По мнению Адама Босворта, предоставление пользователям инструмента, позволяющего взять на себя ответственность за свое здоровье, кардинально сократит их расходы Деятельность компании направлена на то, чтобы сделать информацию о здоровье легкодоступной, что при соответствующем уровне подготовки позволит пациенту свести к минимуму время на обращение к специалистам и добиться серьезной экономии средств. На конференции Aspen Health Forum, прошедшей в Аспене (США) минувшим летом, Босворт доходчиво объяснил аудитории, насколько важно, чтобы медицинские данные находились в открытом доступе.

Свою карьеру Босворт начинал в Citicorp, и это было уже довольно давно, в Borland он разрабатывал Quattro, в Microsoft десять долгих лет бился над созданием того, что сейчас образно называет кубиками «Лего» для взрослых, затем три года прошли в BEA Systems, потом был Google и, наконец, три его собственные компании-стартапа. Около пяти лет назад Босворт, по его словам, решил посвятить следующие 25 лет работе над совершенствованием системы медицинского обслуживания. С этими мыслями он пришел в Google, где первые 18 месяцев ему предстояло заниматься работой, никак не связанной с его планами, а именно тем, что сейчас обобщенно называется Google Apps, прежде чем ему поручили проект Google Health. Как говорит сам Босворт, этот проект для него — прекрасная возможность приложить все свои компьютерные знания и опыт, приобретенные за долгие годы, к тому, чтобы сделать медицинское обслуживание по-настоящему эффективным, достойным XXI века.

«Какие у нас, простых людей, права в отношении наших медицинских данных и почему возрастает спрос на онлайновые медицинские технологии?», — вопрошает Босворт. По его словам, он и его друзья помогли в создании сайта HealthDataRights.org, в успех которого он искренне верит. Internet — потрясающее средство коммуникации, при помощи которого информация доставляется всем и каждому в любую точку мира. Все области человеческой деятельности уже выигрывают от этого, кроме медицинского обслуживания.

Как отмечает Босворт, люди стремятся получить персонифицированную релевантную информацию — «Какие лекарства следует мне принимать?», «Когда мой доктор сможет меня проконсультировать?» — и не могут найти ответа. Как только люди поймут, что они имеют право использовать свою медицинскую онлайновую информацию по своему усмотрению, то сразу же появится потребность в таких компаниях, как Keas.

По словам Босворта, разрабатываемая в его компании система предоставляет пользователям персональную информацию о здоровье. Пункты, вызывающие беспокойство, отображаются красным, желтым или зеленым цветом в зависимости от серьезности проблемы (можно настраивать). Зеленый цвет — это норма. Если цвет пункта отличен от зеленого, система выдает персональные рекомендации и предоставляет возможность получить помощь специалистов. Система также помогает пользователям отслеживать лабораторные результаты их анализов. Система напоминает, что только сам человек, и никто другой, отвечает за свое здоровье. Несмотря на кажущуюся простоту, все это не так-то просто реализовать. По словам Босворта, уникальность его проекта в том, что медики, не будучи программистами и не нанимая ИТ-специалистов, получают возможность делиться своими знаниями и помогать теперь не 100, а 100 тыс. человек в год.

«Какие выгоды сулит нам открытый доступ к нашим медицинским данным? Может ли это, например, снизить расходы?», — задает вопрос Босворт и тут же отвечает, что предоставление пользователям инструмента, позволяющего взять на себя ответственность за свое здоровье, кардинально сократит расходы. Босворт характеризует существующее положение вещей в медицинском обслуживании как неудовлетворительное. Годы неправильного образа жизни могут привести человека к серьезным заболеваниям, таким как инсулинонезависимый диабет, рак легких или атеросклероз коронарных сосудов. И если человек действительно столкнулся с такими заболеваниями, то на лечение ему понадобится целое состояние. По словам Босворта, это особенно актуально для США, где пациенту зачастую навязывают излишние медицинские обследования и дорогостоящие процедуры, хотя очевидно, что диета и физические упражнения дали бы гораздо больший эффект. Но если бы люди своевременно получали предупреждения, рекомендации и тому подобную поддержку квалифицированных специалистов и проявляли ответственность, то можно было бы кардинально снизить риск заболеваний, на лечение которых сейчас тратится более 50% всех средств, выделяемых на медицинское обслуживание.

Босворт указывает еще на одну распространенную ошибку, характерную для мира ИТ, когда стандарты разрабатываются без учета их практического использования. В итоге такие стандарты не выдерживают требований, предъявляемых рынком. Однако в области здравоохранения механизм рыночных требований не работает из-за того, что нет стимулов к удешевлению медицинского обслуживания. Босворт сравнивает существующий медицинский стандарт HL7 (Health Level 7) с супертанкером, подвозящим молоко к дому хозяйки. Он отмечает, что большинство программ в кабинете врача — двадцатилетней давности, интернет-технологии не используются. А его компания создает хорошие, недорогие, быстрые и масштабируемые программные продуктоы.

Существует мнение, что свободное программное обеспечение является ключевым моментом в реформе системы медицинского обслуживания XXI века. Босворт с этим не согласен — он верит в модель экономической прибыли и его беспокоит принцип бесплатности, который легко может привести к ситуации, известной как «трагедия общин» (истощение общего ресурса из-за его чрезмерного использования членами общины). Он отмечает, что множество проблем в медицинском обслуживании связано с тем, что пациент не платит врачу.

«Каково технологическое будущее медицинского обслуживания? Получит ли широкое распространение онлайновое диагностирование и выписка рецептов?» — задается вопросами Босворт. По его мысли, люди будут работать в команде, медицинское наблюдение станет постоянным, а не эпизодическим и компьютерные технологии позволят предупреждать людей о потенциальных проблемах со здоровьем, не дожидаясь пока болезнь начнется и станет трудноизлечимой. Выписка рецептов не во всех случаях будет онлайновой. В каких-то стандартных ситуациях, скорее всего, так и будет, но во многих других случаях врачи все еще будут принимать решение о выписывании или замене препаратов. У пользователей в распоряжении будут программные средства, помогающие узнать, что может быть причиной того или иного симптома и с какой вероятностью. По мнению Босворта, такая система спасла бы жизнь его матери, которая умерла от рака яичников. Врачи станут интерактивными партнерами пользователей, что позволит им эффективно участвовать в создании и накоплении практических знаний. Виртуальные визиты к врачу посредством видеоконференций повысят эффективность лечения, избавив пациентов от необходимости поездок, а также будут иметь психологический эффект.