«Глазок» видеокамеры уже стал привычной частью городского пейзажа. Не всем это нравится, но бессмысленно отрицать, что тысячи камер, размещенные на улицах, в домах, торговых центрах и других местах, могут не только стать свидетелями совершённого преступления, но и предотвратить его. Записи с камер видеонаблюдения все чаще и чаще становятся одной из важнейших улик в полицейских расследованиях. О том, как это происходит, рассказал Computerworld Россия старший эксперт экспертно-криминалистического центра МВД России Денис Михайлов.

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш отдел.

В нашем отделе осуществляются фототехнические, видеотехнические и портретные экспертизы. Непосредственно видеозапись при перечисленных видах экспертиз может выступать и как объект исследования, и как носитель этих объектов. Например, при производстве фототехнической экспертизы по видеозаписи выявляются различного рода характеристики объектов и проводится их сравнение. В случае портретной экспертизы такая видео­запись должна содержать изображения внешнего облика отождествляемого лица. А задача видео­технической экспертизы, на которой специализируюсь я, — выявить признаки модификации видео­записи, определить среднюю скорость проезжающего в поле зрения видеокамеры автомобиля, внести изменения в структуру записи, выявить признаки межкадрового или внутрикадрового монтажа. Выявленные признаки означают, что с записи могло быть вырезано какое-либо событие, а оставшиеся кадры потом склеены или внутри кадра видеозаписи был удален какой-либо предмет или человек, который там находился.

— И такое часто бывает?

Да, все чаще и чаще.

— В своей работе вы используете собственные разработки или предпочитаете продукты, представленные на рынке?

Отчасти это наши программные продукты, а отчасти — специализированные. Выбор программы, с помощью которой будет проведена экспертиза, зависит от поставленных задач. Например, мы часто имеем дело с носителями данных, содержащими потоковую видеозапись, которая была частично перезаписана и которую требуется «восстановить». Это можно сделать по оставшимся так называемым хвостам. Самое главное — обладать нужными умениями и квалификацией, а выбор «инструмента» зависит от специфики объекта исследования.

— Вы работаете с тем, что есть, не предъявляя каких-либо входных требований к качеству видеозаписи?

Да, совершенно верно. Все-таки мы эксперты, то есть специалисты в определенной области знаний, и должны уметь работать с объектами любого качества, чтобы получить достоверную информацию, необходимую для расследования и раскрытия преступлений.

Источником видеозаписей для экспертизы могут быть системы видеонаблюдения и видеорегистрации, установленные с самыми разными целями
Источник: Axis

— Насколько мне известно, в Москве, да и в других регионах, поставлена задача создать единые системы видеонаблюдения, «накрывающие» город целиком. Часто ли вы используете данные с видеокамер этих систем или все-таки чаще получаете записи с «частных» камер?

Мы не ведем статистику, с каких именно систем видеорегистрации поступают видеозаписи. Нам поступает очень много материала. Зачастую это видеозаписи одного и того же места происшествия, зафиксированного с разных точек. Поэтому вопрос о том, с какой системы видеорегистрации представлена видеозапись, не имеет принципиального значения. Она даже может быть с автомобильного видеорегистратора. Есть видеозапись — мы с ней работаем.

— Если взять все видеозаписи, с которыми вы имеете дело, можно ли выделить какие-то общие качественные параметры, определить реальный уровень, на котором сейчас находится видеонаблюдение в России? Например, разрешение у видеокамер уже преимущественно HD, картинка чаще цветная, чем черно-белая, и т. д.

Все зависит от того, насколько владелец системы видеорегистрации заботится о личной безопасности, безопасности имущества и т. д. Понятно, что системы с высокими характеристиками стоят недешево. Следовательно, чем лучше оборудование, тем качественнее видеозапись, а это напрямую сказывается на результате исследования или экспертизы.

— Так как все-таки обстоят дела с видеонаблюдением в России — скорее плохо или все-таки хорошо?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать, что специалисты разделяют системы видеонаблюдения на две составляющие: собственно видеонаблюдение и видеорегистрацию. Задача видеонаблюдения — непосредственное наблюдение за объектом в режиме реального времени и оперативное реагирование на происшествие. При видеорегистрации происходит фиксирование происшествия, включающее кодирование, запись и воспроизведение, с целью возможного дальнейшего распознавания или идентификации личности или предметов. Таким образом, если говорить о видеонаблюдении, то в целом ситуация неплохая. А что касается идентификации объектов, то в ряде случаев провести ее не представляется возможным из-за плохого качества видеозаписи.

— Есть ли область преступлений, с который вы сталкиваетесь чаще всего? Может быть, ограбления банков или махинации с банкоматами, ведь там наличие видеокамер является фактически обязательным?

Мы проводим экспертизу в связи с самыми разными преступлениями. Видеокамеры, установленные в банках, не основной источник видеозаписей для нас. Сейчас системы видеонаблюдения и видео­регистрации устанавливаются с самыми разными целями. Например, на остановках общественного транспорта для наблюдения за его движением по расписанию. Такие видеозаписи могут оказаться полезными для идентификации пассажира или прохожего, определения номера проезжающего мимо автомобиля и т. д.

 

 

Три составные части цифрового магазина

На конференции Gartner Symposum/ITxpo 2015 аналитики Gartner подчеркнули, что с переходом на цифровой бизнес «оцифровке» подвергнутся все этапы взаимодействия покупателя с магазинами, в связи с чем их владельцам необходимо развивать компетенцию в трех областях: основы, обслуживание и привлечение покупателей.

К основам аналитики относят традиционные элементы розничной торговли — обеспечение наличия товаров на полках, хорошо осведомленные и легкодоступные менеджеры торговых залов, неизменно полная информация по товарам и лишенные сложности процессы оплаты и возврата покупок. В Gartner подчеркивают, что электронные ценники и RFID-метки, а также иные технологии, раньше использовавшиеся в основном для управления складами, сегодня находят применение и в торговых залах, помогая новыми способами улучшать обслуживание. По мнению аналитиков, продавцам нужно подумать, как эти «старые» технологии можно задействовать совместно с более новыми вроде NFC, дополненной реальности и умной техникой для эффективного выполнения основных функций магазинов.

Цифровой магазин также должен обеспечить скоординированное, единообразное, непрерывное и удобное обслуживание по всем каналам продаж, на которое рассчитывает современный покупатель. К примеру, с помощью радиомаячков в магазинах продавец может предлагать покупателю персональные скидки, рекомендации и вознаграждения с учетом предыдущих взаимодействий с ним по различным каналам.

Необходимо также найти новые способы привлекать покупателей. Продавцы все активнее прибегают к персонализации обслуживания и товаров, а также совместной инновации с покупателем. Как отмечают аналитики, некоторые продавцы, например торгующие сувенирами и предметами интерьера, позволяют покупателям распечатывать собственные продукты на 3D-принтерах прямо в магазине; шаблоны 3D-моделей затем предлагаются другим, а наиболее популярные запускаются в производство.

 

— CIO Magazine, США

 

Купить номер с этой статьей в PDF