Эндрю Макафи: «Частью корпоративной культуры должна стать готовность прийти на помощь» Таково убеждение Эндрю Макафи, ведущего научного сотрудника Центра цифрового бизнеса Слоуновской школы менеджмента МТИ, автора вышедшей недавно книги Enterprise 2.0. Как говорит сам Макафи, термин Enterpise 2.0 он придумал еще в 2006 году, когда занимался сбором сведений о применении инструментов Web 2.0 на предприятиях.

Макафи убежден, что сайты и инструменты наподобие вики, блогов, Twitter и Facebook сделают иными не только способы обмена информацией между организациями, но и образ деятельности их сотрудников. По мнению автора книги, «Предприятие 2.0» вносит ощутимые перемены в то, как мы работаем.

В интервью с Computerworld Макафи рассуждает о том, как служащие вынуждены «втягивать» ИТ-департамент в мир Web 2.0, что мешает переходу на новые технологии, какие организации успешно используют Web 2.0, какими станут предприятия  через десять лет.

Что же такое «Предприятие 2.0»?

В общих чертах это понятие подразумевает применение инструментов и философии Web 2.0 в бизнесе. Более строгое определение — использование новых социальных программных платформ в деловых целях. Отмечу, что электронная почта в число таких платформ не входит. Enterprise 2.0 означает создание «умных» инструментов, которые, с одной стороны, просты в использовании, а с другой — позволяют людям взаимодействовать так, как они хотят.

Приходится ли служащим «втягивать» ИТ-отделы в мир «Предприятия 2.0», преодолевая сопротивление?

Сотрудникам нужны инструменты, которыми легко пользоваться. Они досадуют на то, что инструменты за пределами корпоративного межсетевого экрана проще в обращении, чем те, что применяются на самом предприятии. Нередко служащие в обход ограничений пользуются средствами из внешнего облака для выполнения своих служебных обязанностей. До сих пор за ИТ-департаментами оставалось решающее слово по поводу инструментария, применяемого на работе, но эти времена очень быстро подходят к концу. Конечно, есть соображения безопасности, и они очень важны. Существуют вполне обоснованные ограничения, но, говоря на все однозначное «нет», большой популярности в компании вы не завоюете.

Многие руководители считают инструменты вроде Facebook и Twitter «убийцами» продуктивного труда. Нужно ли блокировать доступ к ним для служащих?

Подобные сайты не всегда пустая трата времени. В ИТ-отделе могут заявлять: «Нам не нравятся общедоступные сайты, мы дадим вам нечто похожее, но внутри межсетевого экрана». Однако пытаться засовывать голову в песок в надежде переждать «преходящую моду» — это крайне близорукий подход. Все более популярно мнение, что лучшие технические «игрушки» — не те, что покупает для вас компания, а те, которые можно бесплатно найти в Интернете.

Приведите самый удачный пример применения Web 2.0 на предприятии.

Есть несколько вариантов. Один из примеров использования — в качестве средства, помогающего делиться опытом. Например, я могу извещать сотрудников о том, чем занимаюсь, какие у меня есть познания и что у меня получается лучше всего. Для этого мне не надо заполнять поля в базе данных — я просто веду блог, комментируя свою деятельность. Достаточно хорошего поисковика, и уже можно выяснить, кто из сотрудников мог бы стать мне товарищем на данном этапе. В том же блоге можно пожаловаться на недостаток каких-то знаний, попросить о помощи. А когда люди выясняют, что могут помочь кому-то, они обычно с удовольствием это делают. Получается, так сказать, «широковещательный поиск»: вы можете поведать миру о вопросах, которые у вас возникают.

Приведите пример компаний, успешно проводящих в жизнь инициативы Enterprise 2.0.

Не так давно нечто интересное сделали на BBC. Там менеджеры жаловались на недоработки в системе поиска по внутренней сети. Специалисты корпорации могли бы просто усовершенствовать ее, но вместо этого они создали форумы для обсуждений. Вы можете задать в таком форуме интересующий вас вопрос, и знающие люди вам ответят. Например, можно спросить, где получить ту или иную информацию, и кто-нибудь даст необходимую ссылку или прикрепленный файл. Людям стало проще помогать друг другу.

Есть ли еще организации с интересными инициативами в сфере Enterprise 2.0?

В ЦРУ пользуются технологиями «Предприятия 2.0» для обмена опытом между сотрудниками организаций близкого профиля. Раньше возникали сложности, когда нужно было найти экспертов в какой-то области. Теперь же появилась возможность обращаться к ценным специалистам, работающим как в самом ЦРУ, так и в ФБР, и в Агентстве национальной безопасности США. Раньше трудно было найти нужного человека, если вы не знаете, где именно он работает. Теперь же делать это просто и удобно.

Каковы наиболее серьезные ошибки при внедрении средств Enterprise 2.0?

Самая большая ошибка — это поддаваться всевозможным страхам и опасениям. Возникают целые списки вероятных преград: «у персонала появится возможность выходить за пределы межсетевого экрана», «кто-нибудь начнет распространять ложные слухи о работодателе или своих коллегах» и т. д. Подобные сомнения высказываются почти всегда, но, как показывает мой опыт, обычно они не оправдываются. Судите сами:  если кому-то не терпится посплетничать, он не будет ждать, пока специально для этого ему дадут систему блогов.

Насколько технологии Web 2.0 изменили способы ведения бизнеса?

Пока не сильно. Само по себе их внедрение не повсеместно, и преобразования происходят не за одно мгновение. Большинство крупных компаний в курсе феномена Web 2.0, интересуются им и пытаются понять, как его можно использовать. Это долгий процесс. Речь ведь идет о переосмыслении технологий командной работы. Чтобы эти изменения произошли, необходимо разрушить массу стереотипов. Со временем компании преобразуются. Но это будет тихая, постепенная трансформация.

Как, по-вашему, изменятся предприятия через десять лет благодаря инструментам Web 2.0?

Я надеюсь, что взаимопомощь сотрудников в масштабах всего предприятия станет неотъемлемой составляющей трудовой деятельности. Нужно, чтобы люди думали о том, как они способны помочь компании в целом. Частью корпоративной культуры должна стать готовность прийти на помощь. Инструменты Web 2.0 внушают мне оптимизм, поскольку они дают человеку «рупор», благодаря которому его услышат. В будущем мне станет проще находить людей, могущих оказаться мне полезными. Я смогу легко выбирать тех, с кем мне лучше всего работать. Сейчас же это зачастую все еще сложновато.