По имеющимся сообщениям, секретариат кабинета министров Великобритании обратился в правительственные учреждения и министерства с предложением подумать о возможности отказа от программного обеспечения Oracle. Неясно, правда, какие из имеющихся проблем удастся таким образом разрешить.

Согласно информации, размещенной на новостном сайте The Register, основанием для этой инициативы стало большое количество лицензий Oracle не вполне понятного назначения, оплачиваемых правительством Великобритании. Сюда относятся как лицензии, зарегистрированные непосредственно в министерствах, так и версии программного обеспечения, поддерживаемые отдельно.

Проведенное The Register расследование показало, что одно только министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства ежегодно выплачивает за 2 млн лицензий Oracle 1,3 млн фунтов стерлингов (2 млн долл.). На каждого сотрудника министерства приходится около 200 лицензий.

В целом же затраты госсектора Великобритании на программное обеспечение Oracle в 2013 году составили 290 млн фунтов стерлингов.

Ни от Oracle, ни от секретариата кабинета министров никаких комментариев по этому поводу не поступало.

Согласно информации СМИ, предложение отказаться от продуктов Oracle вызвано несоразмерно большим количеством лицензий не вполне понятного назначения, оплачиваемых правительством Великобритании

«В настоящее время в ИТ-департаментах крупных организаций продукция Oracle почти везде занимает по затратам первое или второе место, поэтому неудивительно, что правительство Великобритании пытается минимизировать расходы, — отметил Крейг Гуаренте, директор компании Palisade Compliance, помогающей клиентам Oracle вести переговоры с гигантом индустрии СУБД.

Между тем Oracle пытается добиться еще большего увеличения этих затрат.

«Мое знакомство с Oracle состоялось в 1995 году, — вспоминает Гуаренте. — Уже тогда компания проводила весьма агрессивную политику и по продажам находилась в числе лидеров. Таковой она остается и сейчас. Затраты на ее продукты с каждым годом растут, и это не может не тревожить клиентов. Но Oracle не собирается предлагать вам варианты, помогающие сэкономить. Обострение же ситуации в правительстве Великобритании связано с тем, что отдельные министерства закупают программное обеспечение различными путями и независимо друг от друга. И это, естественно, вызывает вопросы. Никакого согласованного плана просто не существует».

«На самом деле проблема заключается в том, каким образом правительство Великобритании навязывает министерствам подход к закупкам программного обеспечения, — утверждает вице-президент Forrester Research Данкан Джонс. — Глупо настаивать на приобретении программного обеспечения, которое стоит дешевле, но не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Многие продукты Oracle, по оценкам Forrester, являются лучшими в своем классе. Прозвучавшие рекомендации я бы назвал плохим советом. Возможно, давшие их люди преследовали благие намерения, но я уверен, что многие из них просто не представляют себе последствий своих действий. Аналогичная ситуация складывается и во многих других странах. Им невозможно помочь. Они больны, но не в состоянии пройти соответствующий курс лечения, потому что не пускают к себе доктора. Единственный способ добиться хорошего соглашения с поставщиком лежит в области переговоров. Напомнив ему о долгосрочных отношениях и о том, что он является для вас предпочтительным источником, попросите у него по-настоящему хорошие условия. Другими словами, речь должна идти о стратегическом, а не тактическом решении. Если Oracle обоснованно выбрана в качестве стратегического партнера, нужно признать это и продолжать взаимодействовать с нею».

«Большинство крупных организаций вынуждены решать непростую задачу оптимизации имеющихся у них лицензий, — отметил президент компании Strativa Фрэнк Скаво. — Я сильно сомневаюсь, что правительство Великобритании способно сегодня полностью отказаться от продуктов Oracle, но оно вполне может уменьшить свою зависимость от этой компании или, по крайней мере выторговать более выгодные условия для некоторых крупных контрактов».

«Уровень интеграции программных решений Oracle в работу огромного количества организаций позволяет корпорации чувствовать себя спокойно, — согласился Гуаренте. — Конечно, клиенты могут урезать базу обновляемых продуктов. Но самым уязвимым местом для Oracle являются их новые закупки, а есть ли у покупателей альтернативные варианты?»

Британское правительство заключило новую сделку с Oracle

Ровно через две недели после появления в СМИ сообщений о том, что в правительстве Великобритании задумались о прекращении сотрудничества с Oracle, Королевская коммерческая служба — управление по госзакупкам — объявила о подписании нового трехлетнего договора с американской корпорацией.

Документ обозначен как «протокол о намерениях». Он продлевает действие предыдущего соглашения, заключенного в 2012 году, и расширяет его: теперь с Oracle будет работать больше госструктур, в том числе Национальная служба здравоохранения, расширяется круг поставляемых продуктов и услуг.

 

Как сообщалось, главной причиной, побудившей секретариат кабинета министров издать распоряжение о сокращении использования программного обеспечения Oracle, стало непропорционально большое количество лицензий на ее продукты у различных структур британского правительства. Всего за 2013 год, как сообщалось, британский госсектор заплатил Oracle 290 млн фунтов.

Новая лицензионная сделка явно противоречит ранее выраженным намерениям, однако, как отметил вице-президент Forrester Research Дункан Джонс, Королевская коммерческая служба — это ведомство, «совершенно отдельное» от секретариата кабмина.

Именно там, насколько известно, выступали за менее дорогостоящие альтернативы Oracle, но «протокол о намерениях коммерческой службы, похоже, стал признанием, что это не для всех случаев верное решение», добавил Джонс.

По его мнению, цель заключения нового договора, который, по всей видимости, представляет собой рамочное соглашение, — упростить процесс закупок у Oracle и получить возможность заключать с нею сделки на более выгодных условиях.

В то же время реальность такова, что, хотя новое соглашение «запросто способно уменьшить вдвое сумму, уплачиваемую одним правительственным департаментом или местными администрациями за программы Oracle», это все равно может быть втрое-вчетверо больше, чем за аналогичное количество лицензий платит предприятие из частного сектора, продолжил аналитик.

«Дело не в недостатке компетенции или усердия тех, кто ведет переговоры, — добавил он. — Скорее причина в том, что коммерческие компании имеют возможность налаживать долгосрочные взаимоотношения с поставщиком, а в госструктурах этого не могут, не хотят или не имеют на это права с юридической точки зрения».

— Кэтрин Нойес,

Служба новостей IDG

 

Купить номер с этой статьей в PDF