В МИИТе искали разные пути решения­ проблемы и остановились на системе­ дистанционного обучения Stellus компании «Стэл — Компьютерные системы». Предпочтение было отдано именно этой разработке, в частности потому, что компания взялась доработать свое ПО под специфику методики обучения академии
В МИИТе искали разные пути решения­ проблемы и остановились на системе­ дистанционного обучения Stellus компании «Стэл — Компьютерные системы». Предпочтение было отдано именно этой разработке, в частности потому, что компания взялась доработать свое ПО под специфику методики обучения академии

Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения МИИТ в этом году исполнилось 60 лет. За эти годы ей удалось накопить колоссальный опыт обучения студентов-заочников (в академии обучаются около 30 тыс. человек), но в век цифровых технологий РОАТ МГУПС МИИТ пересмотрела методы обучения.

Традиционная схема обучения заочников выглядела так: студентам отправляли по почте задания и контрольные работы, они их выполняли и высылали обратно. Послания нередко терялись, до адресата порой они шли не одну неделю, и так же долго приходилось ждать выполненных заданий от студентов. И академия, и студенты несли расходы на пересылку, к тому же обеспечить методическими пособиями и напечатать материалы для десятков тысяч студентов не так-то просто. Количество студентов росло, и работать с «бумажной» почтой становилось все сложнее. В университете искали разные пути решения проблемы и остановились на системе дистанционного обучения Stellus компании «Стэл — Компьютерные системы». Предпочтение было отдано именно этой разработке, в частности потому, что компания взялась доработать свое ПО под специфику методики обучения академии. Также большим плюсом было то, что система Stellus не предполагала плату за каждое рабочее место, а это весьма существенно для крупного учебного заведения.

Первоначально в РОАТ закупили пять комплектов системы Stellus и установили их в филиалах в Москве, Воронеже, Саратове, Новгороде и Ярославле, так как пропускная способность интернет-каналов была в момент внедрения невелика. В настоящее время академия перешла к работе с централизованной системой.

Сложности при переходе к системе дистанционного обучения возникли не с системой — ее внедрили быстро и без особых трудностей. По словам Владимира Горелика, заведующего кафедрой вычислительной техники РОАТ МГУПС МИИТ, преподаватели, десятилетиями работавшие по старинке, поначалу без энтузиазма осваивали новые методы. Студенты же освоили систему быстро — для работы в Stellus требуется компьютер, подключенный к Интернету, и браузер.

В результате студенты получили доступ к учебно-методическим материалам, а преподаватели — средства мониторинга успеваемости и активности студентов. Роли и функции, предусмотренные системой («Преподаватель», «Куратор», «Организатор» и «Администратор»), охватывают весь цикл обучения.

Особо преподаватели отмечают режим «комментариев на полях учебника». Он обеспечивает интерактивное взаимодействие студента и преподавателя при обсуждении каких-либо аспектов учебного материала. При традиционном способе общения с преподавателем выяснение ответов на вопросы, которые возникают у студентов во время самостоятельной работы, откладывается на неопределенное время. И в большинстве случаев учащийся теряет интерес к проблеме, не удовлетворив любопытство сразу. Система же позволяет студенту помечать вопрос «на полях», преподаватель видит его и дает ответ.

Кроме поддержки самого процесса образования, Stellus предлагает средства создания новых учебных материалов. Информационные ресурсы могут включать авторские учебники и тесты, конспекты лекций, дополнительные материалы из различных источников, библиотеку справочных материалов, комментарии преподавателей, списки веб-ресурсов по тематике учебного курса, словари терминов, разделы с часто задаваемыми вопросами, а также ответы преподавателя в форме персональных комментариев к учебному материалу.

«Дистанционное обучение — самый современный подход к образованию», — полагает Горелик. По его словам, в ряде вузов подобные системы уже используются и для обучения студентов дневного отделения. Так что, по мнению Горелика, формы обучения сближаются, и будущее — за системами дистанционного обучения, которым он не видит альтернативы и в плане эффективности, и в плане экономии.