Вадим Дубинин: «Переход к включению ИТ в процесс лечения людей вызывает большие опасения, ведь цена ошибки не деньги, а человеческая жизнь»
Вадим Дубинин: «Переход к включению ИТ в процесс лечения людей вызывает большие опасения, ведь цена ошибки не деньги, а человеческая жизнь»

В 2011-2012 годах на информатизацию здравоохранения планируется направить 28,9 млрд руб., в том числе 19,3 млрд руб. из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и 9,6 млрд руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. К началу мая Минздравсоцразвития официально утвердило новую версию Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. О ее содержании Вадим Дубинин, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития, рассказал руководителю проекта Computerworld Россия/MedIT Ирине Шеян.

Чем отличается новая версия концепции от прежней?

В ней появилась новая структура, решаемые задачи увязаны по смыслу и содержанию. Поставлена задача двигаться к использованию облачных технологий: с облаком связаны будут все! Есть мировой тренд и понятно, что все крупные и федеральные системы двигаются к построению облачных систем. Это выгодно со всех точек зрения — экономической, функциональной, управленческой. При этом создаваемый в облаке функционал не должен нарушать работу ранее запущенных систем, которым попробовали найти место в новой системе, вплоть до финансирования работ из ФФОМС. То, что ранее называлось созданием системы персонифицированного учета, в новой версии стало одной маленькой задачкой.

Теперь информационная система здравоохранения состоит из трех компонентов. Первый компонент — аппаратно-технический. Это федеральный центр обработки данных, включающий вычислительные мощности, схемы метаданных, шину обмена данными, системы связи. ЦОД будет состоять из территориально распределенных серверных узлов. Обсуждается вариант аренды министерством существующих серверных узлов — например, у Ростелекома. Данный компонент может быть предоставлен регионам в качестве инфраструктурного сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS).

Второй компонент — также федеральный — содержит программное обеспечение для реализации федеральных задач. В него войдут система ведения нормативно-справочной информации, система персонифицированного учета с помощью универсальной электронной карты, система ведения электронной медицинской карты (ЭМК), федеральная медицинская библиотека, электронная регистратура, все регистры, типовые системы бухгалтерского и кадрового учета лечебно-профилактических учреждений. Весь этот функционал будет разрабатываться централизованно и предоставляться в режиме SaaS пользователям вплоть до каждого врача.

Наличие федерального функционала не означает обязанность его использования, кто-то может пойти по пути построения шлюзов к федеральной электронной медкарте. Но обязанность заполнения ЭМК есть, так как на основании данных, собираемых в федеральном компоненте, министерство будет оценивать эффективность работы каждого ЛПУ, вплоть до действий каждого врача. Для такой системы трудно создать «забивалку» данных, как это сейчас делается. Предполагается, что большинство регистров будут заполняться путем агрегации трансакционной информации, которая появляется в результате взаимодействия врача и пациента.

В третьем — региональном компоненте остаются только медицинские информационные системы (МИС), обеспечивающие функционирование множества сложных процессов ЛПУ — системы лекарственного обеспечения, лабораторные и другие системы.

А кто будет поставлять программные сервисы?

Разработку федеральных компонентов, уверен, смогут выполнить большое количество поставщиков, с региональным сложнее — МИС будут заниматься три-четыре компании, так как это требует разветвленной структуры самого поставщика.

Когда будет открыто финансирование информатизации здравоохранения?

Выделенные на информатизацию средства заморожены до конца мая. Когда детализированные программы регионов по информатизации будут приняты Минздравсоцразвития, средства будут разморожены.

Какую роль в новой системе будут выполнять медицинские информационно-аналитические центры?

МИАЦ становятся потребителями информации, а не промежуточным звеном: они будут забирать информацию из федерального центра, куда она будет попадать напрямую, без посредников. За ними остаются прежние функции предварительной обработки статистической информации и подготовки аналитических срезов для региональных властей.

Что планируется сделать в первую очередь, уже в этом году?

О сроках можно говорить только предположительно. Хотелось бы, чтобы к концу 2011 года за счет аренды был построен ИТ-компонент, который могут использовать регионы. В качестве модельного центрального узла может быть задействовано оборудование Минздравсоцразвития — у нас есть резервы серверной мощности.

Если будет финансирование, в 2011 году должно начаться проектирование центрального серверного узла, который нужен не только здравоохранению, но и казначейству и многим министерствам.

Также должно быть произведено техническое дооснащение ЛПУ и организация каналов связи до них, отсутствие чего мешает нам сделать первый шаг. Предположительно на эти цели пойдет около трети федеральных денег.

В этом году или в самом начале 2012 должна быть реализована хотя бы одна федеральная функция, обращенная к пациенту, скорее всего это будет регистратура и запись к врачу.

Как будет решаться проблема оснащения врачей компьютерами?

Необходимо перейти от разовых массовых закупок техники за счет федерального бюджета в режим постоянного обеспечения и обновления компьютерного парка регионами.

Техническое дооснащение ЛПУ делать придется, хотя федеральным целевым способом эта проблема никогда не будет решена. Попытка поставить компьютер на стол каждого врача обойдется в большую сумму, чем мы планируем потратить на всю информатизацию. Но главная проблема не в деньгах, врачи очень опасаются компьютеров, считают их ненужной дополнительной нагрузкой, поэтому вся техника будет простаивать. Единственный эффективный способ — продвигать технику по мере возникновения потребностей в ней. В идеале нужно сделать так, чтобы использования возможностей ИТ требовали пациенты.

Как предполагается организовать ИТ-обучение медиков?

В основном придется учить работе с МИС, эта задача возлагается на тех, кто будет адаптировать МИС под задачи регионов. Федеральной задачей останется контроль за адаптацией и внедрением МИС в ЛПУ. Это просто: с даты, указанной как момент окончания внедрения МИС, мы перестаем принимать информацию в иных формах, кроме как централизованно поступающей в федеральный ЦОД.

Каковы, на ваш взгляд, особенности информатизации здравоохранения?

Проблемы, задачи, технологии абсолютно те же, что и в других отраслях, специфичны только последствия. Информатизация становится успешной, когда она включена в бизнес-процессы. Переход к включению ИТ в процесс лечения людей вызывает большие опасения, особенно у старшего поколения, ведь цена ошибки не деньги, а человеческая жизнь.

Уровень сопротивления информатизации в здравоохранении выше, чем в других отраслях?

Достаточно высок, но не выше, чем в других сферах. Сложнее всего на уровне лечащих врачей.

Как предполагается решить эту проблему, которая тормозит национальные проекты информатизации здравоохранения во многих странах?

Я не знаю ответов на все вопросы. Будет несколько болезненных переломов, новым всегда надо «переболеть». Да, сервер может «упасть», и последствия могут быть крайне неприятными. Но появление информационных технологий даст больше, чем отнимет.