Боб Пиччиано: «Сегодня формируется новая экономика, основанная на глубоком проникновении в суть происходящих с компаниями процессов и возможности использовать это знание для инноваций»

Insight — новое название традиционной международной конференции IBM, посвященной решениям по управлению данными и аналитике. В последние годы ключевой темой этого мероприятия, ранее известного как Information on Demand, были Большие Данные и все, что с ними связано. Переименование объяснил Боб Пиччиано, глава IBM Information & Analytics Group. Задача сегодня уже не в том, чтобы правильно работать с данными, объемы и разнообразие которых продолжают расти, а в том, чтобы заставить данные работать с максимальной эффективностью. «Формируется новая экономика, новый цикл создания ценности, основанный на глубоком проникновении в суть происходящих с компаниями процессов и возможности использовать это знание для инноваций», — сказал Пиччиано. Обеспечить это глубокое проникновение (insight) призваны решения IBM для аналитики Больших Данных.

В IBM видят три ключевые составляющие текущей ситуации в ИТ и бизнесе: данные, облака и так называемые «системы вовлечения» (systems of engagement) — новый тип информационных систем, основанный на использовании мобильных и социальных технологий. Эти компоненты тесно взаимосвязаны. Бизнес все больше опирается на системы вовлечения как основной механизм реализации своих задач. Аналитика данных из различных источников, в том числе за пределами корпоративного периметра, позволяет находить ответы на вопросы, что и почему происходит, прогнозируя будущие события. А наиболее эффективной средой интеграции, обработки и анализа необходимых при этом данных становится облако.

Последнее было продемонстрировано основными анонсами Insight. Представленные облачные сервисы для работы с корпоративными данными призваны, как отмечают в IBM, дать возможность без проблем создавать мобильные и веб-приложения, использующие аналитику данных из различных источников. В облаке IBM Bluemix, новой среде на базе открытой платформы Cloud Foundry, предлагаются пакет сервисов подготовки данных DataWorks и хранилище данных dashDB с аналитической обработкой данных в памяти. Вместе с Cloudant, приобретенной в начале этого года NoSQL-базой данных в стиле DBaaS, эти решения, как заявляют в IBM, образуют полный комплекс инструментов для поддержки приложений, ориентированных на получение результатов анализа данных на произвольных платформах.

Для «систем вовлечения», работающих с мобильными устройствами и социальными сетями, интеграция с корпоративными базами данных, ограниченность объемов локального хранения и отсутствие эффективных аналитических средств могут представлять серьезную проблему. IBM предлагает логичное решение — задействовать облачные ресурсы, которые, освобождая компании от затрат на собственную инфраструктуру, быстро предоставят им полноценную и масштабируемую среду работы с данными. Сервис DataWorks обеспечивает безопасную загрузку данных в облачное хранилище с предварительной очисткой, классификацией, сопоставлением неструктурированных данных на основе вероятностных алгоритмов. dashDB позволяет получить из облака сложную инфраструктуру хранилища данных. А интеграция dashDB с Cloudant обеспечивает мобильным решениям необходимую аналитическую поддержку.

Эра когнитивности

Аналитика Больших Данных — одно из стратегических направлений бизнеса IBM, и в его развитии корпорация обладает «секретным оружием», пока недоступным конкурентам. Речь идет о суперкомпьютере Watson.

В IBM называют Watson когнитивной системой — ее отличает способность понимать запросы, сделанные на привычном человеку языке, анализировать контекст задачи, предлагать варианты решения проблем и формулировать гипотезы для постановки новых вопросов. Эти возможности, безусловно, способны перевести аналитику на совершенно новый уровень. В IBM отводят Watson ключевую роль в реализации механизмов глубокого проникновения в различные источники данных. Как подчеркнул Пиччиано, такая аналитика способна кардинально изменить целые индустрии и профессии и символизирует переход в новую, когнитивную эру ведения бизнеса.

В IBM реализуют долгосрочную программу коммерциализации Watson. Ее первые плоды начинают появляться с выпуском приложений и сервисов на основе Watson для различных аудиторий пользователей. Делая анонсы новых применений Watson, Майк Родин, в начале этого года возглавивший новое подразделение IBM Watson Group, отметил, что система призвана стать эффективным помощником специалистам в разных областях.

«Люди делают наблюдения и накапливают знания, анализируют полученную информацию и принимают решения. Со временем этот когнитивный процесс позволяет сформировать профессиональную экспертизу. Однако возможности людей перерабатывать информацию ограничены, и это особенно заметно становится сейчас, когда в каждой профессиональной области доступны гигантские объемы данных — статей на специализированных ресурсах, записей в социальных сетях, потоков данных с различных датчиков и устройств зарождающегося Интернета вещей. Человеческий мозг уже не может справиться с этим. Здесь и приходит на помощь Watson», — рассказал Родин.

Суперкомпьютер способен обрабатывать миллионы неструктурированных документов за секунды, а его встроенные алгоритмы машинного обучения и продвинутой аналитики предлагают оптимальные варианты решения задач и помогают формулировать новые. В IBM работают над созданием специальных приложений, обучая Watson языку предметной области, интегрируя нужный контент и настраивая алгоритмы на определенный класс задач. На Insight были представлены три первые такие системы. IBM Watson for Oncology создана в сотрудничестве с онкологическим центром Memorial Sloan Cattering для помощи врачам в выборе способов лечения рака. IBM Watson for Wealth Management предназначена для финансовых институтов и поможет консультантам персонифицировать рекомендации своим клиентам. Третье приложение несколько неожиданно, но способно заинтересовать самую широкую аудиторию: Chef Watson выступает советчиком в создании новых кулинарных рецептов.

IBM продолжает разработку решений на базе Watson для бизнеса. Вслед за сервисом Watson Analytics для менеджеров на Insight было представлено приложение Watson Explorer для совершенствования механизмов поиска в корпоративных хранилищах структурированных и неструктурированных данных. Кроме того, IBM интегрирует аналитические возможности Watson с другими своими программными системами — с пакетом решений для управления персоналом Kenexa Talent Suite, платформой коммуникаций и совместной работы Connections и c системой обнаружения киберпреступлений i2.

Решения на базе Watson — облачные сервисы, доступные на платформе IBM Softlayer. По словам Родина, это демократизирует когнитивные системы. Для продвижения возможностей Watson корпорация работает над формированием партнерской экосистемы — в облаке Bluemix уже предоставляется около 10 сервисов и хранилища контента для разработки приложений, задействующих когнитивные способности Watson, и число таких сервисов планируется расширять. На Insight также была анонсирована программа сотрудничества с университетами, в рамках которой студентов познакомят с тем, как обучать Watson новым областям знаний. Уже с этой осени новые курсы преподаются в Стэнфорде, Беркли, Карнеги-Меллоне и ряде других ведущих американских университетов, а в следующем учебном году программу планируется сделать международной.