Реклама

Проникновение цифровых технологий как в бизнес, так и в повседневную жизнь раздвигает привычные границы компаний и даже целых отраслей, расширяя их возможности. Как отметила в своем выступлении на форуме Smart Company 2015 Мария Григорьева, руководитель российской практики Accenture Technology, наблюдается переход к целым цифровым экосистемам. Происходит «объединение необъединяемого» — интеграция предприятий и цифровых платформ, физического и виртуального мира, взаимопроникновение бизнесов самых различных отраслей — телекоммуникационных и страховых компаний, мобильных операторов и банков.

Форум Smart Company 2015, организованный издательством «Открытые системы», был посвящен опыту отечественных компаний, которые встали на путь цифровой трансформации бизнеса. Он дал пищу для размышлений о том, какие возможности представляет «цифровизация» в период турбулентности.

Мир изменился, и его лицо сейчас определяют технологии. Однако цифровая экономика несет как новые возможности, так и множество бизнес-рисков. По словам Татьяны Делягиной, менеджера Microsoft по продукту Data Insight, появляющиеся в огромных количествах стартапы видоизменяют многие индустрии, порождая сервис-ориентированную экономику, основанную на предоставлении доступа к различным благам. При этом распространение облачных технологий устраняет физические границы, что и способствует созданию экосистем.

«Мы вступаем в новую эпоху, которая меняет предприятие и роль в нем CIO», — уверен Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при правительстве РФ. По его убеждению, в ближайшем будущем наиболее востребованным товаром станут не продукты или услуги, и даже не информация, как сейчас, а знания.

Концепция «умного предприятия» подразумевает автоматизацию всех уровней управления, в том числе управление знаниями и компетенциями сотрудников, а также организацию постоянного обучения и исследовательской работы. Ринат Гимранов, начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз», развил эту тему и представил понятие «мудрое предприятие». При этом «мудрость» он определил как способность учиться на своих и чужих ошибках, а также предвидеть будущее и заранее предпринимать нужные действия. Достичь этого состояния возможно лишь с использованием подхода Real-Time Enterprise и мгновенной обработки данных на базе технологий in-memory.

Ринат Гимранов: «Мудрость, в том числе мудрость предприятия — это способность учиться на своих и чужих ошибках, предвидеть будущее и предпринимать нужные шаги в настоящем»

Эффективность взаимодействия

В новых условиях природа работы многих сотрудников изменилась, как и отношение к ней людей. Как подчеркнул Максим Репин, менеджер по продвижению новых технологий отдела решений для совместной работы Cisco, на смену большим коллективам приходят гибкие рабочие группы, занятые сразу в нескольких проектах. При этом для 66% специалистов гибкость работы важнее материальной компенсации, а 61% не чувствуют потребности присутствовать в офисе. С этой точки зрения важна организация полноценного взаимодействия с помощью видео и технологий для виртуального сотрудничества.

«Все чаще команды распределены, и это позволяет использовать для решения задач лучших специалистов. Однако организация их взаимодействия требует соответствующих средств», — согласился Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций CTI.

Полностью реализовать преимущества трех главных тенденций совместной работы — мобильности, видео и облаков — позволяют объединенные коммуникации. Не стоит забывать, что это не только удобство, но и прямая экономия на связи, командировках и времени принятия решений.

Владимир Дементьев, руководитель отдела корпоративных продаж Konica Minolta, считает, что первым шагом к структурным преобразованиям бизнеса должна стать оптимизация документооборота. Электронные копии документов должны быть доступны сотрудникам всегда и везде, а современное развитие систем электронного документооборота должно обеспечивать не только оцифровку, но и структурирование данных.

Отдельным направлением «цифровизации компаний» становятся социальные инструменты. Социальные сети могут и должны помогать в построении бизнеса. Однако следует говорить об их многостороннем использовании. Маркетинговую активность и поиск клиентов на социальных площадках не ведет уже только ленивый, но сейчас фокус следует смещать в сторону поиска специалистов.

«Если вам нужен самостоятельный сотрудник с современным мышлением, его нужно искать именно в соцсетях», — заявил Антон Шаяхов, директор по развитию аутсорсинговой компании «Кнопка». По его словам, при поиске специалистов (недавно компании потребовалось за месяц нанять 30 бухгалтеров в Екатеринбурге) социальные сети оказались гораздо эффективнее стандартных источников кадров.

Гюльнара Агамова, начальник отдела сопровождения спецпроектов Центра инновационного развития Москвы, рассказала о краудсорсинговом проекте «Новаторы Москвы». Он заключался в сборе идей по развитию города. При этом ключевой целью стало объединение предложений жителей о том, что можно улучшить, и опыта сотрудников правительства Москвы. В качестве «побочного» эффекта от реализации этого проекта надо отметить радикальное изменение взаимодействия между различными подразделениями, которого раньше не было.

Роль «цифровой» личности

Роль человеческого фактора при проведении преобразований бизнеса стала темой круглого стола «Цифровая трансформация: кадры решают все».

«Следует разделять две проблемы: генерацию инновационных идей и их продвижение с целью дальнейшего осуществления», — подчеркнула Ольга Горчинская, директор по исследовательским проектам ФОРС. С генерацией идей, как правило, сложностей нет, а вот на пути их воплощения возникает множество барьеров. Успеха удается достичь лишь тогда, когда находится личность, способная продвигать проект. Многим хотелось бы не зависеть от человеческого фактора, но пока этого не получается.

«ИТ-директору ни в коем случае не следует самому становиться центром трансформации, иначе сразу появится антицентр, саботирующий преобразования. Инициатором изменений должен выступать бизнес», — рекомендовал Славин.

Алексей Благирев, директор по развитию систем аналитики и отчетности банка «Открытие», посетовал на то, что на Западе уже давно есть профессиональные клубы цифровых директоров (Chief Digital Officer, CDO), а у нас пока ничего подобного не наблюдается. Специалисты, желающие попробовать себя в этой роли, приходят в «цифровое» направление из самых разных областей бизнеса. Многие воспринимают эту сферу как серьезный профессиональный вызов. Более того, в силу имеющихся широких бизнес-знаний они часто принимают смелые и неординарные решения.

При этом отдельным вопросом является определение цифровой компании. По мнению Славина, в «цифру» переводятся процессы, не нуждающиеся в человеке, в неформальной логике. Оцифровка процессов избавляет работников от рутины. Таким образом, если все сотрудники компании занимаются творческой деятельностью, ее можно признать полностью цифровой. Но парадокс заключается в том, что по мере оцифровки процессов роль человеческого фактора в компании не снижается, а наоборот растет.

Купить номер с этой статьей в PDF