Нынешний год можно назвать годом перемен в области настольных средств отображения информации. Стагнировавшие на протяжении нескольких лет мониторы получили шанс на возрождение благодаря активному внедрению в них функций, позволяющих превратить их в замену ПК и даже планшета, а выход на рынок Windows 8 с сенсорным интерфейсом может дать этому превращению дополнительный импульс. Кроме того, на отрасль по-прежнему сильно влияет распространение мобильных устройств, взаимодействие с которыми уже стало почти обязательным как для дисплеев, так и для проекторов.

Интересной многим пользователям может быть технология MHL. Через MHL-интерфейс можно подключать смартфон к монитору, осуществлять воспроизведение видео со смартфона на монитор и одновременно заряжать аккумулятор мобильного устройства

Больше чем монитор

В этом году производители смогли предложить рынку 27-дюймовые мониторы по разумной цене, и дальнейшее увеличение диагонали создает дискомфорт для пользователей, считает Мария Соловьева, менеджер по маркетингу компании ViewSonic. Стандартом де-факто на рынке стали LED-мониторы, но производители пока не готовы предоставить массовому потребителю OLED-матрицы, считает она, и это станет одним из векторов развития в будущем.

2012 год можно назвать также годом прихода на рынок мониторов на матрицах IPS, которые отличаются более качественным изображением, утверждает Екатерина Царева, директор департамента средств визуализации Acer в России. Если же говорить о технологиях ближайшего будущего, то среди наиболее перспективных стоит отметить разработку PLS-матриц, которые имеют лучшие характеристики по отображению, чистоте цвета, плотности пикселов и энергопотреблению, считает Алексей Златин, глава представительства NEC в России.

Одновременно производители активно экспериментируют в области превращения монитора из устройства отображения информации в нечто более функциональное и способное стать достойной альтернативой ПК. Например, Samsung, по словам Александра Воскресенского, менеджера по продуктам департамента информационных систем и корпоративных продаж, выпустила в этом году уже третье поколение мониторов Smart Station со встроенной универсальной док-станцией, нацеленных на работу с мобильными устройствами. А ViewSonic представила смарт-дисплей — устройство, отвечающее трендам сегодняшнего дня, когда пользователи больше ориентированы на интернет-приложения и считают более важной возможность быстрого и комфортного интернет-доступа, нежели вычислительную мощь компьютера.

Интересной многим пользователям может быть также технология MHL, полагает Царева. Через MHL-интерфейс можно подключать смартфон к монитору, осуществлять воспроизведение видео со смартфона на монитор и одновременно заряжать аккумулятор мобильного устройства. Однако проводное подключение — это лишь промежуточный вариант, который вряд ли получит широкое распространение, считает Иван Вахмянин, руководитель Центра разработки компании Polymedia, и будущее здесь за беспроводными технологиями.

Одним прикосновением

Активно идет работа и над внедрением сенсорных технологий. Сейчас в мониторах они не сильно распространены, но все изменится с выходом Windows 8, полагает Воскресенский. Эта ОС станет стимулом для проникновения сенсорных технологий в сферу офисных приложений, которая до сих пор практически на 100% ориентирована на работу с клавиатурой и мышью, считает Соловьева.

Основной вопрос концепции сенсорных дисплеев сейчас связан с определением проблем и задач, для решения которых сенсорный дисплей действительно нужен, утверждает Вахмянин. Для офисных приложений, по его мнению, удобнее мышь и клавиатура, а применение сенсорных устройств для профессиональных приложений (например, для дизайна) тоже весьма спорно, так как требует полной концептуальной переработки пользовательского интерфейса соответствующих программ и переучивания специалистов.

Работа над качеством

Как и в случае с мониторами, развитие проекторов сейчас идет скорее по пути совершенствования имеющихся технологий. Примером может служить обновление продуктовой линейки Epson в этом году, рассказывает Евгений Джаксимов, старший продакт-менеджер по проекционному оборудованию и бизнес-технике московского представительства компании. В частности, это выпуск на рынок интерактивных ультракороткофокусных проекторов для образования и бизнеса, которые теперь могут создавать интерактивное изображение на любой поверхности буквально с нескольких сантиметров.

Но следует учитывать лазерные проекторы, которые уже существуют в виде прототипов, считает Златин. По его словам, выход этой технологии в массовое производство — вопрос самого ближайшего времени.

Перспективным направлением, по мнению Джаксимова, является также разработка приложений для беспроводной передачи данных со смартфонов, планшетов и других устройств на проекторы. В будущем, как добавил Александр Руднев, руководитель инженерного подразделения Auvix, можно ожидать развития этого подхода.

Что касается обратного процесса — встраивания самого проектора в мобильное устройство, то здесь мнения представителей отрасли разошлись. Сегодня существует ряд технологических ограничений, которые препятствуют активной интеграции пикопроекторов в мобильные устройства. Это достаточно высокая стоимость, низкая яркость, невысокая четкость изображения, отмечает Соловьева. И станут ли они таким же стандартом для мобильных устройств, как встроенная фотокамера, — большой вопрос, полагает она. С тем, что не нужно идти по пути встраивания проекторов в мобильные устройства в ущерб качеству проекции, согласен и Златин.

Области использования пикопроекторов могут быть обширны, возражает Царева. По ее мнению, эти компактные устройства могут стать помощниками и бизнесе, и в образовании, а также увлекательным гаджетом для игр и развлечений. Это направление имеет большие перспективы благодаря невысокой цене и богатым функциональным возможностям, считает она.

Перспективы развития пикопроекторов очень сильно зависят от того, каких результатов производителям удастся добиться от светодиодных источников света, полагает Руднев. По его мнению, на данный момент достигнут потолок в их яркости, и остается ждать, что даст скрещивание светодиодных источников света c лазерными.

Что делать с трехмерностью

В настоящее время развитие 3D-технологий замедлилось, считает Соловьева. По ее мнению, частично это связано именно с отсутствием единой технологии, но в гораздо большей степени прогресс в этой области тормозит недостаток 3D-контента практически во всех областях, за исключением индустрии компьютерных игр.

Важно то, что технологии на данном этапе предлагают активное и пассивное формирование стерео­изображений, добавил Руднев. При этом дисплеи, формирующие стереоизображение без очков, пока далеки от совершенства и могут быть интересны только для показа коротких рекламных роликов, считает он. Существенный толчок развитию 3D-индустрии дало бы появление качественной технологии, не связанной с применением каких бы то ни было специальных очков. В настоящее же время альтернативой «безочковой» технологии может стать унификация стандартов 3D-оборудования.

Пять лет до 4K

Массовое внедрение технологии сверхвысокого разрешения 4K в дисплеи произойдет не ранее чем через пять лет, так считает большинство представителей отрасли. И «мешает» этому не только высокая цена технологии, но и то, что до сих пор осталось большое количество мультимедийных комплексов с коммутацией по стандарту VGA и поддержкой основного разрешения 1024х768. Таким образом, даже стандарт Full HD еще не до конца завоевал рынок. Сетевые технологии пока отстают в этом плане, а передача данных для формата 4К требует довольно мощных ресурсов и новых протоколов передачи данных.