В результате бизнесу не удается добиться ожидаемых результатов от партнерских отношений. Поэтому заключение договоренностей — это только начало длительного и не всегда простого интеграционного процесса, за которым следует целый пласт технических и организационных вопросов. Этим вопросам и была посвящена встреча в редакции журнала «Директор информационной службы».

Если в повседневной жизни ИТ-руководителю вопросы целесообразности тех или иных ИТ-инициатив и размеров финансирования приходится решать с сотрудниками своей компании, то при налаживании взаимодействия с партнерами в диалог включаются и бизнес-партнеры, и их ИТ-службы. В процессе совместной работы нередко возникает проблема, которая не может быть решена ни одной из сторон (например, вопрос синхронизации данных). . В таком случае ответственность может взять на себя третья сторона.

«Нам приходится подходить к интеграции с самых разных точек зрения, — отметил руководитель направления продовольственной розницы компании «1С-Рарус» Сергей Горьков. — Например, при интеграции смежных процессов партнеров достигается повышение эффективности этих процессов, так как меньше времени затрачивается на ведение самого процесса и возникает меньше ошибок».

Но если речь идет об интеграции однотипных компаний, использующих разнообразные ИТ-решения, то тут приходится сталкиваться с проблемой унификации данных. По словам Горькова, использование тиражных систем отчасти решает эту проблему, но если используются внутренние разработки, то задача зачастую становится практически неразрешимой. Достичь компромисса в случае, когда системы абсолютно не интегрированы, удается через интернет-портал; при этом необходима доля ручного труда.

Надо признать, что подобные интеграционные решения недешевы. Кроме того, компания, планирующая их внедрить, должна обладать определенными характеристиками. Опираясь на свой опыт подобных проектов, Геннадий Столяров, ИТ-директор DHL Express в России, считает, что разговор о целесообразности внедрять интеграционное решение имеет смысл, если количество отправлений у клиента составляет не менее тысячи в месяц либо их интенсивность достигает порядка 20 в час. Также одной из основных мотивирующих причин может стать сокращение расходов на персонал или отсутствие опыта организации того или иного вида сервиса у клиента.

«Не секрет, что компании тратят огромное количество ресурсов на обработку растаможиваемых грузов. Это работа, связанная с предоставлением сведений для подготовки таможенной декларации и последующим внесением данных в информационные системы. Один из наших клиентов благодаря внедрению ИТ- решения, оптимизирующего данный процесс, смог высвободить 20 человек», — рассказал Столяров.

По мнению модератора дискуссии Ольги Хрущевой, директора по планированию бизнеса и развитию отношений с клиентами компании Danon в России, современные цепочки поставок требуют, чтобы партнерские связи возникали очень быстро и так же безболезненно прекращались. Иными словами, элементы, которые позволяют быстрее интегрироваться, становятся неким стандартным функционалом ИТ-систем, потому что транзакционные системы, которые до этого создавались преимущественно для внутреннего пользования, как раз этим функционалом не обладают.

С этим прогнозом согласен Горьков: он считает, что накопленный опыт интеграционных проектов партнеров по бизнесу позволит если не сейчас, то в скором времени предоставить некий каркас ИТ-решения, который можно будет наполнять уникальной экспертизой.