Реклама

В кризисные времена все предприятия стараются тем или иным способом сократить расходы или по крайней мере перевести их из «капекcа в опекс», то есть не делать единовременных капитальных затрат, а платить за используемые ресурсы по мере их потребления, сделав затраты операционными. Один из способов добиться этого — передать на аутсорсинг вспомогательные функции. Например, не строить свой собственный ЦОД, а арендовать стойки у провайдера, не закупать ПО, а пользоваться его облачными версиями. И наконец, отдать аутсорсеру свою печатную инфраструктуру.

Поставщики услуг, особенно вендоры, этот процесс как могут стимулируют, в том числе в сфере печати: продажи устройств, особенно в сегментах монохромной печати и печати формата А4, падают уже не первый год, а широкое распространение, в частности в России, совместимой и перезаправленной «расходки» не дает возможности производителям зарабатывать на ранее проданных устройствах.

Поэтому вендоры и другие поставщики услуг прилагают немалые усилия для того, чтобы убедить потенциальных заказчиков в выгодности новых бизнес-подходов. И российский рынок услуг по управлению печатью (Managed Print Services, MPS) растет (см. «Культура печати», Computerworld Россия, № 12, 2013), хотя и не так быстро, как мог бы.

Аналитическое агентство OSP Data для российского офиса Konica Minolta провело опрос представителей сотни компаний относительно того, пользуются ли они услугами аутсорсеров в области печати, и если нет, то почему.

MPS в России: время пришло

«Konica Minolta — один из ведущих мировых производителей бизнес-решений, от офисных устройств до высокопроизводительных систем печати и программных продуктов для управления офисным документооборотом, — говорит Жамиля Каменева, директор по развитию бизнеса и маркетингу российского офиса Konica Minolta. — Начиная с 2009 года Konica Minolta активно развивает направление OPS (Optimized Print Services — так в японской корпорации называют комплексные услуги в области управления сервисами печати — Д. Г.), которое включает консалтинг, поставку печатного оборудования и программных решений для управления процессами печати».

Успехи компании отмечают и аналитики. Так, в Gartner в своем магическом квадранте, посвященном рынку MPS за 2015 год, включили Konica Minolta в число лидеров данного направления.

Опрос показал, что степень проникновения MPS — около 30%, а основная причина отказа от услуг — соображения безопасности.

MPS на фоне рынка

Рынок информационно-коммуникационных технологий в России переживает далеко не лучшие времена: по оценке IDC, в 2015 году он уменьшился до размеров 2005-го. И никаких оснований для существенного роста затрат на ИКТ, даже в рублевом выражении, не просматривается.

Рынок печатающих устройств «возглавляет» движение вниз. За 2014 год он, по данным IDC, уменьшился в денежном выражении на 15,4%, в 2015-м — на 46,5%, до 441,2 млн долл. Есть отдельные островки благополучия, скажем, цветные лазерные МФУ показали двузначный рост в среднем (21–44 стр/мин) и старшем (70–90 стр/мин) сегментах, остальные сегменты сократились.

Не может производителей радовать и ситуация с оригинальными расходными материалами. Если в 2013–1014 годах на их долю приходилось около 40%, то в 2015-м — лишь 20%.

«В мировом масштабе» на рынке устройств печати идут схожие процессы. Вендоры активно перестраивают бизнес с продажи «коробок» на оказание услуг с перспективой полноценного встраивания печатной инфраструктуры в системы документооборота и управление контентом организаций. В США и странах Западной Европы этот процесс идет полным ходом, и, как ожидается, к 2018 году на услуги управления печатью будет приходиться 30% общего дохода в этой сфере.

В России в начале 2010-х рост рынка MPS составлял около 20% базовой оценки IDC (50 млн долл. в 2011 году), но в последние пару лет о быстром росте, даже в рублевом выражении, речи не идет, но при этом данный сегмент сохраняет свой объем (в количестве устройств и в целом в рублевой выручке) и его потенциал по-прежнему высок (до 500 млн долл.)

Однако альтернативы MPS у поставщиков печатной техники нет.

 

Зеркало активного бизнеса

 Источник: OSP Data, январь 2016

Основу базы респондентов составили ИТ-руководители, посещавшие тематические мероприятия (в том числе проводимые издательством «Открытые системы»), а также являющиеся подписчиками наших изданий. Таким образом, в поле зрения попали представители наиболее продвинутых в плане информатизации предприятий, которые более активно, чем в среднем, интересуются новыми технологиями и перспективными способами организации ИТ-служб.

Аудитория опроса включает 72% респондентов (заместитель генерального директора по ИТ, директор по ИТ, начальник департамента ИТ и т. д.) которые руководят внедрением и эксплуатацией информационных систем на своих предприятиях, 13% являются их замами, еще 13% возглавляют отдел, управление или еще ­какое -нибудь подразделение.

Почти половина опрошенных (48%) работают в компаниях с численностью более 500 сотрудников. Еще 34% — в компаниях численностью от 100 до 500 человек. На небольшие предприятия приходится лишь 18% ответов.

 Источник: OSP Data, январь 2016

Наиболее широко представлена точка зрения компаний из области финансов (36%), промышленного производства (34%) и оптовой и розничной торговли (20%). В базу опроса не включались телекоммуникационные и ИТ-компании, поскольку в них компьютерная грамотность заведомо намного выше, чем в среднем по рынку.

Аппаратная основа

Принтеры и МФУ формата А4 используются во всех компаниях, формата А3 — в 69%, широкоформатные устройства — в 18%.

В большинстве компаний применяется одна (в 37% компаний) или две (в 40%) марки оборудования. И хотя есть случаи использования продукции четырех-пяти вендоров, можно предположить, что пресловутые «зоопарки» понемногу уходят в прошлое.

Оценивая критерии выбора печатных устройств, респонденты выбирали предложенные им пять вариантов ответа, а также добавляли свои. Больше всего голосов собрали «стоимость отпечатка», «стоимость эксплуатации» и «качество печати» (упоминали 58% опрошенных). Далее с некоторым отрывом идут «качество сервиса» (48%) и «начальная стоимость устройства» (46%). Среди других ответов — «надежность», «ремонтопригодность», «присутствие вендора в регионах».

Аутсорсинг: разнообразие вариантов

По классификации IDC, услуги в области печати делятся на три категории. Первые две описывают простые формы взаимодействия, разовые или постоянные: ремонт, поставку расходных материалов, обслуживание, мониторинг состояния техники и т. д. Третьей, «высшей» категорией, называются услуги по управлению печатными процессами: MPS (Managed Print Services); при этом поставщик услуг не только проводит аудит и оптимизацию парка оборудования, но и нередко становится владельцем техники, стоящей у заказчика.

Для многих вендоров логичным продолжением MPS является переход к управлению документооборотом заказчика (MDS, Managed Document Services) и даже его бизнес-процессами. Тем более что граница между тремя вышеописанными понятиями достаточно условна.

Главное — безопасность

 Источник: OSP Data, январь 2016

31% опрошенных компаний пользуются в той или иной мере услугами аутсорсинга. Еще четыре — планируют начать такого рода проект в обозримое время. А в 65% прибегать к внешним услугам не собираются, ни сейчас, ни в будущем. Наиболее частая причина отказа — соображения безопасности. Так ответили 43% респондентов, две трети тех, кто не готов пользоваться услугами внешних поставщиков.

Интересно, что в опросах вендоров («Печать без опасности», Computerworld Россия, № 27, 2013) безопасность обычно занимает третье место в приоритетах заказчиков — после экономии на печати за счет MPS и повышения эффективности работы в целом, но, учитывая последние тенденции по усилению внимания к вопросам безопасности, ситуация должна повлиять и на производителей оборудования.

Для сравнения, условия и цена услуг не устроили 11% опрошенных, «не рассматривают в принципе» (в различных формулировках) 5% отвечавших, еще у 5% — «нет потребности». В двух компаниях, которые пробовали переход на аутсорсинг, не понравилось качество услуг, предлагавшихся в рамках контракта. Одну из этих компаний «не устроило все», в другой посетовали на плохую доступность услуг в рамках контракта.

Оценивать этот результат (две трети респондентов «не пользуются и не планируют», из них опять же две трети объясняют это соображениями безопасности) можно по-разному. С одной стороны, может возникнуть впечатление, что десятилетние усилия вендоров и сервис-провайдеров прошли мимо значительной части целевой аудитории. Однако оптимист сказал бы, что потенциальный рынок огромен и самое главное — преодолеть традиционное опасение передавать часть работ сторонним организациям. Усилия по продвижению MPS надо направить на разъяснение конкретных вещей — что в руки аутсорсеров не придется передавать какие-либо функции, влияющие на работу основных бизнес-систем, что в реальности инженеры сервис-провайдера будут приходить на территорию заказчика достаточно редко (печатная техника все-таки довольно надежна), и отследить их перемещения по территории для службы безопасности — не такая уж неразрешимая проблема. И что именно правильно выстроенная инфраструктура печати предотвращает утечку информации по причине того, что кто-то кое-где порой вовремя не забирает с принтеров посланные на них документы.

Отдельно стоит упомянуть, что три компании (3% опрошенных, но почти 10% ныне пользующихся услугами аутсорсинга) уже прибегали к помощи сторонних организаций для оптимизации инфраструктуры печати, но отказались от их услуг. Одна из них готова дать аутсорсингу второй шанс. Много это или мало? С одной стороны — всего лишь 3% (или 10%). С другой — люди, недовольные услугой, делятся своими впечатлениями гораздо активнее, чем довольные, что в обычном мире, что в корпоративном.

А значит, вендорам надо тщательнее подбирать партнеров. которым они доверяют оказывать услуги, а заказчикам — обращать внимание не только на конечную стоимость, но и на все составляющие услуг, начинать проекты с развертывания пилотных зон, чтобы до начала полномасштабного развертывания осознать все преимущества и особенности проекта.

С поправкой на риски

Исследование OSP Data показало, что аутсорсинговые услуги по управлению печатью в России достаточно популярны, однако интерес к ним во многом сдерживается из-за соображений безопасности. Computerworld Россия опросил представителей ряда компаний, работающих на рынке MPS, чтобы выяснить, как они оценивают состояние рынка и насколько важны темы безопасности.

Динамика — положительная

Собеседники издания настроены оптимистично: рынок MPS растет, поскольку экономическая ситуация подталкивает компании к повышению эффективности. «Многие заказчики предпочитают переходить к аутсорсингу, чтобы капитальные затраты перевести в операционные», — говорит Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta. При этом Наталья Ермакова, руководитель направления сервиса печати в компании «Сервионика» (группа «Ай-Теко»), отметила прогресс — запросы клиентов смещаются от оптимизации парка оборудования к оптимизации всего процесса печати. В дальнейшем, полагает Наталья Ушакова, менеджер по работе с ключевыми клиентами HP в России, будет расти интерес к оптимизации процессов документооборота и повышению безопасности инфраструктуры печати.

Безопасность в широком смысле слова

Также опрос показал, что именно соображения безопасности очень важны для заказчиков. «Печать остается одним из основных каналов утечки информации, — говорит Александр Файнбойм, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании «Крок». — И заказчикам важна возможность контролировать политику безопасности в рамках общего бизнес-процесса печати».

Однако в целом тема безопасности, как выяснилось, шире, чем кажется на первый взгляд.

«Речь идет не только об информационной безопасности, но и о рисках, которые могут возникнуть в случае досрочного расторжения контракта», — говорит исполнительный вице-президент по продажам и операционной деятельности компании Maykor Павел Растопшин. Предусмотрительные заказчики интересуются, например, как будет осуществляться ее «возврат» заказчику или передача новому аутсорсеру.

Кроме того, во многих компаниях ответственные за информационную безопасность настороженно относятся к тому, что внутри «периметра» появляются новые системы, следящие за ее работой и передающие информацию «наружу». Учитывая это, в Konica Minolta используют средства мониторинга, работающие без «вторжения» в корпоративную сеть. «Программное обеспечение мониторинга может работать через GPRS-модемы, не внедряясь в сеть заказчиков и обеспечивая функционал, подобный функционалу мониторинга для банкоматов», — говорит Парфенов. А в Xerox, отметил Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов компании, услуги разрабатывают с учетом имеющихся политик безопасности, например проводят мониторинг устройств и процессов печати в пределах корпоративной сети.

 

Купить номер с этой статьей в PDF