сетей, носят американские названия, но в Германии имеется очень развитая производственная база. Поэтому немецкие компании решили не сдаваться и победить в четвертой промышленной революции. Поезд идет», — заявил глава московского офиса Siemens.

Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн», заметил по этому поводу: «Поезд уже давно набрал ход. И большой вопрос — видим ли мы в России огни этого поезда или платформа уже пуста, а мы пытаемся разглядеть, куда он ушел». По мнению Иванова, наша первоочередная задача — понять, в каком состоянии мы находимся сейчас, и сформулировать задачи для движения вперед.

Аркадий Дворкович: «Наверное, в области Промышленного интернета мы будем двигаться не по всему фронту, а по тем направлениям, которые наиболее выгодны с точки зрения структуры нашей экономики»

Две карты

Глеб Никитин первый заместитель министра торговли и промышленности РФ, отметил, что у правительства несколько иное видение, чем у корпоративных игроков, которые прежде всего хотят извлечь из модной концепции свою выгоду, в том числе повысить капитализацию активов.

«Для нас же это не просто перспективная отрасль, а будущая базовая инфраструктура развития экономики, в том числе и промышленности», — заявил он.

Чиновник сообщил, что еще в прошлом году, общаясь со специалистами и участниками рынка, в министерстве пришли к выводу, что на старте такого важного движения необходим публичный диалог для выработки единых понятий и терминов, которые должны помочь сформировать четкий план развития — дорожную карту.

На сегодняшний день над созданием такой дорожной карты работают одновременно две команды. Первая сформирована на основе межведомственной правительственной группы. С ней активно сотрудничает Фонд развития интернет-инициатив.

Как пояснила Юлия Ханьжина, заместитель директора Департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга, отдельная межведомственная рабочая группа работает широко — она разрабатывает дорожную карту Интернета вещей, и в нее входит восемь подгрупп, в том числе подгруппы «Интернет + город», «Интернет + суверенитет» и ряд других, охватывающих и вопросы цифровизации производств. Этот документ должен стать основой для формирования государственной политики в области Интернета вещей в целом.

Одновременно «Национальная технологическая инициатива ‘Технет’» ведет сфокусированную работу над созданием дорожной карты развития Промышленного интернета. В проекте «Технет» сделан акцент на применение сетевых технологий в различных отраслях, прорабатываются варианты пилотных проектов на конкретных производствах, с последующей выработкой стандартов на основе полученного опыта.

Никитин подчеркнул, что министерство собирается помочь в развитии нескольких пилотных площадок, на которых будут отрабатываться так называемые «фабрики будущего».

«Мы не формально, но по сути объединили работу группы ‘Технета’ и межведомственной группы по Интернету вещей, чтобы они вместе думали над элементами, которые в данной работе взаимосвязаны», — заявил он.

«У нас есть задача синхронизации нашей дорожной карты и дорожной карты «Технета». Здесь нужна согласованная политика по тестовым участкам. Мы не собираемся распылять государственные ресурсы в различных проектах. Нужно обкатать два-три «пилота» (возможно с привлечением «Ростелекома» и его партнеров по национальному консорциуму), посмотреть как это работает, выработать стандарт, принять его на государственном уровне и запустить в действие», — добавила Ханьжина.

По ее мнению, рынок Промышленного интернета развивается так стремительно, что у правительства нет времени для длительных маневров — оно не может сначала проработать госполитику в этой сфере, приступить к аудиту площадок, подходящих для тестовых зон, а потом разработать стандарты. Придется все делать одновременно. При этом основная задача правительственных структур состоит в том, чтобы создать единый глоссарий и определить те точки, в которые будет направлена государственная поддержка для формирования зачатков экосистемы. После этого в кратчайшие сроки планируется внести изменения в нормативно-правовые акты и запустить работу по стандартизации. Вместе с тем в министерстве подчеркивают, что ни в коем случае не намерены диктовать бизнесу, как действовать в освоении технологий Промышленного интернета.

Купить номер с этой статьей в PDF