Дмитрий Ганьжа полагает, что прирастать облачный рынок России будет главным образом за счет уже имеющихся пользователей

Одной из основных тем форума «Мир ЦОД 2105», проведенного издательством «Открытые системы», стали облака. Российский офис Microsoft представил на форуме инициативу Cloud OS Network Russia, ряд компаний — свои проекты и услуги в этой области, а эксперты OSP Data и «Журнал сетевых решений/LAN» — исследование «Облачные сервисы в России: спрос и предложение», основанное на опросе провайдеров и пользователей соответствующих сервисов.

Как отметил представлявший исследование Дмитрий Ганьжа, главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN», самым популярным облачным сервисом оказалась почта — ее используют 51% опрошенных, еще 15% планируют перевести ее в облака. Следующими по популярности идут виртуальные серверы — 39 и 23% соответственно, офисные приложения — 27 и 17%, системы управления проектами — 16 и 13%. Резервное копирование в облако уже используют 16% опрошенных, однако потенциал у этого сервиса почти вдвое выше — 23% планируют им воспользоваться. Аналогичная ситуация с пятью другими сервисами (созданием виртуальных рабочих мест, сервисами безопасности, виртуальными АТС, CRM и бухгалтерскими системами), ими планируют обзавестись больше опрошенных, чем пользуются сейчас, иногда разница двукратная.

Структура предложения, которую в OSP Data выяснили у провайдеров сервисов, мало соответствует структуре спроса — практически все респонденты уже сейчас готовы предоставить клиентам как востребованные виртуальные серверы (96%), так и не очень популярные сервисы по обеспечению безопасности (72%) или виртуальные рабочие места (68%). А офисные приложения — лишь 44% (и еще 20% собираются начать предоставление соответствующего сервиса).

Результирующий график, на котором сопоставлены предложение сервисов и спрос на них (в процентном отношении), впечатляет: первое превышает второе в несколько раз, почти сходясь лишь по части электронной почты: 60% провайдеров предоставляют соответствующую услугу, 51% клиентов ею пользуются.

Поскольку такое превышение относительное, а не абсолютное, то делать из него каких-либо далеко идущих выводов нельзя. Тем не менее участники дискуссии, сопровождавшей представление результатов, отметили некоторое «затоваривание» рынка, хотя и с оговорками. Так, Игорь Дроздов, менеджер технической поддержки продаж провайдера облачных сервисов Linxdatacenter, констатировал, что рынок перенасыщен предложениями, а вот представитель заказчиков Василий Аникушин, руководитель отдела облачной ИТ-инфраструктуры Inventive Retail Group (группа компаний, управляющая монобрендовыми торговыми сетями), посетовал, что при всем формальном богатстве выбора найти подходящего провайдера, с нужным уровнем обслуживания и по разумной цене, оказалось непросто. В результате IRG воспользовалась услугами компании «Онланта», входящей в ту же группу компаний ЛАНИТ, что и она сама. Кирилл Котляренко, специалист российского офиса Microsoft по технологической стратегии, отметил, что с Azure в мире первоначально спрос тоже был меньше предложения, но за три года положение заметно выправилось. Василий Белов, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Электронная Москва» (одного из партнеров Microsoft по программе Cloud OS Network Russia), отметил, что процесс уже пошел — среди интересующихся сервисами небольшие предприятия, например школы. Есть и спрос от региональных заказчиков.

На вопрос, почему они опасаются переходить на облачные решения, 63% опрошенных ответили, что их опасения связаны с безопасностью корпоративной информации, для 40% стоимость облачных сервисов слишком высока, 26 и 24% соотвественно находят облачные сервисы недостаточно надежными и функциональными. Еще 18% не подобрали для себя подходящих предложений, а 15% в своем неприятии облаков ссылаются на отсутствие удобного интерфейса для контроля предоставления сервисов.

Стоимость сервисов всегда была важна большинству российских клиентов, и 56% опрошенных провайдеров оставили рублевые цены на уровне 2014 года «пока» (еще 7% не собираются в этом году их менять вообще), 18% проиндексировали стоимость сервисов в соответствии с ростом доллара и евро, еще 15% планируют повысить цены в течение года. А 4% в течение года собираются цены снизить.

Среди других причин при обсуждении результатов исследования называлась и такая абстратная, как «духу не хватает»: переход на аутсорсинг резко меняет привычную работу, и тема того, как вернуться обратно, если что-то не заладилось, пока никем не раскрывается, освещается движение в одну лишь сторону.

Еще одна проблема, отмеченная на обсуждении, — «просто облако» по цене сравнимо со стоимостью выделенного сервера, однако, как только речь заходит о катастрофоустойчивости, стоимость облачного решения резко растет. При этом многие клиенты не осознают, что, «приобретая» облако, они приобретают и ряд дополнительных возможностей и сервисов — например, поддержку и быстрое масштабирование в случае необходимости.

Выводы исследования OSP Data таковы: на рынке наблюдается несоответствие спроса и предложения — как по доступности сервисов, так и по их составу; те компании, которые попробовали облака, становятся их сторонниками и планируют увеличивать количество используемых сервисов; рынок облаков будет расти главным образом за счет уже имеющихся клиентов; пока есть возможность получать сервисы по старым ценам, однако такое положение продлится, скорее всего, недолго.

«Мир ЦОД»: спрос на предложение

Купить номер с этой статьей в PDF