Россия на Expo 2010 демонстрировала себя с размахом30 октября закрывается Всемирная выставка в Шанхае, рекордная и по числу участников, и по числу посетителей. Россия была представлена на Expo 2010 в прямом и переносном смысле на высшем уровне.

Тема нынешней Всемирной выставки — «Лучший город, лучшая жизнь» — отражает глобальную тенденцию к урбанизации. По оценкам ООН, в 2008 году население городов сравнялось по численности с сельским, а к 2015-му более 85% населения Земли будет проживать и трудиться в городах. В России на начало 2009 года в 1099 городах было сосредоточено свыше 95 млн человек. Все эти люди объединены желанием улучшить свою жизнь в городских условиях. В рамках шанхайской выставки свои павильоны развернули почти 190 стран, представив собственное видение того, как сделать городскую среду обитания комфортнее и безопаснее. Для этого участникам Shanghai World Expo потребовалось рекордное пространство — 5,28 кв. км, которые были выделены и соответствующим образом обустроены в самом центре Шанхая — на берегах главной водной артерии мегаполиса — реки Пхуанпу.

Из 66 млн человек, посетивших выставку за шесть месяцев, почти 7 млн удостоили своим вниманием российскую экспозицию. В нашем павильоне побывали представители мировой политической элиты, главы многих государств и международных организаций. Первым китайским посетителем экспозиции стал председатель КНР Ху Цзиньтао, осмотревший ее в конце апреля, накануне официального открытия Expo 2010. А незадолго до закрытия выставки в Шанхай прибыл и наш президент Дмитрий Медведев.

Россия демонстрировала себя с размахом — расходы на участие в Expo 2010 только из федерального бюджета составили 1,1 млрд руб., и наш национальный павильон был одним из самых крупных. Выстроенный в виде комплекса из 12 башен, он возвышался над соседними строениями и был украшен традиционными орнаментами народов России. Внутренняя инсталляция была представлена четырьмя разделами, из которых главные: «Новые технологии для обеспечения жизнедеятельности» и «Сказочный город талантов». Ключевой экспонент первого раздела — госкорпорация «Роснано». Совместно с партнерами и дочерними предприятиями она представила ряд инновационных решений, ориентированных на развитие городской инфраструктуры, таких как строительная арматура на основе наномодифицированных углеродных и минеральных волокон, фрагменты дорожного покрытия, изготовленного с применением универсального модификатора асфальтобетона и др. Большинство экспонатов, правда, нельзя было пощупать руками, — о новинках рассказывалось на многочисленных дисплеях и световых панно, которые и являли собой основу экспозиции.

Из экспонатов, затрагивающих сферу ИТ, выделим полиэкранную видео­информационную систему со звуковым сопровождением. Это запатентованное решение компании «Интеллект Телеком» и ФГУП НИИР реализует передачу через сотовую сеть индивидуального звукового контента для каждого экрана полиэкранной системы. В российском павильоне была развернута видеосистема, состоявшая из нескольких панелей, на которых демонстрировались различные видеосюжеты и презентации. Для прослушивания аудиоинформации к сюжетам на стенде имелось несколько мобильных телефонов со специальным ПО. Посетители с помощью телефонов могли прослушать звуковое сопровождение к демонстрируемым сюжетам на русском, английском или китайском языках. Передача звукового контента на телефоны осуществлялась через базовую станцию 3G, установленную в нашем павильоне компанией Huawei. «Данное решение может найти свое применение и как аудиогид в музеях либо на выставках, при организации спортивных и зрелищных мероприятий, даже в ресторанах для ознакомления с меню», — пояснила Наталья Волкова, старший технический эксперт компании «Интеллект Телеком».

Участие китайской компании в российской экспозиции симптоматично. Сотрудничество двух стран в инновационной сфере набирает обороты. Еще один характерный пример — представленное на выставке решение Thunder Sky компании «Литий-ионные технологии». «Лиотех» — совместное предприятие, в состав которого входит китайская компания Thunder Sky Limited и «Роснано». СП создано для реализации в нашей стране проекта по производству промышленных аккумуляторных батарей с уникальными свойствами.

Как рассказал Михаил Буш, управляющий директор «Лиотех», автобус, оснащенный батареями Thunder Sky, сможет пройти 350 км, прежде чем потребуется подзарядка, на которую уйдет всего 15 минут. Такие батареи могут применяться в комбинации с солнечными или ветровыми электроустановками для аккумуляции энергии. Кроме того, на их основе могут быть построены и высокоэффективные системы бесперебойного питания для узлов связи и центров обработки данных.

Наиболее эффектная часть российской экспозиции, «Сказочный город талантов», была оформлена в виде цветочного города из популярной сказки Николая Носова про Незнайку. В 13 архитектурных объектах города были устроены красочные голографические инсталляции, главные герои которых — дети, жители сказочного города, рассказывали посетителям, как современные технологии могут улучшить городскую среду. Говорилось, например, о том, что изобретенная российскими учеными искусственная биокожа поможет многим больным; о том, как технологии управления виртуальными объектами с помощью интерфейса мозг-компьютер способны поднять уровень образования; о том, как интернет-сервис, прокладывающий маршруты с использованием всех видов городского транспорта, уменьшит длину городских пробок.

Из уст самого Незнайки звучало сообщение о первом в мире нанотехнологе — тульском умельце Левше, подковавшем блоху лет за триста до образования «Роснано». Трудно сказать, какое впечатление это сообщение произвело на китайских посетителей, ведь они с сочинениями Лескова незнакомы. В целом же экспозиция соответствовала главной выставочной установке — поведать миру о том, что идея улучшения городской среды очень близка России. Статистика посещаемости павильона свидетельствует о том, что российская экспозиция пришлась по душе хозяевам. А некоторое замешательство на старте, вызванное неудачным переводом имени одного из главных образов — Незнайки, быстро стерлось из памяти. Поначалу российские организаторы назвали его Сяо У Чжи, что в переводе на китайский означает «Маленький неуч». Вскоре эту оплошность устранили, переименовав Незнайку в Сюэ Сюэ — «Ребенка, который хочет учиться».

Оставить о своей стране благоприятные воспоминания, донести мысль о приверженности правящих элит общечеловеческим ценностям — в этом и состояла главная задача участников выставки. В духе гуманитарной доктрины подготовили свои экспозиции многие ведущие страны мира. Сказать, что Expo 2010 явила собой средоточие технологических инноваций, было бы ошибкой. Энергетика, ядерные, космические, компьютерные технологии, достижения в области медицины — все это отошло как бы на второй план. А на первом оказался Человек и сформированные им идеи гармоничного жизнеустройства на урбанизированных территориях. Эти идеи особенно востребованы сейчас — в эпоху радикального обновления технологической инфраструктуры и социальной среды городов.