Роман Волков NetApp
РОМАН ВОЛКОВ: «Россия — наиболее быстрорастущий и самый привлекательный по инвестициям рынок Net­App в Европе»

Роман Волков, глава представительства NetApp, рассказал еженедельнику Computerworld Россия об отечественном рынке систем хранения данных и о работе компании в нашей стране.

Аналитики постоянно прогнозируют экспоненциальное увеличение объемов данных, стимулирующее рост рынка систем хранения. Можно ли выделить основные факторы такого роста?

Экономика всегда была информационно зависимой, а теперь сбор, хранение и анализ данных становятся неотъемлемыми атрибутами бизнеса. Управленческие ошибки дорого обходятся, и без достаточного объема накопленных данных невозможно принимать правильные решения. Раньше говорили «время — деньги», сегодня к этому можно добавить, что данные — это тоже деньги. Современные технологии, включая Интернет, видео, мобильные решения, способствуют значительному росту «сырых» данных, где довольно много «мусора». Отсеивать его помогает аналитика Больших Данных. Глобальные исследования IDC показывают, что стоимость систем хранения данных формирует более четверти ИТ-бюджетов предприятий. В России мы видим те же тенденции.

Отечественный рынок систем хранения данных многие называют консервативным. Что вы относите к наиболее характерным его особенностям?

Я бы сказал, что консервативен не рынок систем хранения, а люди, которые принимают на этом рынке решения. С точки зрения технологий и инфраструктуры наш рынок вполне готов быть таким же, как рынки Европы и Америки. Однако там широко распространены различные виды аутсорсинга, а в нашей стране многие не готовы передать кому-то хотя бы часть своих данных, и это останавливает значительную часть процессов нормального развития рынка систем хранения. Правда, и у нас постепенно происходят сдвиги в правильном направлении, появляются и начинают успешно работать провайдеры реальных сервисов, половина из первой десятки которых являются заказчиками NetApp. Значительное влияние на рынок оказывает строительство центров обработки данных. Все что связано с ЦОД, формирует до 70% продаж NetApp в России.

Насколько сегодня популярно в России облачное хранение?

На потребительском уровне его популярность весьма высока. Я не знаю ни одного владельца iPhone или iPad, который не применял бы облачные сервисы для хранения документов и резервного копирования данных, а с этого все и начинается. Если говорить о крупных предприятиях, работающих в различных областях экономики, то там уже используют или планируют применять в пилотных проектах подобные решения. Такие предприятия с распределенной структурой строят свои частные облака, включающие системы хранения, для организации которых нужны вполне доступные сегодня высокопроизводительные каналы связи. В этих компаниях стремятся к росту эффективности бизнеса и относят ИТ к основным производственным активам, стараясь обосновать их экономическую целесообразность, обеспечить доступность и рациональное применение.

Может ли облачное хранение привести к снижению продаж систем хранения данных?

Не думаю. Здесь следует говорить не об уменьшении, а о перераспределении продаж. Хотя переход к облачным структурам заставляет задуматься об эффективности использования всех компонентов инфраструктуры, включая СХД. Сказанное относится и к предприятиям, и к провайдерам сервисов. Снижение может затронуть в первую очередь дисковые системы, непосредственно подключаемые к компьютерам.

На рынке широко представлены комплексные решения. Как вы оцениваете их востребованность в нашей стране?

Такие системы привлекают внимание конечных заказчиков и интеграторов, поскольку позволяют сконцентрироваться на решении задачи, а не на построении необходимой для нее инфраструктуры. В них заинтересованы, как правило, крупные заказчики с территориально распределенной инфраструктурой, у нас их насчитывается несколько десятков, в том числе «Казахтелеком», где построена площадка для государственных электронных торгов. В прошлом году на поставки систем хранения в составе комплексов FlexPod пришлось почти 15% наших продаж в России. В московском офисе имеется группа сотрудников, которые могут предложить конфигурации систем хранения в рамках решений FlexPod, оптимизированные для таких приложений, как системы SAP, Exchange и др. Они работают в составе виртуальной команды вместе со специалистами различных производителей, включая Cisco, Citrix, Microsoft, оказывающих поддержку в реализации проектов.

А что происходит в области SMB?

Небольшие российские предприятия практически не приобретают системы хранения ведущих производителей. Средним же компаниям мы адресуем младшие модели систем хранения NetApp. За последний год их продажи возросли более чем на 35% и принесли нам почти пятую часть доходов. Тем не менее мы не производим классических продуктов для сектора SMB, которые должны быть недорогими и очень простыми. Мы стараемся работать на этом рынке с провайдерами, предлагающими услуги небольшим компаниям, готовым отдать что-то из своих данных «на сторону».

Каким образом все происходящее на рынке отражается на структуре ваших российских продаж? Насколько востребованы продукты старшего и среднего уровней, а также новейшие технологии хранения?

Сегодня мы не делим продукты на старшие и средние. Мы можем, например, предложить кластер, содержащий до 24 узлов, который является фактически системой старшего класса, но состоит из компонентов среднего уровня. То, о чем в NetApp говорили в течение последних лет, включая универсальный доступ, кластерные технологии, горизонтальное масштабирование, привлекает теперь внимание всех участников рынка систем хранения данных. Характерно, что «чистые» системы сетевого хранения NAS (Network Attached Storage), которые позволили NetApp в свое время встать на ноги, определяют в настоящее время не более 10% доходов. У сетевых систем хранения есть определенные преимущества, особенно в виртуальных средах, включая простоту и стоимость построения инфраструктуры, резервирования и поддержки процессов в целом. К примеру, при создании ЦОД для предоставления сервисов Oracle On Demand выяснилось, что применение наших NAS снижает стоимость систем хранения на 15% по сравнению с сетями хранения (Storage Area Network, SAN) всего при двухпроцентном падении производительности и том же уровне надежности.

Экономическая грамотность тех крупных российских организаций, которые заинтересованы не просто в освоении ИТ-бюджетов, а в эффективном и целесообразном инвестировании в технологии, повышает спрос на новейшие технологии, включая дедупликацию и динамическое выделение ресурсов. Я уже говорил об аналитике Больших Данных. Здесь мы предлагаем решения на основе систем хранения NetApp­ FAS и операционной системы Data ONTAP, а также веьма производительные и надежные системы E-Series­, которые обеспечивают обработку больших объемов данных и поддержку высокопроизводительных вычислений. Однако в нашей стране о Больших Данных пока только говорят.

Руководство NetApp ставит задачу достичь в России того же уровня присутствия, что и в регионе EMEA (странах Европы, Ближнего Востока и Африки). Что делается для этого?

Это стратегическая цель. В недавно завершившемся 2013 финансовом году мы значительно опередили рост российского рынка систем хранения и увеличили численность персонала. На текущий год запланированы еще более высокие показатели финасового роста и численности сотрудников.