Как и большинство технологий, облачные технологии пришли в Россию с некоторой задержкой, и от поставщиков решений требуются определенные усилия по их выводу на рынок. 17 марта в Москве прошла конференция «Облачная архитектура ИТ — бизнес-выгоды, модели, технологии», организованная агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con и компанией «Крок».

«Облачные технологии в России могут найти еще большее применение, нежели на Западе», — заявил Руслан Заединов, руководитель направления ЦОД компании «Крок». В развитых странах компаниям, внедряющим современные решения, приходится «продираться» через наслоения уже созданной ИТ-инфраструктуры. В России же ИТ не настолько глубоко внедрены в работу предприятий, и это в данном случае можно считать позитивным фактором.

Очевидно, что на ИТ-рынке облачные технологии будут играть все более важную роль. Тем не менее сложно сказать, какой из сегментов быстрее воспримет их — SMB или крупные предприятия. Можно даже ожидать, что самые продвинутые российские компании окажутся наименее заинтересованными в облаках: их уже совершенные (и весьма значительные) инвестиции в построение оптимальной инфраструктуры окажутся под угрозой.

На данный момент наибольший интерес вызывает не только уже давно обсуждаемая проблема безопасности облачных сервисов, но и вопрос их качества. Если действия компаний по устранению внутренних сбоев очевидны, то при использовании облаков компании оказываются зависимыми. Они ограничены в способах воздействия на поставщика услуг. Как подчеркивают многие специалисты, необходимо заключать соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), предусматривающие жесткие штрафные санкции. Без этого для большинства организаций интерес к облакам так и не выйдет в практическую плоскость. Поставщики же услуг, что естественно, предоставлять финансовые гарантии не торопятся; в большинстве случаев штрафы бывают чисто символическими и не сопоставимыми с ущербом для бизнеса заказчика.

«Облака — это аутсорсинг, но с более жесткими условиями», — подчеркнул Заединов. Стремясь обеспечить для себя большую гибкость, эффективность и дешевизну предоставляемых услуг, поставщик вводит ряд ограничений, на которые заказчик вынужден согласиться. Таким образом, на данный момент облака находятся лишь в стадии концепции — стандарты все еще не сформированы,  не решены вопросы надежности, безопасности и легитимности.

Взгляд зарубежных аналитиков на перспективы развития рынка облачных сервисов представил консультант IDC Мэтью Маккормак. Согласно оценкам аналитиков, расходы на ИТ-сервисы, предоставляемые из облаков, увеличатся с 17,4 млрд долл. в 2009 году до 44,2 млрд долл. в 2013 году. Это соответствует весьма внушительным среднегодовым темпам роста на уровне 26%. При этом, если в прошлом году около половины этих сервисов приходилось на приложения, предоставляемые пользователям по модели SaaS, то через три года их доля сократится до 38% за счет роста инфраструктурных сегментов — услуг хранения данных и предоставления серверных ресурсов.

По расчетам IDC, в пределах трехлетнего периода полномасштабное использование облаков будет для крупной компании выгоднее создания оптимально спроектированного ЦОД. Лишь по прошествии этого срока затраты на построение собственного информационного центра могут начать окупаться. Однако в случае неоптимального построения процессов ЦОД так и не сможет оправдать свое существование.

В будущем, по мнению экспертов, произойдет дифференциация облачных решений: появятся игроки, специализирующиеся на определенных характеристиках услуг — безопасности, доступности, дешевизне.

Как же компании могут подготовиться к внедрению облачных систем? Облачные технологии — это совокупность технологий виртуализации и распределенных вычислений, превращающая ресурсы в услуги. Поэтому в первую очередь компаниям следует наращивать экспертизу в области виртуализации. Еще одним важным этапом является стандартизация — и оборудования с использованием масштабируемых решений, и платформ управления для физических и виртуальных сред.